Белорусские хроники 1945-го. Ялтинская конференция и классовый раздел в Западной Беларуси

Источник материала:  
08.04.2015 07:03 — Новости Общества
70 лет назад, в апреле 1945 года, ЦК КП(б)Б принял постановление "О ходе наделения безземельных и малоземельных крестьян землей в Барановичской области". Аграрные решения в пользу сельской бедноты принимались и в Брестской, Гродненской, Молодечненской, Пинской областях. Семьям колхозников – воинов Красной армии, а также инвалидам Отечественной войны, не имеющим коров, начали бесплатно передавать трофейный скот. Целью этих партийных решений было "сплочение масс вокруг органов советской власти".


 Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте. Февраль 1945 г

Между тем еще 11 марта 1945 года в газете "Советская Белоруссия" появилась (очевидно, по недосмотру) заметка в шесть строчек "Брестская область выполнила план мясопоставок первого квартала":

 
Невероятно! Единоличники сдавали явно не последний скот, хотя согласно канонам советской пропаганды все деревни после германской оккупации должны были выглядеть, как на плакате московского художника Василия Елкина "Протянем руку братской помощи жителям сел и городов, освобожденных от фашистов":


 
В первом квартале 1945 года западнобелорусские крестьяне обеспечили сверхплановую сдачу мяса в фонд героической Красной армии, а не искали "руку братской помощи" из восточных районов СССР. И как раз об "излишне богатых" говорил на Февральском пленуме ЦК КП(б)Б товарищ Пономаренко:
 
"В западных областях Белоруссии, в условиях единоличного крестьянского хозяйства, имеется сейчас значительная часть кулачества, являющегося непримиримым врагом советской власти. Кулачество не только сохранило при немцах экономические позиции в деревне, но и значительно усилило их. Вот, например, по Брестской области 9,5 процента крестьянских хозяйств имеют 23 процента земли. Из 89 тысяч крестьянских хозяйств 42 тысячи хозяйств имеют лошадей, причем многие хозяйства имеют по 2–3 лошади, а 47 тыс. хозяйств, главным образом бедняцких и середняцких, не имеют лошадей".
 
Весной 1945 года в очередной раз проявилась закономерность: как только куда-либо приходят (возвращаются) большевики – там немедленно наступает голод, возникают товарный и жилищный кризисы. Руководить самодостаточным народонаселением большевики принципиально не могли. Им опасен был внутренне независимый человек, который знает, чего он хочет и как этого добиться, который строит отношения с другими людьми на уважении.
 
А нужен был человек-винтик, в сознании которого укоренилось: всем хорошим в своей жизни он обязан Великому Октябрю, советской власти и родной коммунистической партии.
 
Причем здесь Ялтинская конференция – встреча глав правительств СССР, США и Великобритании, которая проходила с 4 по 11 февраля 1945 года?.. Штука в том, что на Ялтинской конференции не был окончательно решен вопрос о границах СССР и Польши. Хотя в общем предполагалось, что граница пройдет по линии Керзона, предложенной еще в 1920 году. Также предполагалось, что некоторые отступления от линии будут сделаны в пользу Польши.
 
На этом фоне среди населения множились слухи и домыслы, происходили разного рода эксцессы. Из докладной записки председателя СНК БССР П.К. Пономаренко на имя И.В. Сталина о ходе выполнения соглашения правительства Белорусской ССР и Польского комитета национального освобождения от 9 сентября 1944 года об эвакуации белорусского населения из Польши в БССР и польского населения из БССР в Польшу:
 
В районах БССР в начале работы по выполнению соглашения об эвакуации польскими контрреволюционными элементами велась агитация против подачи заявлений на эвакуацию, распространялись всевозможные провокационные слухи о том, что поскольку граница БССР с Польшей еще не определена и западные области могут отойти к Польше, то подавать заявления не следует.
 
После же состоявшихся решений на Крымской конференции, окончательно определивших восточную границу Польши по линии Керзона, контрреволюционные националистические польские элементы и ксендзы повели агитацию о массовой подаче заявлений на эвакуацию, мотивируя это тем, что поскольку большинство населения подаст заявления на эвакуацию из районов западных областей БССР в Польшу, то будет пересмотрен вопрос о самой эвакуации, и эта территория отойдет к Польше.
 
Участники контрреволюционного бандповстанческого подполья, дезертиры и уклоняющиеся от призыва в Красную Армию из поляков в результате проводимой агитации начали использовать это мероприятие в своих преступных целях.
Произведенной нами проверкой работы по эвакуации в районах Полоцкой области установлены следующие факты.
 
В Друйском сельсовете Браславского района по данным сельсовета и по показаниям местных старых жителей насчитывается всего 11 польских хозяйств, по паспортным карточкам районной милиции, которые выдавались в 1940 году, значится 38 человек поляков, а зарегистрировалось на эвакуацию в Польшу из этого сельсовета 206 хозяйств.
В Урбанском сельсовете того же района по данным сельсовета имеется только 5 польских хозяйств, а зарегистрировалось на выезд в Польшу 266 хозяйств.
 
При проверке пунктов регистрации на эвакуацию в этом районе установлено, что туда приходят крестьяне не столько для того, чтобы зарегистрироваться на выезд в Польшу, сколько для того, чтобы засвидетельствовать свою принадлежность к польской национальности. Об этом свидетельствует тот факт, что из записавшихся крестьян на выезд в Польшу преобладающее большинство их приступило к проведению весеннего сева. В беседах с крестьянами на пунктах регистрации многие из них заявили, что "мы никуда не поедем, но поскольку все идут регистрироваться, то и мы пришли". А одна женщина заявила, что ее насильно заставили пойти на регистрацию для выезда в Польшу, и когда проверяющие разъяснили ей, что выезжать не обязательно, и что регистрируют на выезд только желающих, то она выразила благодарность за разъяснение и ушла с пункта регистрации.
 
В Ошмянском, Островецком, Юратишковском и др. районах Молодечненской области контрреволюционными националистическими элементами распространены провокационные слухи о том, что кто не запишется на эвакуацию в Польшу, тот будет облагаться налогом в 3 тысячи рублей, а впоследствии будет выслан в Сибирь.
 
Жительница деревни Бычки Ошмянского района Молодечненской области Урбанова Александра, по национальности полька, заявила представителю СНК БССР по эвакуации Пархимовичу: "Я не хочу ехать в Польшу и не поеду, но прошу дать мне справку о том, что я как будто записалась ехать в Польшу, ибо мне угрожают смертью жители нашей деревни". Кто эти лица, Урбанова назвать отказалась.
 
Житель гор. Гродно Роман Вацлав в разговоре со своими приближенными заявил: "Я хотя и записался на выезд в Польшу, но туда не поеду. Скоро будет международная конференция, и положение изменится, Польша будет в границах 1939 года. Как только кончится война с Германией, то Америка и Англия из гор. Гродно и других польских городов советскую власть выгонят".
 
Житель гор. Гродно Каратюк, сотрудник горфо, в беседе со своими сослуживцами заявил: "Конец войны приближается, Англия и Америка рассчитывают через Турцию напасть на Советский Союз, и тогда гор. Гродно будет опять польским городом".
 
Старшая медсестра Гродненской инфекционной больницы Луговая Галина Николаевна, по национальности полька, в разговоре с сослуживцами заявила: "Всех поляков, которые добровольно не выедут в Польшу, будут увозить в Сибирь, так как Гродно является пограничным городом и всегда находится на военном положении".
 
Жительница гор. Бреста Петровская Ольга, полька, в беседе со своими приближенными заявила: "За поляков Красная Армия не воюет, а воюет английское войско, которое и освободило Польшу, если бы Англия не давала продуктов советской власти, то Советы подохли бы давно. Не зря руководство советской власти пригнало столько людей с востока, там они сидели голодом, но в Бресте Советов не будет, а будет Великая Польша…" 
Весной 1945 года значительная часть сельского населения Беларуси (не только западной) "голосовала ногами" против советской власти. Сравнительные цифры следующие: только в апреле поступили заявления на эвакуацию из БССР в Польшу от 17 134 хозяйств, в них членов семей – 55 348 человек; об эвакуации из Польши в БССР поступили заявления от 599 хозяйств, в них членов семей – 2089.
 
В той ситуации "поляк" – это было мировоззрение, а не национальность или церковная принадлежность. Фактически произошел классовый раздел народонаселения. Кто был в этом виноват?..
 
Крайними сделали сотрудников барановичской областной газеты "Чырвоная Звязда".


  
В постановлении ЦК КП(б)Б от 10 апреля 1945 года про газету скажут: "Не поднимала вопросов разоблачения лживой фашистской и кулацко-националистической клеветы о колхозах, не освещала мероприятий советской власти по восстановлению законных прав крестьян на землю и не подвергала большевистской критике руководителей, затягивающих восстановление землепользования безземельных и малоземельных крестьян"

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь

Читайте также:
Лозунг "Больше внимания огородничеству!" и начало разминирования сельхозугодий >>>  

Дети войны и зловредный Кацнельсон >>>  

Борьба с паводком и выставка проектов реконструкции Минска >>>  

Пионерам – Артек, начальству – новые квартиры, колхозникам – ярмо >>>
←Как и куда распределяют выпускников педагогических вузов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика