Абитуриент-2015. 5 лет учебы - 5 лет сомнений. Истории тех, кто с получением диплома не прекратил искать призвание
Выбрать специальность по душе с первой попытки получается не у каждого. Особенно когда тебе 17 лет. Мы пообщались с теми, кто совершил ошибку, но всеми силами старается ее исправить. Каково это – уже в сознательном возрасте повернуть жизнь на 180 градусов? Как на это реагирует окружение? О чем стоит помнить абитуриентам перед тем, как определить свое будущее на ближайшие годы?
Спецпроект Абитуриент-2015 посвящен нынешней вступительной кампании.Мы расскажем о том, как правильно выбрать профессию и потом не жалеть об этом, об этапах подготовки абитуриента к поступлению, затронем жилищный вопрос будущих студентов, поговорим о ЦТ, распределении, трудоустройстве после вуза и о многом другом.
Из преподавателя иностранных языков – в медики
Татьяна Прудникова – студентка 3-го курса лечебного факультета медицинского университета. В ее жизни это уже не первый вуз. После окончания школы девушка решила стать преподавателем английского и немецкого языков и поступила в Брестский педагогический университет.
– Романтика, интересно, класс с углубленным изучением языка, – объясняет свой выбор в те годы собеседница. Родители это решение в целом поддержали, хотя поначалу отец Татьяны советовал ей поступать в медицинский. Но в тот момент девушка решила, что боится крови, и пошла по наиболее легкому пути – продолжила заниматься тем, что хорошо получалось в школе.
О медицине наша собеседница узнавала главным образом от сестры, которая работает на станции скорой помощи. На каникулах между 4-м и 5-м курсами Татьяне даже довелось 3 месяца помогать ей в качестве санитарки. Девушка была полна впечатлений.
– Мне очень понравилось, я ездила на вызовы, говорила с врачами, слушала их замечательные рассказы, как они работают, что видят, какие случаи бывают. И начала задумываться над тем, что с моим первоначальным выбором что-то не так.
Я работала с детьми разного возраста, им ничего не интересно, я не чувствовала отдачи, не чувствовала, что несу что-то хорошее в этой жизни
К концу пятого курса Татьяна все больше понимала, что преподавание ей не подходит. Девушка начала оценивать перспективы будущей профессии, прошла практику, после получения диплома полтора года отработала в школе.
– Не нравилось отношение родителей и детей, которые уверены, что учителя им постоянно чем-то обязаны. Я работала с детьми разного возраста, но многим из них все это просто не надо, как ни пытайся их заинтересовать, поощрить, увлечь, какие методики и игры ни применяй. Я не чувствовала отдачи, не чувствовала, что несу что-то хорошее в этой жизни.
Попробовать себя в качестве переводчика Татьяна не захотела.
– Вы знаете, это все хорошо звучит. Но работа переводчиком в большинстве своем заключается в том, чтобы сидеть за компьютером и переводить технические тексты, как делают многие мои знакомые. Мне было скучно.
Я очень боялась проснуться в 40 лет и сказать: почему я не поменяла свою жизнь?
Второе высшее образование в медицинском университете еще несколько лет оставалось для нашей героини мечтой.
– Сами понимаете: возраст, 6 лет еще тут учиться, родителям страшно было сказать, но мысли такие были. А потом в один прекрасный день мне сестра говорит: попробуй, а почему бы и нет? Я пошла и попробовала. И все получилось!
Татьяна подчеркивает, что принятое решение не было внезапным. Неудовлетворенность собой накапливалась постепенно.
– Я очень боялась проснуться в 40 лет и сказать: о боже, почему я не поменяла свою жизнь!
При этом желание стать медиком не было связано с общепринятыми высокими идеалами – миссией спасителя.
– Это даже сложно описать. Мне скорее хотелось просто знать, что делать в страшных ситуациях, которые, к сожалению, встречаются довольно часто, иметь возможность помогать своим близким. Медицина сама по себе прекрасна. Не зная английского языка, можно прожить, а вот без медицинской помощи – очень сложно.
В университете Татьяна Прудникова сейчас учится платно: по законам нашей страны второе высшее студенты получают только за деньги. Приходится в свободное от учебы время подрабатывать преподавателем на курсах иностранного языка. Выручает также материальная поддержка родителей. Поначалу к желанию дочери снова стать студенткой они отнеслись по-разному.
– Отец сказал: иди, дочка, учись, и мне было очень приятно. А мама была против, говорила, Таня, подумай, тебе уже столько лет, а еще так много учиться придется и все такое. Потом, естественно, поддержала.
Совмещать учебу на дневном отделении и работу, рассказывает наша героиня, непросто – свободного времени практически не остается. Радует то, что с каждым курсом предметы становятся все более специализированными, а учеба – интереснее.
В том, что после окончания вуза Татьяна непременно будет работать в медицине, она уверена на 100 процентов. Несмотря на то что практику сейчас проходит в не самом простом месте – хосписе, разочарования в профессии не почувствовала.
– Вы знаете, теперь я даже хотя бы своей семье те же банальные уколы могу сделать, понять сложные медицинские термины в инструкции, объяснить что и как. Да, я уже чувствую отдачу, мне приятно, это хотя бы не зря.
Денежный вопрос Татьяну Прудникову мало волнует. Иногда среди студентов возникают разговоры о низких зарплатах медиков, но они надеются, что к концу обучения все будет по-другому.
– Самое главное, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь, я не хочу провести эти 6 лет, беспокоясь о деньгах.
Совет абитуриентам:"Выбор профессии – это палка о двух концах. Мне нравится, как это делают на Западе. У них есть такое понятие, как пропущенный год. Ребята оканчивают школу и еще один год ничего не делают, подрабатывают, а потом более осознанно выбирают себе специальность. У нас, к сожалению, такое невозможно.
Я считаю, что в это время очень много романтизма. Надо думать, очень хорошо думать. Наверное, все-таки есть смысл в чем-то слушать родителей, ведь мой отец в какой-то степени оказался прав. Но убрать фантазии и мечты – это однозначно, потому что мы насмотримся американских фильмов, а все немножечко по-другому оказывается. Мне повезло, что удалось поработать в медицине до поступления. Это сыграло большую роль".
Из программиста в монтажеры, операторы и режиссеры
26-летний Артем Богославский – тоже студент, уже который год. Учится заочно в Академии искусств на режиссуре видеофильма, кроме того, в конце весны планирует уехать в Москву на двухгодичные высшие сценарные и режиссерские курсы. Трудно представить, что этот увлеченный творчеством молодой человек изначально получил техническое образование в БГУ.
Артем признается, что в школьные годы послушался совета отца.
– У меня папа-программист, он мне так и сказал: ты пока не понял, что тебе от жизни надо, поступи на матфак, хороший факультет, не блатной, ребята нормальные, и главное, что мозги не заржавеют.
У самого Артема тогда было много мыслей по поводу того, чем было бы интересно заниматься. Еще в школе с другом он начал снимать небольшие видеоролики, но всерьез к этому увлечению не относился. Точные науки парню тоже были интересны, он учился в специализированном классе и "как-то по инерции" поступил на прикладную математику.
– Видимо, надо было быть, как все, в тренде, – смеется собеседник. – При этом на меня родители не давили. Можно психологически перекладывать ответственность на кого-то другого, но свой выбор ты всегда делаешь сам.
А дальше – 5 лет учебы и 5 лет сомнений.
– Не могу сказать, что у меня вообще ничего не получалось, но и тяги какой-то особенной тоже не было. В итоге как-то серенько, средненько я и закончил.
В студенчестве Артем нашел для себя отдушину в туристической тусовке, ходил в походы: лыжные, водные, пешие. Но в один прекрасный момент подошло время распределения. Наш герой постарался быть перед собой максимально честным: работать по специальности он не хотел. Более того, даже во время практики предпочитал оставаться на кафедре и развивать научную деятельность.
Чтобы принять окончательное решение, Артем взял лист белой бумаги и попытался на нем написать все, что ему нравилось делать, начиная с детства. Оказалось, что его мечта – снимать видео в путешествии.
Вариантов у нашего героя было немного: устроиться на работу в киностудию или на один из телеканалов, причем кем угодно. Логика была проста: уже в процессе молодой человек надеялся сместиться в то направление, которое заинтересует его больше всего. На собеседовании на телеканал СТВ Артем немного приукрасил свои умения, в анкете указал, что владеет всеми программами, о которых когда-либо слышал. В итоге молодой человек приступил к видеомонтажу, чем и занимался с удовольствием последующие несколько лет.
– А потом было так забавно: я решил съездить на Камчатку, предложил сделать об этом сюжет, мне дали добро, выдали майку СТВ-шную и пуховик на микрофон. И я иду такой по коридору и улыбаюсь, потому что перед глазами вижу этот список, в котором написано: снять программу в путешествии!
Первые годы работал за интерес
Работал Артем в прямом смысле за интерес, потому что зарплата первые годы была просто копеечная. Параллельно молодой человек учился в киношколе (частные курсы), где изучал основы режиссуры, операторского и актерского мастерства, сценаристики. Однажды услышал совет от Александра Сокурова: режиссер должен уметь все: встать за камеру, если нужно, за дирижерский пульт, посчитать смету или нарисовать эскиз костюма. Так родилась идея переквалифицироваться в операторы, чтобы научиться и этому на профессиональном уровне (высшая цель была и есть – стать режиссером).
Сегодня Артем снимает сразу для нескольких программ и телевизионных студий и параллельно учится в Академии искусств на заочном отделении, куда поступил вместе с компанией выпускников киношколы. Переподготовка двухгодичная, достаточно много практики. Но молодой человек решил на этом не останавливаться и продолжить учебу на более высоком уровне. На этот раз выбор учебного заведения Артем Богославский делал более чем осознанно. Узнал, в каких ближайших к нам городах наиболее сильные киношколы (Прага, Лодзь, Москва), съездил в каждый из них, зашел в деканат, пообщался со студентами.
Остановился на курсах в Москве, куда для поступления нужно было сдать творческий экзамен и пройти собеседование.
– В первый же день, когда вышел с этих курсов, я почувствовал, что всё – это, наверное, и есть то, что надо. Почувствовал какую-то гармонию, созвучие с собой, и как будто бы от меня уже ничего не зависит, все так и будет.
Весь год Артем усиленно работал, чтобы накопить на первый взнос в Москве, и продолжает откладывать деньги "в кубышку". Цена обучения – 395 тысяч российских рублей, дневная форма, общежитие предоставляют. С работой, скорее всего, совмещать не получится (учеба 5-6 дней в неделю), поэтому понадобится помощь родителей. Они, кстати, сына полностью поддерживают.
– Ни разу не было такого, чтобы сказали: тебе уже столько лет, а ты еще не прекращал учиться...
Учебу в Москве Артем Богославский воспринимает как своего рода тест на профпригодность. Мечтает снять хороший короткометражный фильм, чтобы понять, в правильном ли движется направлении. Даже тот факт, что у Артема все еще нет семьи, в каком-то роде осмысленное решение.
– Я понимаю, что это большая ответственность, что нужно будет для этого пожертвовать очень многим – временем, вниманием, заботой, поэтому я стараюсь с этим повременить. Хочется встать на ноги и понять: окей, вот это моя дорога, и можно по ней идти, и тогда можно уже идти по ней вместе.
Совет абитуриентам:"Я не могу сказать, что в университете были потерянные годы, потому что, действительно, как папа говорил, мозги у меня не заржавели. Но, конечно, жаль, что к моменту окончания школы я не был подготовлен к выбору, сам себя не подготовил, откладывал решение на потом. Так что хочется пожелать тем, кто стоит на пороге поступления, взять белый лист бумаги и постараться быть честным перед собой. Написать в одной колонке, что я по-настоящему люблю делать, что получается и приносит радость. А в другой – что точно не моё. И пусть это будет только вашим решением".