"Минские кухни". Владелец Re:Public о списке неблагонадежных клубов, о борьбе со спайсами и жизни в кризис
19.03.2015 07:35
—
Новости Общества
Чуть больше месяца назад заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко обсуждал с владельцами минских клубов проблему наркотиков, а чуть позже городские власти ввели возрастное ограничение до 18 лет на концерт всемирно известной метал-группы Sepultura. Чтобы обсудить эти события, мы отправились на кухню к владельцу столичного клуба Re:Public Андрею Старцеву. Он нам рассказал еще и о том, почему многие официанты в столичных заведениях невежливые и по каким причинам выручка его заведения сократилась в три раза.
"С появлением детей я перестал готовить и ходить в рестораны"
Андрей живет в двухкомнатной квартире в Зеленом Луге уже около 4 лет. Жилище продавалось с мебелью, поэтому кухня – плод работы предыдущих хозяев.– Но менять что-то здесь я уже не планирую, так как в связи с рождением детей думаем когда-нибудь переехать в более просторную квартиру.
Рождение сыновей чуть больше года назад поменяло не только планы, но и текущий ход жизни Андрея. Он говорит, что раньше почти всегда готовил ужин для всей семьи, а сейчас перестал.
– Сейчас главные короли у нас в семье – это маленькие сыновья, которых кормит жена. А я уже появляюсь в кухне только после того, как положим их спать, и то лишь для того, чтобы что-то перекусить. В девять вечера уже нет никакого настроения и сил, чтобы готовить.
С появлением детей семья Старцевых перестала ходить и в рестораны. Собеседник говорит, что побывать в заведениях успевает только пару раз в неделю на обеде.
– Постоянного места, куда я хожу, у меня нет, но мне нравится "Пит-стоп" в "Короне" на "Молодежной", потому что там можно выбрать блюда на любой вкус и уложиться при этом тысяч в 80 за обед. "Папараць-кветка" в "Замке" – тоже неплохой ресторан, но первое место мне нравится больше.
Андрей также хвалит и арт-кафе "Битлджус" на Калинина, куда ненадолго заскочил по делам и был приятно удивлен.
– Великолепно! Ничего вычурного, но наличие оригинальных деталей вроде старого таксофона и музыкального автомата делают весь интерьер. Могу сказать, что Ян Бусел (владелец заведения. – TUT.BY) молодец, и я за него порадовался.
"Если официант невежливый, то никакими деньгами это не исправишь"
Но кафе не сделаешь нормальным одними усилиями владельца, ведь для этого нужна хорошая команда, с чем иногда бывают проблемы. Старцев отмечает, что главная беда минских заведений – официанты.– Ведь у нас, наверное, только процентов пять официантов – профессионалы, а все остальные воспринимают эту работу как временную, поэтому они забывают, ленятся и не всегда приветливы. Например, у нас в клубе из шести официантов только один профессиональный.
И это, по словам собеседника, данность, с которой приходится работать. Он говорит, что на должность официанта, который бросит эту работу после пятого курса, всегда нужно искать шустрого и легко обучаемого человека. Деньгами же, по мнению Андрея, молодых людей не особо привлечешь.
– За больше денег он поработает 15 минут, забудет это и будет работать так же некачественно. Если он медлительный, невежливый и необучаемый, то никакими деньгами это не исправишь.
А платят в Re:Public, по словам собеседника, достойно: не выходя за рамки зарплат в других клубах. При этом, отмечает Старцев, чтобы нанять двух официантов, нужно дать попробовать поработать десятерым, поэтому поиск толковых ребят занимает около 3-4 месяцев.
– Еще одно важное требование: официант не должен быть меломаном, ведь в таком случае человек не сможет качественно выполнять работу. Бывало и такое, что девочка станет, откроет рот и слушает полчаса концерт. Или вместо того чтобы протирать столы перед мероприятием, она дежурит у гримерки с фанатами.
"Слава богу, что на drum'n'bass в Минске приходит хотя бы 100 человек"
Правило не брать в официанты меломанов возникло потому, что Re:Public изначально задумывался как концертный клуб и в основном таким и остался. А вот мнение, что большое количество столичных клубов очень похожи, Старцев не разделяет.– В каждом клубе есть свой диджей, ведущий и публика, поэтому в Минске можно найти клуб на любой вкус. И если бы какого-то клуба не хватало, то он бы обязательно появился. Есть бизнесмены, которые только и ищут, чего у нас не хватает.
По словам Андрея, спрос со стороны минчан отрегулировал и то, что в городе только один большой концертный клуб.
– На второй Re:Public спроса нет, ведь двухмиллионный город – это маленький город, учитывая то, какой процент жителей ходит по клубам. Ведь пробовали сделать еще один концертный клуб – "Пираты", но попросту не проводят у нас столько концертов.
Собеседник считает такое состояние дел данностью, которую нужно принимать, ведь в Минске в принципе слабо развита индустрия развлечений, тем более для более узкого круга людей.
– И то, что в клуб Shelter на местный drum'n'bass приходят по 100 человек, – это уже неплохо для нашего двухмиллионного города. И слава богу, что у ребят есть возможность собирать каждую субботу такое количество людей.
"Концертов проводим столько же, а выручка просела в два-три раза"
Количество же посетителей концертов в Re:Public всегда было на нормальном уровне и, как отмечает владелец клуба, не сократилось сейчас. Но это вовсе не означает, что на бизнес Старцева не влияет кризис.– Да, люди покупают билеты на концерт, но уже практически ничего не тратят в клубе. Уже около трех месяцев средний чек на одного посетителя – 30 тысяч, а это означает, что многие вообще ничего не покупают: берут полторашку на заправке, выпивают под клубом и идут на концерт. Выходит, что мероприятий столько же, людей – столько же, а выручка просела в два-три раза, чего еле-еле хватает, чтобы свести концы с концами.
По этим причинам, отмечает собеседник, они сократили людей, отвязали зарплаты от доллара и ввели еще одну дополнительную дискотеку в воскресенье (раньше были только по пятницам и субботам. – TUT.BY). Говорит, что будут выживать любыми способами. Правда, пока Старцев не уверен, что, как в прошлые годы, будут брать кредиты, чтобы пережить лето, когда концертов практически нет.
– Да, раньше были кредиты в белорусском банке от 35 до 60% годовых, ведь вариантов взять в долг у знакомых либо заложить свои деньги было немного. Что же делать в этом году, я сказать не могу, ведь я не знаю, как сложится ситуация к лету. Спланировать вообще ничего нельзя, учитывая то, что впереди еще 3 месяца концертного сезона.
"Белорусские группы делают билеты на концерты даже дешевле, чем раньше"
И тенденции к тому, что концертов станет заметно меньше, нет, считает Старцев. Более того, белорусские группы и сегодня поют по докризисным ценам.– Многие стараются сделать даже дешевле, чтобы пришло как можно больше людей. Артист ведь есть артист, поэтому он хочет выступать для как можно большей аудитории. И мне очень приятно, когда люди приходят на белорусских артистов, ведь они – моя любимая публика.
Группы из Украины и России, по словам собеседника, также не хотят терять белорусскую аудиторию, поэтому они тоже не стали приезжать к нам реже. Более того, терять есть что, ведь, по наблюдениям Старцева, публика на минских рок-концертах с годами стала значительно лучше.
– Все стали вести себя более культурно. И если лет 10 назад стейдждайвинг и слэм были хаотичными и опасными для здоровья, то сейчас это "очень причесано".
"Я не понимаю, почему встреча с Карпенко вызвала такой резонанс в СМИ"
Несмотря на то, что культура посетителей Re:Public возросла, Андрей Старцев был приглашен вместе с владельцами других клубов на недавнее совещание с зампредом исполкома Игорем Карпенко, на котором обсуждалась проблема распространения наркотиков в клубах. При этом собеседник не понимает, почему эта встреча вызвала такой резонанс в СМИ.– Это ведь была обычная встреча в рамках реализации "антинаркотического" декрета, для претворения в жизнь которого, как я понимаю, городские власти обязали провести ряд мероприятий. На первом из них я и побывал.
Старцев говорит, что на встрече не было ничего особенного, и анонсированный список неблагонадежных клубов – это совсем не то, о чем все подумали.
– Это просто перечень заведений, на которые будет обращено особое внимание по причине их особой популярности. Ведь почему-то считают, что именно в клубах употребляют наркотики, хотя в Re:Public такой темы не существует вовсе. Да и вообще, все наркоманы сидят по хатам и редко куда выходят.
Да, но ведь городские власти волнует вопрос не столько тяжелых наркотиков, сколько распространенных в последнее время спайсов.
– Насколько я знаю, милиция этим вопросом занимается давно, а сейчас вышел декрет – и на эти вещи обязали реагировать чиновников. И если не отвлекаться на личности, Карпенко сделал свою работу как положено, рассказав о положениях этого нормативного документа и о мерах, которые будет принимать Мингорисполком в случае нарушений.
"Практически на каждой дискотеке есть попытки пройти по чужому паспорту"
Андрей рассказывает, что действия чиновников его не пугают, ведь он давно сотрудничает с милицией в вопросах борьбы с наркотиками. Говорит, что раз-два в год бывают случаи, когда у посетителя находят наркотики и сдают его правоохранителям. Но, по мнению собеседника, чем больше органов включается в этот процесс, тем лучше.– Человек не должен думать, что если его не поймала милиция, то он может быть спокоен, поэтому пускай в эту борьбу включается хоть прокуратура, хоть налоговая, хоть ЖЭСы ходят нюхают по подъездам. С этим бороться нужно всем миром.
Но, говорит Старцев, пока есть спрос, будет и предложение. А чтобы спрос упал, по его мнению, должна быть не только масштабная государственная программа, но и профилактика в каждой семье.
– Одному моему сыну от прошлого брака 31, другому – 26, и их эта беда миновала. И я буду делать все возможное, чтобы она миновала в будущем и моих маленьких сыновей. Родители всегда должны знать, где и с кем их дети.
Многие родители вряд ли знают и о том, что их несовершеннолетние чада иногда ходят по ночным дискотекам, о чем также шла речь на совещании у Карпенко. Хотя, говорит собеседник, милиция и так примерно раз в месяц проверяет публику в их клубе, но еще ни разу не нашла там несовершеннолетних, которых на входе отсеивает охрана.
– Попытки попасть в клуб по чужому паспорту у нас есть практически на каждой дискотеке, ведь в большой компании обязательно найдется тот, кому нет 18-ти.
"Лучше бы не ограничение 18+ вводили на Sepultura, а сделали скидку для несовершеннолетних"
Зато на концерты в Re:Public, которые заканчиваются к десяти вечера, могут приходить зрители всех возрастов. Правда, на недавнее выступление бразильской трэш-метал-группы Sepultura управление идеологической работы Мингорисполкома установило ограничение до 18 лет.– Это необъяснимое указание, против которого у организаторов даже не было времени протестовать, и слава богу, что группе за 10 дней до концерта вообще дали гастрольное удостоверение. Хотя я бы посоветовал управлению идеологической работы обязать организатора не ограничение возрастное устанавливать, а сделать скидку в 50% на Sepultura для несовершеннолетних, чтобы ребята могли приобщиться к мировой культуре.
Старцев повторяет, что не видит объяснения произошедшему, но говорит, что ничего страшного в регулировании идеологами концертной деятельности нет.
– Наверняка у них это прописано в должностных обязанностях, и я считаю правильным, что государство следит за порядком. Но в процессе реализации иногда бывают перегибы, поскольку этим занимаются люди. Не знаю, у кого учатся наши чиновники, но почему-то они иногда проявляют в своих действиях воинственность, бряцают оружием, что вызывает у многих людей негативную реакцию.
Но ведь и чиновники – это те же минчане, которые, по наблюдениям Андрея, имеют значительно больше положительного, чем отрицательного. Он отмечает, что по сравнению с другими городами страны в Минске все очень хорошо одеты, смотрят в глаза и улыбаются. Хотя, по словам собеседника, в жителях столицы еще осталась провинциальность.
– И это хорошая провинциальность, ведь она выражается в искренности и умении чему-либо удивляться. И если наши люди переймут опыт других столиц, где говорят: "Я все знаю", - то с ними станет неинтересно и скучно жить.
4 минских вопроса Андрею Старцеву
– Какое здание или сооружение в Минске вы бы снесли в первую очередь?
– Я бы ничего не сносил, но как-то переделал бы Дворец молодежи и перенес в центр. А то как-то он удручающе выглядит.
– Кому бы вы поставили в Минске памятник?
– Владимиру Мулявину. Это человек, который первый прославил Беларусь на весь мир.
– Кого вы считаете самым значимым минчанином в истории?
– Из ныне живущих самый значимый минчанин – это Сергей Михалок, потому что молодежь любит его и поддерживает все его действия.
– Куда вы ведете иностранных гостей в Минске в первую очередь?
– В Троицкое предместье, ведь это кусочек старого Минска, да и там просто красиво.