"Сначала было страшно. Не представляла, как буду здесь работать". Как белорусские психохроники учатся жить, как все
26.02.2015 10:55
—
Новости Общества
Перед нами – рисунок Стаса Королева. Он живет в интернате для психохроников около 15 лет. Вообще Стас – лежачий больной. Раньше забота в учреждениях о таких сводилась к базовым понятиям: чтобы одет был в чистое, накормлен, и чтобы не было пролежней. Теперь Стас пишет ногой картины, сооружает цветочные клумбы, учится самостоятельно планировать свой день. И воспитатели Стаса понимают, насколько большая это победа – для него и для них самих.
TUT.BY побывал в Богушевском интернате для детей с особенностями психофизического развития и посмотрел, как сегодня живут его воспитанники.
Рябцево находится в стороне от поселка, километрах в двух. Ехать к нему нужно по лесной дороге. Многие сотрудники ездят в интернат из поселка на велосипедах – летом основательная велопарковка у здания заполнена.
Интернат в прошлом году отметил сорок лет, директор интерната Виктор Суворов проработал здесь больше двадцати. Он рассказывает, что интернат для детей с особенностями психофизического развития переехал под Богушевск из Полоцкого района. Здание здешнее было рассчитано на 150 человек, а жили здесь все 300:
– Была переполненность и маловато условий, чтобы здесь нормально жить. Когда я пришел сюда – тут было 310 человек. В 2002 году пристроили новый корпус, а людей немного разобрали... Сейчас у нас 272 человека, вместе с теми, кто живет в домиках. Работников у нас приблизительно 230 – почти что на каждого воспитанника по человеку. За ними нужно ежеминутное наблюдение, это все серьезная работа.
Директор интерната водит нас с этажа на этаж, показывая кабинеты, знакомит с воспитателями, нянечками и детьми.
– Вы заметили, сколько у нас цветов? – спрашивает Суворов. – А раньше ни одного цветочка не было. Потому что нам говорили: они их поедят! И что? Никто не ест. Наоборот – попробуй при детях цветок обидеть, сорвать. Они такие, что сразу станут защищать. Когда-то нас воспринимали как "дурдом", которым пугали детей. Люди считали, что тут на соломе, на тюфяках спят...
Виктор Суворов добавляет, что созидание и во вне, и внутри интерната поначалу давалась непросто.
– Первый год сад посадили: 100 яблонь, 100 груш, 100 слив – так повыдергивали все, поломали. Посадили снова на следующий год. Ну а как побеждать? Только показывая пример. И еще помогает результат. Когда человек видит результат – приходит осознание, что надо дальше делать.
Сейчас у интерната в Богушевске своего сада нет, но есть большое подсобное хозяйство. Интернат полностью обеспечивает себя овощами и молоком.
– Там такие дети – нормальные члены общества, такие как все. У нас же они как изгои были. Вы же понимаете – закрытое учреждение, и никто со стороны не знал о них…. Если раньше наши не выходили за ограду интерната, то теперь они побывали везде: в Беловежской пуще, в Минске, Полоцке, Могилеве, Москве, Смоленске. А также в Польше, Ирландии, Италии, Иерусалиме.
О первом, уже точно успешном, проекте с иностранцами расскажем позже. Пока же о новом, который только начали.
– У нас тяжелобольными, конечно, слабо занимаются, особенно раньше. Критерии такие были: главное – чтобы им было где лежать, что есть, было тепло и не было пролежней. Теперь критерий, конечно, другой: мы должны реабилитировать, развивать лежачих детей, делать их жизнь интересной, доступной для развития, – говорит директор.
Программу назвали "Дойти до каждого ребенка", но Суворов говорит: "Вы не думайте только, что это какие-то пустые слова". Кроме шведов помогают интернату в новом деле Витебские педагогический и медицинский университеты – они диагностируют проблемы детей и разрабатывают для них индивидуальные программы.
– Мы покупаем специальные многофункциональные кровати, которые развивают двигательную активность, ходунки, кресла, стулья для больных со спинномозговой травмой. Многое наши преподаватели делают сами. Все это приспособления, чтобы жизнь наших "лежаков" (их в интернате 90) сделать лучше.
На покупку средств реабилитации в прошлом году потратили 180 миллионов рублей. В этом году на это выделено лишь 50 миллионов. Это – мизер, оценивают специалисты интерната. А результаты начавшейся работы уже есть.
– Посмотрите в палатах. Раньше там лежали дети – а теперь там "танкодром". Некоторые носятся во все стороны, иногда по интернату даже надо ловить. А когда-то не могли даже двигаться.
Новый проект рассчитан на 3 года.
– У нас есть такие, которых, конечно, если бы с детства занялись этим, могли бы поставить на ноги. Но у нас ни специалистов, ни оборудования для этого не было, – сожалеет директор о потерянном времени.
– Стол для пескографии стоит 6 миллионов, а мои вундеркинды сделали сами! – улыбается Виктор Суворов, описывая диковинки последних лет.
Инструктор изостудии Азиза Погорельская рассказывает, что и сама, благодаря работе, постоянно учится. Пескографию вот освоила по урокам, найденным в интернете. Она уверена, что и пескография, и другие виды изобразительного искусства приучают ребят думать.
Олегу Валушко в День всех влюбленных исполнилось восемнадцать. Он рисовал песком, когда мы вошли в изостудию: дом, море, девушка с красивыми волосами у окна, книга на подоконнике. Легко рассказать о своем рисунке Олег не может (целый букет болезней), но картина говорит сама за себя. Еще у Олега до локтей нет обеих рук – таким появился на свет. Родители от него отказались. Впрочем, большинство воспитанников этого интерната – отказники. Когда-то людям, у которых рождались дети с особенностями развития, прямо в больнице настойчиво предлагали – оставить их государству.
– Олежка вообще умничка. И песком красиво работает, и маслом. Где-то темнее, где-то светлее. В отличие от многих ребят, он видит оттенки и может их передать, – рассказывает Азиза Погорельская.
Директор интерната вспоминает, как шведские волонтеры когда-то обратили внимание на то, как Олег может работать с рисунком. Теперь над ним шествует белорусская воспитатель, а иностранцы делятся методиками.
– У нас один ребенок, с которым никто не мог сладить. Был в колледже неуправляемый, социально-запущенный. Чуть что – его в больницу на полгода запихнут и все. У нас он артист первой категории. Поет, танцует на роликах. Ну, нашли чем занять. А раньше почему не могли? А потому что такого внимания не обращали, – продолжает рассказ о воспитанниках директор. – У нас много есть таких, которые вроде ничего не умеют, а потом оказывается, что он – богушевский соловей, например. На международном вокальном конкурсе – приз зрительских симпатий.
Стас Королев живет в интернате для психохроников около пятнадцати лет из своих двадцати шести (в Богушевском интернате несколько отделений: для детей с 4 до 18, для молодежи с 18 до 31 и для лежачих больных). Он умеет писать картины ногой, в состоянии немного рассказать о себе (а раньше ни слова не говорил).
– А это как я делаю цветочную клумбу, – можно разобрать фразу, произнесенную Стасом. Ногой он показывает летнее фото: на нем он возле цветов из пластиковых бутылок, цветы делал сам.
Рассказывают, что Стас волнуется за своего брата-близнеца. У того проблемы со здоровьем еще большие – рисовать он точно не может.
В другом кабинете – занятия по арт-терапии. Преподаватель Ольга Давыденко объясняет, что для таких детей занятие декоративно-прикладным искусством – не просто хорошо проведенное время и не конкуренция в талантах.
– Все талантливые, у нас нет не талантливых. Даже тот, кто выполняет самую простую работу. Она радует порой не меньше, а иногда даже больше – потому что это получилось. Естественно, основная цель у нас – не создание каких-то шедевров, а именно реабилитация. Чтобы наши воспитанники совершенствовались, их диагноз не усугублялся, а наоборот – чтобы происходило восстановление личности. Вот у нас выложены простенькие, даже, казалось бы, элементарные работы. Но на них затрачено много труда, чтобы освоить основные элементы. И когда они уже освоены – процесс идет веселее, и мы выбираем более сложные работы, которые требуют усидчивости. Но когда есть навык – и усидчивость появляется. Иногда затрачиваешь по полтора года, чтобы этот самый навык появился.
Студия, в которой ребята рукодельничают, не тратит ни капли бюджетных денег. Какие-то материалы для работы выменивают, какие-то достаются в дар.
Интернат старается стать ближе и к жителям Богушевска. Если прежде близость была скорее географической, то теперь стали налаживаться и человеческие связи. Мы побывали в интернате в день, когда там проходил концерт ко Дню святого Валентина. На него пригласили учеников из местной общеобразовательной школы.
Заместитель директора, Елена Лауткина, говорит:
– Раньше чего только не было. Школьники к нашим не очень хорошо относились. Теперь выступают на одной сцене. Проводим выставки в школе в Богушевске – так оказывается, что наши дети порой умеют делать то, чего обычные дети не умеют.
Результаты первого зарубежного проекта нам показали напоследок. Им занимались последние шесть лет. Это – подготовка ребят к выходу в самостоятельную жизнь.
– Обычно ребята отбывают здесь положенный срок и – во взрослый дом до конца жизни, – объясняет директор интерната. – Но есть те, кто способен и работать, и жить, и ухаживать за собой. Мы создали отделение самостоятельного проживания, два года совместно с ирландцами делали ремонт в домиках, которые когда-то построили для персонала. Туда попадают после 18 лет те дети, которые более-менее способны. В домики поселили 12 человек, они там жили с инструкторами. Их научили себя обслуживать, убирать, стирать, готовить, работать: приусадебное хозяйство, ферма. 7 человек уже в жизнь выпустили, восстановили им дееспособность и устроили на работу.
Если первым жителям домиков на адаптацию понадобилось три года, то последних выпускников подготовили всего за год.
Заведующая отделением сопровождаемого проживания Ирина Миронова объясняет: просто теперь "старички" учат "новичков", а как ни крути, равные всегда лучше впитывают советы равных. Советы старших, да еще преподавателей – всегда поучение.
В одном домике дети живут с инструктором, во втором – уже совсем самостоятельно, инструктор только навещает их.
– В отделении сопровождаемого проживания, в домиках они все делают, как обычные люди. Если в интернате в палате бывает и по шесть человек, и больше (положено по 7 квадратов на человека), то тут – по два человека в комнате. Если в интернате отдельная гардеробная для всех, то здесь личные вещи ребят в их же комнате. Приятно, что они всегда имеют доступ к ним, сами порядок наводят в шкафу, сами выбирают, что сегодня оденут, когда нужно постирать. Они знают, что никто за одеждой их ухаживать не будет.
Путь к самостоятельной жизни – непростой. Прежде чем попасть даже в домик с инструктором, ребят готовят в особом блоке основного здания интерната. Там есть, например, настоящая кухня, где воспитанники постигают азы кулинарии.
– Большинство из ребят до этого момента вообще никогда не готовили. Многие даже никогда не видели, что хлеб бывает не сразу кусочками, а целой буханкой. Многие не знают, как выглядит не вареная гречка. Помню, первый раз пошли они в поход. Пакеты с продуктами в палатке. Слышим, ночью кто-то хрустит. Девочки говорят: "Какие вкусные у нас орешки!" А где у нас орешки? Оказалось, что это они попробовали сухую гречневую крупу, – вспоминает Ирина Миронова.
– Сразу сопровожденное проживание – это был нонсенс в юридическом отношении. Мы начали, когда в законе о социальном обслуживании не было пункта про такое отделение. Мы начали это самые первые, – говорит Ирина. – Сама министр Щеткина (министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. – TUT.BY) здесь была, она сказала Виктору Кирилловичу: "Да, дело рискованное, но посмотрим". А когда она приехала через несколько лет и увидела, что наши воспитанники, восстановленные, уже трудятся, она признала перемены. И в 2013 году в закон о социальном обслуживании населения внесли нюанс об открытии домов сопровождаемого проживания во всех домах-интернатах для психохроников.
Инструкторов в сопровождаемом жилье оплачивает интернат. Доход воспитанников – пенсии и то, что можно заработать на подсобном хозяйстве, которое у них - отдельное от интерната.
В прошлом году почти самостоятельные люди продали молока, яиц, овощей на 70 миллионов рублей. Взрослые воспитанники пекут булочки и продают их тут же, в интернате, преподавателям. Заодно – учатся работать, рассчитывать расходы, жить самим по себе.
Ирина Миронова честно вспоминает: пойти на работу в Богушевский интернат, ее, поработавшую и географом, и в бизнесе, вынудила жизнь.
– Из-за того, что негде было больше работать в Богушевске, пришлось здесь. Даже сначала было страшно. Не представляла, как я буду работать с людьми, у которых есть психические отклонения. А потом… ну они такие же люди, как и мы, только с большими потребностями. Все очень хорошие. И как-то мое сердце к ним расположилось.
TUT.BY побывал в Богушевском интернате для детей с особенностями психофизического развития и посмотрел, как сегодня живут его воспитанники.
"Почему не сажали цветы? Потому что нам говорили: они их съедят!"
Богушевск – городской поселок в Сенненском районе Витебской области. Еврейское местечко, ставшее крупным железнодорожным узлом: дважды за свою историю Богушевск был райцентром. Сегодня работы здесь мало. Среди немногих крупных учреждений – интернат в деревне Рябцево и областная туберкулезная больница.Рябцево находится в стороне от поселка, километрах в двух. Ехать к нему нужно по лесной дороге. Многие сотрудники ездят в интернат из поселка на велосипедах – летом основательная велопарковка у здания заполнена.
Интернат в прошлом году отметил сорок лет, директор интерната Виктор Суворов проработал здесь больше двадцати. Он рассказывает, что интернат для детей с особенностями психофизического развития переехал под Богушевск из Полоцкого района. Здание здешнее было рассчитано на 150 человек, а жили здесь все 300:
– Была переполненность и маловато условий, чтобы здесь нормально жить. Когда я пришел сюда – тут было 310 человек. В 2002 году пристроили новый корпус, а людей немного разобрали... Сейчас у нас 272 человека, вместе с теми, кто живет в домиках. Работников у нас приблизительно 230 – почти что на каждого воспитанника по человеку. За ними нужно ежеминутное наблюдение, это все серьезная работа.
Директор интерната водит нас с этажа на этаж, показывая кабинеты, знакомит с воспитателями, нянечками и детьми.
– Вы заметили, сколько у нас цветов? – спрашивает Суворов. – А раньше ни одного цветочка не было. Потому что нам говорили: они их поедят! И что? Никто не ест. Наоборот – попробуй при детях цветок обидеть, сорвать. Они такие, что сразу станут защищать. Когда-то нас воспринимали как "дурдом", которым пугали детей. Люди считали, что тут на соломе, на тюфяках спят...
Виктор Суворов добавляет, что созидание и во вне, и внутри интерната поначалу давалась непросто.
– Первый год сад посадили: 100 яблонь, 100 груш, 100 слив – так повыдергивали все, поломали. Посадили снова на следующий год. Ну а как побеждать? Только показывая пример. И еще помогает результат. Когда человек видит результат – приходит осознание, что надо дальше делать.
Сейчас у интерната в Богушевске своего сада нет, но есть большое подсобное хозяйство. Интернат полностью обеспечивает себя овощами и молоком.
О том, как шведы и ирландцы учили белорусов вниманию
Аутизм, ДЦП, легкие и тяжелые степени умственной отсталости. Диагнозы у воспитанников Богушевского интерната самые разные, причем у каждого порой по целому букету болезней. Но с любым диагнозом можно и нужно работать. Виктор Суворов рассказывает, как все изменилось, когда в их интернат пришли зарубежные проекты. Он сам побывал в Италии, Польше, Швеции – знакомился с опытом стран по детям с похожими проблемами.– Там такие дети – нормальные члены общества, такие как все. У нас же они как изгои были. Вы же понимаете – закрытое учреждение, и никто со стороны не знал о них…. Если раньше наши не выходили за ограду интерната, то теперь они побывали везде: в Беловежской пуще, в Минске, Полоцке, Могилеве, Москве, Смоленске. А также в Польше, Ирландии, Италии, Иерусалиме.
О первом, уже точно успешном, проекте с иностранцами расскажем позже. Пока же о новом, который только начали.
– У нас тяжелобольными, конечно, слабо занимаются, особенно раньше. Критерии такие были: главное – чтобы им было где лежать, что есть, было тепло и не было пролежней. Теперь критерий, конечно, другой: мы должны реабилитировать, развивать лежачих детей, делать их жизнь интересной, доступной для развития, – говорит директор.
Программу назвали "Дойти до каждого ребенка", но Суворов говорит: "Вы не думайте только, что это какие-то пустые слова". Кроме шведов помогают интернату в новом деле Витебские педагогический и медицинский университеты – они диагностируют проблемы детей и разрабатывают для них индивидуальные программы.
– Мы покупаем специальные многофункциональные кровати, которые развивают двигательную активность, ходунки, кресла, стулья для больных со спинномозговой травмой. Многое наши преподаватели делают сами. Все это приспособления, чтобы жизнь наших "лежаков" (их в интернате 90) сделать лучше.
На покупку средств реабилитации в прошлом году потратили 180 миллионов рублей. В этом году на это выделено лишь 50 миллионов. Это – мизер, оценивают специалисты интерната. А результаты начавшейся работы уже есть.
– Посмотрите в палатах. Раньше там лежали дети – а теперь там "танкодром". Некоторые носятся во все стороны, иногда по интернату даже надо ловить. А когда-то не могли даже двигаться.
Новый проект рассчитан на 3 года.
– У нас есть такие, которых, конечно, если бы с детства занялись этим, могли бы поставить на ноги. Но у нас ни специалистов, ни оборудования для этого не было, – сожалеет директор о потерянном времени.
"Вроде бы ничего не умеет, а потом оказывается, что он – Богушевский соловей"
– Стол для пескографии стоит 6 миллионов, а мои вундеркинды сделали сами! – улыбается Виктор Суворов, описывая диковинки последних лет. Инструктор изостудии Азиза Погорельская рассказывает, что и сама, благодаря работе, постоянно учится. Пескографию вот освоила по урокам, найденным в интернете. Она уверена, что и пескография, и другие виды изобразительного искусства приучают ребят думать.
Олегу Валушко в День всех влюбленных исполнилось восемнадцать. Он рисовал песком, когда мы вошли в изостудию: дом, море, девушка с красивыми волосами у окна, книга на подоконнике. Легко рассказать о своем рисунке Олег не может (целый букет болезней), но картина говорит сама за себя. Еще у Олега до локтей нет обеих рук – таким появился на свет. Родители от него отказались. Впрочем, большинство воспитанников этого интерната – отказники. Когда-то людям, у которых рождались дети с особенностями развития, прямо в больнице настойчиво предлагали – оставить их государству.
– Олежка вообще умничка. И песком красиво работает, и маслом. Где-то темнее, где-то светлее. В отличие от многих ребят, он видит оттенки и может их передать, – рассказывает Азиза Погорельская.
Директор интерната вспоминает, как шведские волонтеры когда-то обратили внимание на то, как Олег может работать с рисунком. Теперь над ним шествует белорусская воспитатель, а иностранцы делятся методиками.
– У нас один ребенок, с которым никто не мог сладить. Был в колледже неуправляемый, социально-запущенный. Чуть что – его в больницу на полгода запихнут и все. У нас он артист первой категории. Поет, танцует на роликах. Ну, нашли чем занять. А раньше почему не могли? А потому что такого внимания не обращали, – продолжает рассказ о воспитанниках директор. – У нас много есть таких, которые вроде ничего не умеют, а потом оказывается, что он – богушевский соловей, например. На международном вокальном конкурсе – приз зрительских симпатий.
Стас Королев живет в интернате для психохроников около пятнадцати лет из своих двадцати шести (в Богушевском интернате несколько отделений: для детей с 4 до 18, для молодежи с 18 до 31 и для лежачих больных). Он умеет писать картины ногой, в состоянии немного рассказать о себе (а раньше ни слова не говорил).
– А это как я делаю цветочную клумбу, – можно разобрать фразу, произнесенную Стасом. Ногой он показывает летнее фото: на нем он возле цветов из пластиковых бутылок, цветы делал сам.
Рассказывают, что Стас волнуется за своего брата-близнеца. У того проблемы со здоровьем еще большие – рисовать он точно не может.
В другом кабинете – занятия по арт-терапии. Преподаватель Ольга Давыденко объясняет, что для таких детей занятие декоративно-прикладным искусством – не просто хорошо проведенное время и не конкуренция в талантах.
– Все талантливые, у нас нет не талантливых. Даже тот, кто выполняет самую простую работу. Она радует порой не меньше, а иногда даже больше – потому что это получилось. Естественно, основная цель у нас – не создание каких-то шедевров, а именно реабилитация. Чтобы наши воспитанники совершенствовались, их диагноз не усугублялся, а наоборот – чтобы происходило восстановление личности. Вот у нас выложены простенькие, даже, казалось бы, элементарные работы. Но на них затрачено много труда, чтобы освоить основные элементы. И когда они уже освоены – процесс идет веселее, и мы выбираем более сложные работы, которые требуют усидчивости. Но когда есть навык – и усидчивость появляется. Иногда затрачиваешь по полтора года, чтобы этот самый навык появился.
Студия, в которой ребята рукодельничают, не тратит ни капли бюджетных денег. Какие-то материалы для работы выменивают, какие-то достаются в дар.
Интернат старается стать ближе и к жителям Богушевска. Если прежде близость была скорее географической, то теперь стали налаживаться и человеческие связи. Мы побывали в интернате в день, когда там проходил концерт ко Дню святого Валентина. На него пригласили учеников из местной общеобразовательной школы.
Заместитель директора, Елена Лауткина, говорит:
– Раньше чего только не было. Школьники к нашим не очень хорошо относились. Теперь выступают на одной сцене. Проводим выставки в школе в Богушевске – так оказывается, что наши дети порой умеют делать то, чего обычные дети не умеют.
Медленно, но верно. Как выйти в люди
Результаты первого зарубежного проекта нам показали напоследок. Им занимались последние шесть лет. Это – подготовка ребят к выходу в самостоятельную жизнь.
– Обычно ребята отбывают здесь положенный срок и – во взрослый дом до конца жизни, – объясняет директор интерната. – Но есть те, кто способен и работать, и жить, и ухаживать за собой. Мы создали отделение самостоятельного проживания, два года совместно с ирландцами делали ремонт в домиках, которые когда-то построили для персонала. Туда попадают после 18 лет те дети, которые более-менее способны. В домики поселили 12 человек, они там жили с инструкторами. Их научили себя обслуживать, убирать, стирать, готовить, работать: приусадебное хозяйство, ферма. 7 человек уже в жизнь выпустили, восстановили им дееспособность и устроили на работу.
Если первым жителям домиков на адаптацию понадобилось три года, то последних выпускников подготовили всего за год.
Заведующая отделением сопровождаемого проживания Ирина Миронова объясняет: просто теперь "старички" учат "новичков", а как ни крути, равные всегда лучше впитывают советы равных. Советы старших, да еще преподавателей – всегда поучение.
В одном домике дети живут с инструктором, во втором – уже совсем самостоятельно, инструктор только навещает их.
– В отделении сопровождаемого проживания, в домиках они все делают, как обычные люди. Если в интернате в палате бывает и по шесть человек, и больше (положено по 7 квадратов на человека), то тут – по два человека в комнате. Если в интернате отдельная гардеробная для всех, то здесь личные вещи ребят в их же комнате. Приятно, что они всегда имеют доступ к ним, сами порядок наводят в шкафу, сами выбирают, что сегодня оденут, когда нужно постирать. Они знают, что никто за одеждой их ухаживать не будет.
Путь к самостоятельной жизни – непростой. Прежде чем попасть даже в домик с инструктором, ребят готовят в особом блоке основного здания интерната. Там есть, например, настоящая кухня, где воспитанники постигают азы кулинарии.
– Большинство из ребят до этого момента вообще никогда не готовили. Многие даже никогда не видели, что хлеб бывает не сразу кусочками, а целой буханкой. Многие не знают, как выглядит не вареная гречка. Помню, первый раз пошли они в поход. Пакеты с продуктами в палатке. Слышим, ночью кто-то хрустит. Девочки говорят: "Какие вкусные у нас орешки!" А где у нас орешки? Оказалось, что это они попробовали сухую гречневую крупу, – вспоминает Ирина Миронова.
– Сразу сопровожденное проживание – это был нонсенс в юридическом отношении. Мы начали, когда в законе о социальном обслуживании не было пункта про такое отделение. Мы начали это самые первые, – говорит Ирина. – Сама министр Щеткина (министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. – TUT.BY) здесь была, она сказала Виктору Кирилловичу: "Да, дело рискованное, но посмотрим". А когда она приехала через несколько лет и увидела, что наши воспитанники, восстановленные, уже трудятся, она признала перемены. И в 2013 году в закон о социальном обслуживании населения внесли нюанс об открытии домов сопровождаемого проживания во всех домах-интернатах для психохроников.
Инструкторов в сопровождаемом жилье оплачивает интернат. Доход воспитанников – пенсии и то, что можно заработать на подсобном хозяйстве, которое у них - отдельное от интерната.
В прошлом году почти самостоятельные люди продали молока, яиц, овощей на 70 миллионов рублей. Взрослые воспитанники пекут булочки и продают их тут же, в интернате, преподавателям. Заодно – учатся работать, рассчитывать расходы, жить самим по себе.
Ирина Миронова честно вспоминает: пойти на работу в Богушевский интернат, ее, поработавшую и географом, и в бизнесе, вынудила жизнь.
– Из-за того, что негде было больше работать в Богушевске, пришлось здесь. Даже сначала было страшно. Не представляла, как я буду работать с людьми, у которых есть психические отклонения. А потом… ну они такие же люди, как и мы, только с большими потребностями. Все очень хорошие. И как-то мое сердце к ним расположилось.
Территория искусства - территория равенства
Выставка работ ребят из Богушевского интерната пройдет в Галерее TUT.BY
Подборка художественных работ воспитанников Богушевского интерната будет выставлена на аукцион - на благотворительном сайте maesense.by . Средства, собранные на аукционе от продажи картин, пойдут на благотворительный счет Богушевского интерната для детей с особенностями психофизического развития. Заключением благотворительной акции станет выставка работ в Галерее TUT.BY.
Куратор Галереи TUT.BY искусствовед Татьяна Бембель рассказала: вдохновил на благотворительную акцию молодой человек, который решил не называться.
- Для нашей галереи очень важна эта выставка. Первым выставочным проектом галереи была экспозиция работ художников с психическими особенностями. Галерея позиционируется как пространство культуры и искусства, а искусство - такое пространство, где все равны. Есть талант, есть значимость произведения, есть яркие образы и все, кто их создает, - равны. А то, каким образом они сделаны - рукой ли, ногой ли - совершенно все равно. По сути каждая такая работа - это история о мужестве.
К тому же наша выставка и аукцион - это просьба о поддержке таких ребят. О поддержке не только материальной, хотя и это очень важно - это художники, а значит им нужны материалы, краски. Но самое главное для них - оценка их работы как явлений искусства. Если их оценят - будем считать свою задачу выполненной.
Для тех, кто хочет напрямую помочь Богушевскому интернату:
Благотворительный счет № 3642301000252, в белорусских рублях.
Филиал 200 ОАО "АСД Беларусбанк", г. Витебск.