ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА
Третья четверть — самая длинная. Да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Свою лепту в общее состояние ребятишек, впрочем, как и взрослых, вносит погода: холод, слякоть, темнота. Мы вынуждены вставать по утрам с постели, когда за окном еще темно. Улица встречает блеклой серостью, а лица прохожих отмечены угрюмостью. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Словом, у них проявляется синдром третьей четверти. В медицине такого термина не существует, но о нем все чаще в последние годы говорят психологи и педагоги. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? Что делать, чтобы жизнь школьника заиграла цветными красками в серости будней?
Вернитесь на десяток-другой лет назад и вспомните, как в середине учебного года вдруг становилось тяжело учиться. Казалось, что педагог говорит быстрее и непонятнее, чем раньше. После звонка будильника еще больше усиливается желание спрятаться под теплым одеялом и совсем не хочется идти по темноте в школу. Каждый день школьной недели тянется и тянется, неделя никак не заканчивается, и кажется что до конца этой длинной-предлинной четверти дожить просто невозможно. Это же состояние переживают сейчас и наши дети.
К сожалению, школьная программа построена таким образом, что именно на третью четверть учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка.
Еще в 1975 году специалист в области гигиены детей и подростков профессор Сергей Громбах высказался о необходимости изменения календаря каникул. На страницах популярного в те годы журнала «Советская педагогика» он высказал мысль о необходимости пересмотра графика отдыха и привел целый ряд убедительных доказательств того, что принятая структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей школьного возраста. С тех пор прошло уже сорок лет, а изменений в этом направлении так и не произошло. Дополнительные каникулы в середине третьей четверти предусмотрены только для учащихся первых и вторых классов.
По мнению врачей, есть три группы факторов, которые отрицательно влияют на здоровье школьника. Первая — погодные условия и климат, вторая — микроклимат в семье, третья — организация школьной деятельности.
Вам, уважаемые читатели, предлагается несколько утверждений. Внимательно прочитайте и поставьте около каждого из них плюс или минус.
Итак, ваш ребенок:
— допускает «глупые» ошибки в самых простых заданиях;
— в течение длительного времени сидит без дела, спрятавшись от посторонних в собственном «я»;
— не может заставить себя сесть за уроки или делает их быстро и плохо — по принципу «лишь бы отстали», хотя раньше этого не наблюдалось;
— очень часто весьма болезненно или агрессивно реагирует на все замечания;
— чувствует себя «разбитым», наблюдается повышенная сонливость;
— не реагирует на обращения в свой адрес;
— во время письма часто меняет почерк;
— сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;
— большинство его рисунков окрашены в темные, мрачные тона;
— жалуется на головные боли;
— вечером ребенок тяжело засыпает, а утром с трудом просыпается.
Если около половины этих утверждений вы поставили знак «плюс», можете быть уверены — у вашего чада синдром третьей четверти. Значит, вам необходимо пересмотреть в данный момент методы общения с ним и частично снизить к нему свои требования.
Что делать?
Как ни странно, но чем больше мы двигаемся, тем становимся более энергичными. Поэтому «отдых» за компьютером или планшетом стоит заменить лыжными прогулками, катанием с горок или обычной пешей прогулкой. Пребывание на свежем воздухе должно длиться час-полтора, при этом желательно перед сном. Во время такой прогулки ни в коем случае не говорите с ребенком об учебе. Просто погуляйте вместе по свежему зимнему воздуху.
Еще один способ наполнить организм ребенка зарядом бодрости — точечный массаж. О его пользе для активизации внутренних резервов организма медики говорят уже давно. Научите ребенка проводить такой массаж для бодрости и хорошего настроения. Для этого нужно зажать мизинец правой руки большим и указательным пальцами левой руки. Кончиком большого пальца сильно надавить и интенсивно размять среднюю часть мизинца. Затем сжать мочки ушей между подушечками большого и указательного пальцев и также размять их.
Как питаться?
Правильное питание — основа хорошего самочувствия и неотъемлемая часть здорового образа жизни. В данном случае наиболее подходящие продукты — это рыба, нежирное мясо, морепродукты, орехи, творог, курага, оливковое масло. Все они активно стимулируют мозговую деятельность детей и взрослых. Необходимы для детского организма в этот период также фрукты и овощи. Однако найти зимой или ранней весной натуральные, как говорится, без химии апельсины, яблоки или морковь весьма сложно. Поэтому, проконсультировавшись с врачом, подберите школьнику поливитамины. Так, например, помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). На завтрак из напитков лучше предложить ребенку какао. Оно помогает снять стресс, успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы.
О чем говорить?
Самое важное для школьников в этот период — чувствовать себя кому-то нужным. Общайтесь с ребенком, уделяйте ему чуть больше времени, чем обычно, помогайте в преодолении малейших затруднений. Поймите, задать вопрос: «Что нового в школе?» или «Какие оценки сегодня в дневнике?» — вовсе не значит поговорить с сыном или дочерью. Доверительный разговор во время совместной прогулки о том, что творится у него в душе, какие взаимоотношения с одноклассниками — это совсем другое.
Не забывайте о чудодейственной силе прикосновений. Психологи утверждают, что четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Согласитесь, для того чтобы поцеловать свое дитя или похлопать его по плечу, совсем не надо изыскивать из своего трудового графика какое-то определенное время. Это всего лишь секунды. Но в то же время этот путь выражения любви самый естественный.
Никогда не говорите: «У всех дети как дети, а ты…» — и далее серия отрицательных характеристик. Ваш ребенок должен четко знать, что он для вас — самый лучший.
Сколько спать?
Огромную роль для решения проблемы синдрома третьей четверти играет сон. В этот период учебного года школьники должны спать не меньше 9–10 часов. Важным моментом является и время отхода ко сну: самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) — до полуночи. Будильник желательно поставить «с запасом»: на пять — десять минут раньше. Разбудить организм поможет также утренняя зарядка.
Может быть, я сейчас выскажу совсем не педагогическую мысль, но все же. Если вы видите, что вашему ребенку сейчас действительно очень трудно, дайте ему возможность пропустить один–два учебных дня. Главное, чтобы он не провел этот день перед телевизором или компьютером.
Еще один способ зарядить ребенка энергией и поднять ему настроение — яркая одежда. Конечно, это не должен быть свитер или блузка всех цветов радуги. Отдайте предпочтение одежде розового, голубого и зеленого оттенков. Эти цвета настраивают на достижение целей, повышают активность и гармонизируют нервную систему.
Вооруженные этими несложными рекомендациями и любовью, вы поможете своим детям справиться со всеми временными трудностями и успешно завершить эту трудную третью четверть.
Майор Елена Затирка, «Ваяр», zatirka@mod.mil.by