"Остается только пить по вечерам". Под Щучином есть деревня старых холостяков
26.01.2015 13:05
—
Новости Общества
В деревне Борти под Щучином, где дома через один пустуют, немало старых холостяков. К 40 годам они становятся так называемыми бобылями, у которых почти не остается шансов на семейную жизнь.
– Человек под пятнадцать наберется, пожалуй, – улыбается она, приглашая в хату. – Сейчас посчитаем по пальцам, начинает перечислять: Костик, Юрка, Витя, Ваня, Андрей…
– А чего ж они одни живут? Женщин не хватает, что ли? – допытываюсь.
– Разные судьбы. Кто-то с молодости не женился, при родителях прожил, а когда их не стало, – один остался. Кто-то из города вернулся в отчие дома. А кому-то жениться некогда было за выпивкой…
Продолжая разговор, поинтересовалась, почему сама Валентина Почебут остается жить в неперспективных Бортях. Отвечает, что приросла сердцем.
Здесь родилась и выросла, здесь же замуж вышла, тридцать шесть лет проработала почтальоном. Вместе с супругом Николаем Юльяновичем двоих детей вырастили, двоих внуков имеют. Хотя на пенсии, но по привычке и корову держат, и жеребенка растят, и огороды сажают. Чтобы самим без дела не сидеть да детям немного помочь.
– А что тут рассказывать, – вздыхает Фелиция Васильевна. – У самих в доме холостяк обитает. Троих сыновей имеем, двое из них женаты, внуки есть, а 34-летний Андрей при нас живет.
– Познакомите?
– На работе он сейчас, на пилораме в Петрашках – это совсем рядом.
– Чего не женится? – спрашиваю.
– На ком? – парирует собеседница. – Хороших девушек молодыми разобрали, у всех семьи, детки. В деревне свободных женщин такого возраста нет. Мужикам остается только пить по вечерам…
Местные женщины делят бобылей на "пропащих" и не совсем. Елена Волчкевич, ставшая моим экскурсоводом по деревне, отвела в гости к Виктору, который живет, пожалуй, в самом красивом сельском доме со спутниковой антенной и считается завидным женихом.
Симпатичный мужчина за сорок, увидев нас, сильно смутился. Однако в дом зайти разрешил и владения свои показал, яблоками угостил. В доме идеальный порядок, хорошая мебель, современный телевизор, аккуратно хранится собранный с грядок и сада урожай (женщины, ау!). Виктор работает на ближайшей ферме, сегодня у него выходной.
– И не скучно вам одному дни коротать? – удивляюсь. – Хозяйку бы в дом привели, семью создали.
– Да кто сюда поедет, в эту глушь? – парирует собеседник. – Какой женщине охота становиться затворницей и доживать свою жизнь вне цивилизации? Да и работы для женщин здесь нет.
Впрочем, побыв в деревеньке, где через одну – опустевшие хаты, понимаю, что сами невесты действительно сюда не поедут, их нужно искать, звать. Словом, брать инициативу в свои руки и активно устраивать свою судьбу. Однако, свыкнувшись с одиночеством, мужчины не хотят ничего менять. Для души и расслабления у них – банька, рыбалка, посиделки с друзьями…
Судьбы одиноких мужчин на селе зачастую трагичны. В той же деревне Борти за последние годы ушли из жизни восемь бобылей. Рассказывают, была в Бортях семья, в которой жили сразу три неженатых сына. Статные, видные, талантливые, но… непутевые. Один был художником, иконы, портреты писал, шкатулки и хлебницы делал. Пока были живы родители – мужчины держались за жизнь, а как не стало их, не стало опоры – сгорели от водки. Теперь среди деревни стоит пустая хата бесславно прерванного рода…
Шла я по длинной деревенской улице, любовалась местными пейзажами и размышляла: почему злодейка-судьба лишает мужчин семейного счастья? И зачем дорожить свободой, которая, в конце концов, оказывается синонимом одиночества? А навстречу мне – сразу три холостяка! Знакомимся. Анатолий и Александр пока достаточно молоды и не теряют надежду встретить свои половинки, а вот 45-летний Юрий темы семьи и брака избегает. Он вернулся из города в родную деревню выполнять сыновний долг – досматривать старенькую маму. Ее не стало осенью. И Юрий решил остаться насовсем в отчем доме. Жилье есть, работа тоже. Мужские руки на селе востребованы. Можно жить даже случайными заработками…
– Да кому они нужны? – недоумевает знакомая – учительница одной из сельских школ. – Приличных мужиков в молодости "разобрали". Пьяницы да лентяи остались. Уж лучше одной жить, чем с такими…
– Странный мужик нынче пошел: трусливый, инфантильный, – вторит ей продавец – дама бальзаковского возраста. – Женщинам в деревне не от кого рожать: если в восемнадцать замуж не выскочила, шансов практически не остается. Я бы хотела иметь семью, детей растить, но, глядя на потенциальных сельских женихов, которые крутятся вокруг меня, предпочитаю оставаться одна.
Деревенский холостяк к сорока годам – это почти старик с потерянным здоровьем, утраченными иллюзиями. Как, впрочем, и большинство городских холостяков, панически охраняющих личное пространство и свободу. Городской холостяк-интеллигент в иерархии холостяков стоит отдельной строкой, но это уже другая история.
"Мы берегли свою свободу, но сберегли мы не ее, а одиночество свое…" – поется в старинной песне. Возрастные холостяки – грустная история. Сначала они свободны, потом... аутсайдеры. Сберегая свободу, они лишают себя возможности выполнить главное предназначение человека – продолжить себя в детях. А в старости (если до таковой доживают) зачастую становятся насельниками домов-интернатов.
Еще больше порадовала история приятеля, после пятидесяти встретившего свою давнюю школьную любовь. Теперь они вместе вспоминают детство, путешествуют, а на своей страничке в соцсетях он пишет: "Наш поиск растянулся на десятки лет, но все же мы нашлись и наполнили жизнь друг друга новым смыслом. Поэтому сейчас я убежден, что человек не должен быть один – ни в радости, ни в горе. Отбросив все предрассудки и поборов гордыню, нужно искать друг друга и верить в то, что любовь есть на свете".
"Да оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину", – завещал нам Всевышний. Этот наказ, как, впрочем, и трепетное отношение к семье, был, есть и будет актуален во все времена и эпохи. Даже самые прагматичные…
Как и обещала холостякам из Бортей, приглашаю одиноких женщин, уставших от суеты, к ним в деревню. Хотя бы погостить. Возможно, вам захочется там остаться?!
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Надежду Ильиничну Петрашко, главного специалиста Орлевского сельисполкома.
Что ни хата – то жених
– А это правда, что в вашей небольшой деревне что ни хата – то жених? – уточняю полученную по сарафанному радио информацию у миловидной хозяйки крайнего домика.– Человек под пятнадцать наберется, пожалуй, – улыбается она, приглашая в хату. – Сейчас посчитаем по пальцам, начинает перечислять: Костик, Юрка, Витя, Ваня, Андрей…
– А чего ж они одни живут? Женщин не хватает, что ли? – допытываюсь.
– Разные судьбы. Кто-то с молодости не женился, при родителях прожил, а когда их не стало, – один остался. Кто-то из города вернулся в отчие дома. А кому-то жениться некогда было за выпивкой…
Продолжая разговор, поинтересовалась, почему сама Валентина Почебут остается жить в неперспективных Бортях. Отвечает, что приросла сердцем.
Здесь родилась и выросла, здесь же замуж вышла, тридцать шесть лет проработала почтальоном. Вместе с супругом Николаем Юльяновичем двоих детей вырастили, двоих внуков имеют. Хотя на пенсии, но по привычке и корову держат, и жеребенка растят, и огороды сажают. Чтобы самим без дела не сидеть да детям немного помочь.
Хороших девушек молодыми разобрали
Прощаясь с Валентиной Степановной, я направляюсь к хате Фелиции Рымко – главному месту сбора сельчан и остановки автолавки.– А что тут рассказывать, – вздыхает Фелиция Васильевна. – У самих в доме холостяк обитает. Троих сыновей имеем, двое из них женаты, внуки есть, а 34-летний Андрей при нас живет.
– Познакомите?
– На работе он сейчас, на пилораме в Петрашках – это совсем рядом.
– Чего не женится? – спрашиваю.
– На ком? – парирует собеседница. – Хороших девушек молодыми разобрали, у всех семьи, детки. В деревне свободных женщин такого возраста нет. Мужикам остается только пить по вечерам…
Кто поедет в такую глушь?
Знатного холостяка Костика, к которому меня отправили местные бабушки, дома не оказалось. Подпертая снаружи дверь красноречиво об этом свидетельствовала. Домик и двор не впечатлили: руки хозяина не чувствуется. Пожалуй, в такой дом я бы, образно говоря, замуж не пошла и подружку не сосватала бы. Хотя Костя, говорят, мужик неплохой, работящий, рукастый, и помощник для многих стариков незаменимый. Семья у него была, в городе жил, а как жены не стало, вернулся в деревню, от тоски заглядывает в рюмку…Местные женщины делят бобылей на "пропащих" и не совсем. Елена Волчкевич, ставшая моим экскурсоводом по деревне, отвела в гости к Виктору, который живет, пожалуй, в самом красивом сельском доме со спутниковой антенной и считается завидным женихом.
Симпатичный мужчина за сорок, увидев нас, сильно смутился. Однако в дом зайти разрешил и владения свои показал, яблоками угостил. В доме идеальный порядок, хорошая мебель, современный телевизор, аккуратно хранится собранный с грядок и сада урожай (женщины, ау!). Виктор работает на ближайшей ферме, сегодня у него выходной.
– И не скучно вам одному дни коротать? – удивляюсь. – Хозяйку бы в дом привели, семью создали.
– Да кто сюда поедет, в эту глушь? – парирует собеседник. – Какой женщине охота становиться затворницей и доживать свою жизнь вне цивилизации? Да и работы для женщин здесь нет.
Впрочем, побыв в деревеньке, где через одну – опустевшие хаты, понимаю, что сами невесты действительно сюда не поедут, их нужно искать, звать. Словом, брать инициативу в свои руки и активно устраивать свою судьбу. Однако, свыкнувшись с одиночеством, мужчины не хотят ничего менять. Для души и расслабления у них – банька, рыбалка, посиделки с друзьями…
Завидовать женатым приятелям проще
Нежелание кардинально изменить себя и обстановку вокруг себя, инфантильность – общая проблема деревенских холостяков. Брать на себя маломальскую ответственность за кого-то или что-то им не хочется: страшно, а зачастую – лень. Проще втихаря завидовать женатым приятелям, разглагольствуя под чарку о несложившейся личной жизни да бабах-стервах.Судьбы одиноких мужчин на селе зачастую трагичны. В той же деревне Борти за последние годы ушли из жизни восемь бобылей. Рассказывают, была в Бортях семья, в которой жили сразу три неженатых сына. Статные, видные, талантливые, но… непутевые. Один был художником, иконы, портреты писал, шкатулки и хлебницы делал. Пока были живы родители – мужчины держались за жизнь, а как не стало их, не стало опоры – сгорели от водки. Теперь среди деревни стоит пустая хата бесславно прерванного рода…
Шла я по длинной деревенской улице, любовалась местными пейзажами и размышляла: почему злодейка-судьба лишает мужчин семейного счастья? И зачем дорожить свободой, которая, в конце концов, оказывается синонимом одиночества? А навстречу мне – сразу три холостяка! Знакомимся. Анатолий и Александр пока достаточно молоды и не теряют надежду встретить свои половинки, а вот 45-летний Юрий темы семьи и брака избегает. Он вернулся из города в родную деревню выполнять сыновний долг – досматривать старенькую маму. Ее не стало осенью. И Юрий решил остаться насовсем в отчем доме. Жилье есть, работа тоже. Мужские руки на селе востребованы. Можно жить даже случайными заработками…
"Глядя на потенциальных сельских женихов, предпочитаю оставаться одна"
Говорят, если до тридцати мужчина в деревне никому не понравился, пару себе не нашел, то век ему бобылем оставаться. Изменить его статус могут лишь непредвиденные обстоятельства или чудо.– Да кому они нужны? – недоумевает знакомая – учительница одной из сельских школ. – Приличных мужиков в молодости "разобрали". Пьяницы да лентяи остались. Уж лучше одной жить, чем с такими…
– Странный мужик нынче пошел: трусливый, инфантильный, – вторит ей продавец – дама бальзаковского возраста. – Женщинам в деревне не от кого рожать: если в восемнадцать замуж не выскочила, шансов практически не остается. Я бы хотела иметь семью, детей растить, но, глядя на потенциальных сельских женихов, которые крутятся вокруг меня, предпочитаю оставаться одна.
Деревенский холостяк к сорока годам – это почти старик с потерянным здоровьем, утраченными иллюзиями. Как, впрочем, и большинство городских холостяков, панически охраняющих личное пространство и свободу. Городской холостяк-интеллигент в иерархии холостяков стоит отдельной строкой, но это уже другая история.
"Мы берегли свою свободу, но сберегли мы не ее, а одиночество свое…" – поется в старинной песне. Возрастные холостяки – грустная история. Сначала они свободны, потом... аутсайдеры. Сберегая свободу, они лишают себя возможности выполнить главное предназначение человека – продолжить себя в детях. А в старости (если до таковой доживают) зачастую становятся насельниками домов-интернатов.
Человек не должен быть один
Совсем недавно один мой знакомый, закоренелый холостяк в возрасте за сорок, наконец, изменил свой статус. Главной мотивацией сего рискованного шага – вступления в брак – стало желание иметь живую душу рядом. "Оказывается, отдавать тепло, заботу, ласку даже приятнее, чем получать", – такое открытие сделал он уже через пару месяцев семейной жизни.Еще больше порадовала история приятеля, после пятидесяти встретившего свою давнюю школьную любовь. Теперь они вместе вспоминают детство, путешествуют, а на своей страничке в соцсетях он пишет: "Наш поиск растянулся на десятки лет, но все же мы нашлись и наполнили жизнь друг друга новым смыслом. Поэтому сейчас я убежден, что человек не должен быть один – ни в радости, ни в горе. Отбросив все предрассудки и поборов гордыню, нужно искать друг друга и верить в то, что любовь есть на свете".
"Да оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину", – завещал нам Всевышний. Этот наказ, как, впрочем, и трепетное отношение к семье, был, есть и будет актуален во все времена и эпохи. Даже самые прагматичные…
Как и обещала холостякам из Бортей, приглашаю одиноких женщин, уставших от суеты, к ним в деревню. Хотя бы погостить. Возможно, вам захочется там остаться?!
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Надежду Ильиничну Петрашко, главного специалиста Орлевского сельисполкома.