КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
На это ориентируются кадровые органы Вооружённых Сил
Вчера в Центральном Доме офицеров под руководством начальника главного управления кадров Министерства обороны полковника Виталия Салатина с начальниками кадровых органов Вооруженных Сил подведены итоги работы в 2013/2014 учебном году по кадровому обеспечению Вооруженных Сил и уточнены задачи на новый учебный год.
В своем докладе полковник Виталий Салатин отметил, что в целом задачи кадровой работы выполнены, основная цель — повышение эффективности работы по обеспечению Вооруженных Сил военными кадрами — достигнута. Работа с военными кадрами способствовала качественному решению задач подготовки Вооруженных Сил по предназначению.
В течение 2014 года осуществлены переработка, уточнение и разработка актов законодательства, выработка предложений для иных нормативных правовых актов, регламентирующих или затрагивающих вопросы прохождения военной службы.
Значительное внимание в течение года было уделено повышению укомплектованности. В результате отмечается как некоторый рост общей укомплектованности должностей, так и достаточно серьезный — первичных должностей офицерского состава.
Помимо направления офицеров‑выпускников военных учебных заведений в органы военного управления, соединения и воинские части, в течение года армейский строй пополнили офицеры запаса, поступившие на военную службу по контракту в добровольном порядке, военнослужащие, прошедшие обучение на курсах по подготовке младших офицеров на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Военной академии Республики Беларусь, а также военнослужащие женского пола, успешно сдавшие экзамены по профессионально-должностной подготовке и аттестованные к присвоению воинского звания офицерского состава.
Временно, как дополнительные источники повышения укомплектованности, используются замещение офицерских должностей другими категориями военнослужащих и гражданским персоналом и оставление отдельных офицеров на военной службе сверх предельного возраста состояния на военной службе.
В соответствии с задачами перспективного планирования комплектования офицерами сформирован заказ на подготовку специалистов с наиболее полным использованием возможностей военных учебных заведений нашей страны. Кроме того, используется ресурс Организации Договора о коллективной безопасности: курсанты и слушатели направляются на обучение в военно-учебные заведения Российской Федерации.
В ходе проведения организационно-штатных мероприятий обеспечены вопросы социальной защищенности военных кадров, наиболее рациональное их использование с учетом уровня подготовки и морально-деловых качеств, сведено к минимуму досрочное увольнение с военной службы. В ряде случаев офицеры приглашались на собеседования, им предлагались возможные варианты продолжения службы в других должностях, в том числе и в воинских частях других гарнизонов. Увольнение с военной службы проводилось, как правило, военнослужащих, достигших предельного возраста либо которым до достижения предельного возраста оставалось менее года.
Среди приоритетных направлений — качество комплектования должностей. Особое внимание уделяется работе с молодыми офицерами. Осуществляется поиск путей совершенствования работы наставников и должностных лиц воинских частей по становлению молодых офицеров, мер и возможностей для повышения социальной защищенности и мотивации к службе. К слову, в решении этого вопроса задействованы различные министерства и ведомства. Вероятно, в 2015 году приемлемое решение будет выработано.
Также под пристальным вниманием находятся вопросы отбора кандидатов и направления на обучение в военные учебные заведения в качестве слушателей. С учетом прямого влияния качества этой работы на качество последующего комплектования воинских должностей руководящего состава различных уровней одним из ключевых критериев является наличие у офицера служебного потенциала и способности к управленческой деятельности.
Присвоение воинских званий, награждение военнослужащих являются результатом оценки воинского труда. В минувшем учебном году около 800 военнослужащих и работников гражданского персонала были удостоены государственных наград, за особые отличия в службе 12 военнослужащим объявлена Благодарность Президента Республики Беларусь.
В ходе мероприятия также было уделено внимание вопросам соблюдения законности и правопорядка, выполнению требований антикоррупционного законодательства, Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
На конкретных примерах осуществлен разбор недостатков в служебной деятельности отдельных должностных лиц. Приведены примеры положительного опыта в решении кадровых задач.
В лучшую сторону по работе с военными кадрами за 2014 год среди структурных подразделений отмечены автомобильное управление Министерства обороны, главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил.
Среди командований отличились Западное оперативное командование и силы специальных операций Вооруженных Сил. Среди военных комиссариатов — военные комиссариаты Минской, Гродненской и Гомельской областей.
Не остались незамеченными успехи и достижения в служебной деятельности конкретных военнослужащих. По итогам года поощрены полковники Александр Краснов, Александр Лебедев, подполковники Владимир Елкин, Александр Красильников, Алексей Шарай, Дмитрий Шаферов, майоры Роман Барткевич, Татьяна Петрище, лейтенанты Яна Мурашко, Валентина Шарейко и многие другие должностные лица кадровых органов.
В текущем году основной задачей в работе с военными кадрами определено повышение эффективности работы по комплектованию Вооруженных Сил офицерами и прапорщиками.
В минувшем году управлением кадров Министерства обороны проведена большая работа по совершенствованию законодательной базы в области прохождения военной службы. Приведем лишь основные изменения.
В Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 года № 186, внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2014 года № 792.
В частности, пункт 28 (назначение военнослужащего на низшую должность) дополнен подпунктом 28.9. «в связи с признанием военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или к военной службе с незначительными ограничениями», согласие военнослужащего в данном случае не требуется.
По этому же основанию появилось право зачислять военнослужащих в распоряжение на срок до 2 месяцев (подпункт 45.16).
Уточнены основания, связанные с необходимостью ухода за родственниками, при которых не производится назначение военнослужащего на должность в другую местность.
В пункт 179 (о возмещении расходов за обучение) внесены изменения, в соответствии с которыми военнослужащие (курсанты, слушатели, магистранты и т. д.), уволенные по собственному желанию, и офицеры, не выслужившие первый контракт после окончания обучения и уволенные по тому же основанию, возмещают расходы за обучение.
Положительно аттестуемые военнослужащие при наличии нескольких оснований увольнения имеют право выбора. Ранее приоритетом было увольнение по болезни.
Уточнены некоторые основания увольнения:
слушатель, магистрант, адъюнкт при отчислении из учебного заведения и несоответствии требованиям для заключения контракта — подлежит увольнению (211.6);
исключено из перечня оснований увольнения такое, как: в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями (212.3);
из основания увольнения «в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой (мужем), родными братом или сестрой, дедом, бабкой или усыновителями» исключены слова «являющимися инвалидами I или II группы, или лицами, достигшими пенсионного возраста, либо лицами, не достигшими 18‑летнего возраста» (212.7);
к основанию увольнения «в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18‑летнего возраста, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца)» добавлено пояснение — «в связи с ее (его) смертью, лишением родительских прав, а также в случаях, когда мать (отец) не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии» (212.8);
военнослужащий — депутат местного Совета депутатов теперь имеет право на увольнение в связи с осуществлением на профессиональной основе своих полномочий как депутата местного Совета депутатов (212.10).
В Инструкцию о некоторых вопросах прохождения военной службы, утвержденную приказом министра обороны Республики Беларусь от 21 июня 2011 года № 512, изменения вносились дважды — приказами министра обороны от 25 июля 2014 года № 792 и от 12 ноября 2014 года № 1227.
В результате:
уточнен порядок расчета времени, необходимого для следования военнослужащего к месту проведения отпусков и обратно (пункт 124);
уточнены содержание представления и состав прилагаемых документов при назначении на низшую должность в связи с признанием военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям);
внесены изменения в связи с сокращением оперативно-тактических командований.
В целях реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь № 5 уже в текущем году внесены некоторые изменения. Так, при отражении в аттестации степени соответствия критериям оценки служебной деятельности руководящих кадров воинских частей также проводится оценка и отражение следующих критериев:
рациональное использование имеющихся фондов, средств и ресурсов;
обеспечение исполнительской и воинской дисциплины, уставного порядка и безопасности военной службы;
содержание жилищно-казарменного фонда, парковых помещений; состояние вооружения, военной и специальной техники.
Переработана правовая база, регламентирующая порядок отбора и направления на учебу (ранее — постановление Министерства обороны от 12 марта 2007 года № 16), разделены в разные правовые акты вопросы отбора курсантов и слушателей.
Утверждена приказом министра обороны Республики Беларусь от 28 августа 2014 года № 920 Инструкция о порядке отбора и направления офицеров на обучение в военные учебные заведения. В целом порядок отбора и направления на учебу сохранился. При этом обращено внимание на следующие вопросы:
основные критерии при отборе для направления на обучение — соответствие кандидатов предъявляемым к ним требованиям, наличие необходимых навыков и способностей к управленческой деятельности, а также желание самих офицеров обучаться;
расчет отбора по органам управления (кому и сколько кандидатов отобрать) главным управлением кадров разрабатываться не будет, вместо него направляются сведения о планируемом наборе слушателей в военные учебные заведения, чтобы офицеры знали, куда и по каким специальностям будет набор;
решение о допуске (отказе в допуске) кандидатов для поступления на КШФ к вступительным испытаниям принимается на заседании комиссии Министерства обороны по предварительному профессиональному отбору с привлечением на заседание самих кандидатов.
Внесены изменения в Перечень воинских должностей, их категорий и должностных лиц, уполномоченных издавать приказы (по личному составу) о назначении на воинские должности, зачислении в распоряжение, освобождении от воинских должностей офицеров (приказы министра обороны Республики Беларусь от 20 марта 2014 года № 265 и от 10 октября 2014 года № 1078).
Указанные изменения предоставляют право издавать приказы (по личному составу) командирам всех бригад и авиабаз по воинским должностям со штатно-должностной категорией «капитан», кроме должностей юридической службы.
Подполковник Александр Макаров, «Ваяр», makarov@mod.mil.by, фото Андрея Артюховского