"Минские кухни". Филипп Чмырь из Drum Ecstasy: "Наш город - это село, где есть церковь, но нет культуры"
15.01.2015 13:13
—
Новости Общества
Drum Ecstasy – белорусская группа из четырех ударников, играющих на самодельных барабанах. Мы отправились на кухню к лидеру этого коллектива Филиппу Чмырю, чтобы поговорить о нашем городе. Собеседник рассказал, почему Минск – это село, как за годы изменились столичные сотрудники в штатском, а также о том, из-за чего он осенью опубликовал в социальной сети пост о ненависти к белорусскому языку.
"Я ненавижу, когда женщины пекут"
Наш герой живет с женой и сыном в квартире "сталинке" на площади Победы уже семь лет. Ремонт на кухне они начали делать сразу после заселения, правда, говорит собеседник, он немного затянулся.- Нам досталась супербригада, которая делала кухню 2,5 года! Они то пропадали, то появлялись.
Складывается впечатление, что рабочие и к сегодняшнему дню не успели установить на кухне духовой шкаф, на месте которого пустое пространство. Оказалось, Филипп и сам не планировал этого делать. Он говорит, что ненавидит когда "женщины пекут".
- Если женщина печет или вдруг вяжет, то она для меня теряет всякую сексуальную привлекательность. Не знаю, как так получилось, но у меня это именно так.
Сам же собеседник говорит, что любит готовить и всегда делает это для всей семьи. Правда, по его словам, готовит он только то, что можно сделать в течение получаса.
- Взял замороженные овощи, добавил туда всяких китайских соусов, приправ – и все. Я готовлю очень много всякой восточной еды.
"Хороший только один "Сайгон" из миллиона на "Ждановичах"
Из кафе и ресторанов в Минске наш герой также предпочитает восточную кухню. Он рассказывает, что даже нашел единственный "Сайгон" на "Ждановичах", где действительно достойная еда.- Я однажды был по работе на рынке, поэтому у меня было время, чтобы обойти миллион этих кафе и выбрать лучшее. Знаете как? Я просто посмотрел, где сидит больше всего вьетнамцев. С этого момента я ем только в этом месте, ведь там действительно вкусно и меня всегда обслуживает очень красивая вьетнамка. В остальных "Сайгонах" хуже.
По похожей схеме Филипп выбирает и рестораны китайской кухни: куда ходить ему просто говорят знакомые представители этой нации.
- Теперь я знаю, что в ресторане "Пекин" представлена пища юга Китая, которая представляет собой маленькие порции и кисло-сладкий вкус. А вот в месте, где раньше был "Каменный цветок" - северная кухня, где тебе приносят большие порции остро-соленых блюд. Хотя, я не люблю рестораны в классическом понимании, когда над тобой всегда висит официант, превращенный из человека в услужливую собаку.
"Даже в Стамбуле турецкий ресторан нужно искать в жилом районе"
Выбирая "демократичные заведения без понтов", Филипп хвалит неприметное кафе турецкой кухни "Наше место", которое находится в подвале на Революционной. Оно так же, как и "Сайгон", не отличается богатством интерьера. - Это офигительное место: настоящая дверь в Турцию в Минске! Там сидят турки, идет турецкое телевидение и варится турецкий чай. Да, пару раз там было ужасная еда, но ведь 20 остальных раз все было просто великолепно!
При этом, Филипп уверен, что приличная минская публика будет в ужасе от антуража этого заведения. Впрочем, он привык к тому, что и в "Сайгоне" на "Ждановичах" рядом иногда "падают пьяные мужики, которые заказывают там пельмени и водку".
- Зато этих заведениях все вкусно и честно, ведь своих не обманешь. Даже в Стамбуле, чтобы найти хороший турецкий ресторан нужно ехать именно в жилой район, а не ходить по туристическому центру.
"На кухнях многих дорогих минских ресторанов творятся ужасные вещи"
Говоря о честности в приготовлении еды в ресторанах, наш герой рассказывает, что на кухнях многих дорогих минских заведений дела обстоят очень плохо. Он знает об этом потому, что помимо музыки занимается огранизацией мероприятий, которые иногда проходят в ресторанах.- Однажды я организовывал семинар известного шеф-повара и выбирал для этого подходящую кухню ресторана. Пока ходил по разным местам, я видел, например, как в заведении, которое посещают все гурманы города Минска, лежит кусок мяса, рядом с которым валяется желтая тряпка с моющим средством!
Также собеседник вспоминает случай из другого очень дорогого ресторана, в котором еду подают из того же места, куда приносят грязную посуду. Он, например, видел, как использованная вилка падает в новую тарелку, и официант обыденно достает ее оттуда.
- Зато в столовых такого нет, ведь я ходил и по их кухням, на которых также можно проводить кулинарные семинары, если правильно все завесить и подсветить. Там чисто, потому что они не в состоянии, как рестораны, заплатить санстанции каких-нибудь 100 долларов. Я и сам иногда обедаю в столовых.
"Пока не появится запрос на нормальные заведения, людям будут вдувать фуфло"
Филипп советует ходить в те заведения, где видна кухня и работа повара. Правда, в Минске таких уже почти не осталось.- Раньше в "Библосе" шеф-поваром работал ливанец, и кухня там была открытой. Стоило ему уехать, как все перестало быть видным. Осталось ходить, разве что, к вьетнамцам, китайцам и туркам.
К индийцам же наш герой ходить не рекомендует, по его словам, рестораны этой кухни в Минске – пародия. Но, говорит собеседник, этого у нас никто не замечает, ведь люди в основной массе мало путешествуют и почти не пробуют чего-то нового.
- Поэтому нашим людям можно вдуть фуфло! У нас тотально их обманывают. Но иногда в этом виноваты не столько рестораторы, сколько те, кого они наняли. Я иногда пишу жалобы формата: "Ребята, вот вы вложили 100 тысяч долларов, а эти ПТУшницы вас просто дискредитируют".
Но, по словам нашего героя, ситуация не поменяется, пока в обществе не возникнет запрос на нормальные заведения.
- Также у нас нет того, что есть во всем мире: хорошей, уличной и вкусной еды! Я часто бегу по работе в городе и понимаю, что мне нечего пожрать за 20 минут на ходу. Давайте кебабы будем делать, хот-доги нормальные как в Дании, картошку как в России! По каким нормам существует это "жуткае харчаванне" и почему в соседнем со мной подъезде нельзя сделать быструю картошку?!
"Минск – это село, в котором есть церковь, но нет культуры"
И если на национальный фастфуд, убежден собеседник, в обществе уже сформировался запрос, то это не нужно власти. Да, и в общем, говорит собеседник, власти не нужна хоть какая-то свобода в нашем городе.- Мне не хватает свободы. Минск – страшнейший двухмиллионный город, который набит ментами, стукачами и серостью. У нас отсутствует культурная жизнь, которая говорит, что эта страна развивается нормально. У нас не хватает всего: ресторанов, клубов, культурных центров… Мы деревня! Хотя нет, мы село, ведь церковь то у нас стоит, только культуры нет.
И в этом, говорит собеседник, виноваты сами минчане, ведь "люди достойны того, что они имеют". Но он уверен, что у жителей столицы еще есть ресурс, чтобы сказать власти: "Ну, хотя бы, сымитируйте, что это город"
- А имитировать они могут. Вспомните, когда был хоккей в мае, то в городе проводились выставки, были какие-то мероприятия. Так почему мы не можем оставлять у себя хорошее, а должны врываться с ОМОНом на рок-концерт в поисках наркотиков и срывать мероприятие?! Да, и на Западе во время концертов задерживают наркоторговцев, но ни кому в голову там не придет ставить весь клуб к стене, ведь тогда они от судебных исков не отделаются! А нашим что ли нельзя тихо взять одного-двух человек, а обязательно устраивать это шоу с масками?! У них что, нет агентуры, оперативников, людей в штатском? Конечно, есть.
Поскольку Филипп живет в 100 метрах от площади Победы, он рассказывает, что улица буквально забита людьми в штатском на любом мероприятии, во время которого ему запрещено открывать окна.
- У них люди в дредах есть – не отличить от нормальных! Чувак чуть ли не честь в дредах отдает. Это пять лет назад они всем были заметны, а сейчас – фиг отличишь. Все, красавцы, тут у меня под окнами ходят.
"В 90-е были энтузиасты, которые верили, что мы станем нормальной европейской страной"
Раньше, говорит наш герой, не только люди в штатском были попроще, но и сама городская жизнь была другой. Филипп вспоминает 90-е и начало 2000-х не столько как время своей молодости, сколько как время, в котором все было естественнее.- Да, было опасно, но были ведь клубы, были мероприятия. Я перекрывал улицу Октябрьскую и устраивал там рейв, остановив трамвай.
Филипп говорит, что подобные мероприятия не были исключением для Минска того времени, ведь в городе было огромное количество энтузиастов.
- Были люди, которые верили, что мы сделаем из Беларуси нормальную цивилизованную европейскую страну. Они делали выставки, концерты и фестивали, но году к 2004-му устали катить камень в гору, ведь сизифов труд никому не интересен. Тем более, к тому моменту власть уже задушила своих врагов, и начала душить альтернативную культуру. Жаль, у нас нет альтернативного спорта, а то бы они и него задушили.
"Я люблю белорусский язык, но ненавижу, когда мне его навязывают"
А вот основная масса людей, по словам собеседника, была точно такая же и в 90-е. Также Филипп говорит, что он не замечал, чтобы тогда больше людей, чем сейчас, говорили на белорусском языке.- Возможно, такое ощущение складывалось, когда была насильственная "позняковская белорусизация" 1991-1994 годов. Моя мама работала тогда учителем французского и ее заставляли переводить детям с этого языка на белорусский, хотя для этого не было учебников. Из-за такой политики, я считаю, выборы и выиграл Лукашенко, ведь он обещал вернуть людям привычный уклад жизни.
Зато сейчас, по наблюдениям нашего героя, в Минске на белорусском говорит больше людей, чем в 90-е. Он говорит, что это стало модным у хипстеров, и радуется, что эти люди делают это искренне, в отличие от многих из тех, кто выпячивает свою белорусскость.
- Вы знаете, что сейчас стало невозможно получить финансирование из какого-нибудь фонда под культурный проект, если ты хочешь сделать его по-русски. Или, чтобы его получить, ты должен заговорить по-белорусски. Я люблю белорусский язык, но ненавижу его навязывание, тем более неискреннее.
"Я ненавижу и профессиональных белорусов, для которых говорить на "мове" – работа"
Филипп объясняет, что именно из-за этого и осенью и появился его пост в социальной сети содержания "Я ненавижу белорусский язык, как и все, что мне навязывают". Это сообщение очень агрессивно восприняли некоторые люди и СМИ, ведь уцепились лишь за его первую часть.- И потом мне все звонили с угрозами, и угадайте, на каком языке они разговаривали. На русском! Да они и в жизни на русском разговаривают, но, чтобы получить деньги под какой-нибудь проект начинают говорить на "мове". А потом они пишут отчет о проведенной выставке, а затем еще платят переводчику, чтобы тот все оформил по-белорусски. Это цирк, который меня раздражает!
Собеседник называет такое поведение людей откровенным лицемерием и ханжеством.
- Я не могу сказать, кто мне слил эту информацию, но вы знаете, на скольких компьютерах в браузерах у нас в стране установлен белорусский? 0,75%! О каких 20% вы мне говорите? Я соглашусь, что их десять, тех кто постоянно говорит на "мове".
Филипп повторяет то, что ему очень нравятся хипстеры, которые, пускай и из-за моды, но искренне говорят на "мове". Он говорит, что ненавидит "профессиональных белорусов".
- Я же никогда не обращался в эти фонды, но делал свои проекты с белорусским языком, когда мне этого хотелось. Я выступаю за искренность и добровольность в любых действиях.
За эту ненаигранность наш герой любит Лявона Вольского и Андрея Хадановича. Филипп говорит, что они говорят с ним по-русски, зная, что он не очень хорошо понимает современную "мову".
- Но большая часть моих белорусскоязычных собеседников из тех, кто видит, что я не понимаю, но продолжает упорно говорить со мной на "мове". Это показывает их культуру.
"Наш Минск выглядит как кривые зубы, но я его люблю"
Городская же культура состоит не только из людей, мероприятий, но и архитектурных объектов. Филипп говорит, что наш город изуродовали два современных здания: гостиница у цирка и дом у Троицкого.- Уже ходит новое его наименование - "ЧижЕвка", и самое страшное в ней то, что она … уродливая. Она напоминает всем моим знакомым советский конструктор "Юный строитель", возникает чувство, что в этом доме использованы все кубики из него. Мои друзья удивляются, каким дураком нужно быть, чтобы перенести вот это из детства в центр Минска.
Не менее страшные постройки, по мнению Филиппа, находятся по улице Сурганова от центра "НЛО" в сторону Бангалор.
- Но, хорошо, что этот зверинец, весь кошмар, который стоит на пустыре, находится не в центре. Его можно будет потом снести. А если учитывать то, что в Гамбурге снесли целый район, то и гостиницу возле цирка когда-нибудь снесут. Об этом говорят и все наши знакомые архитекторы.
Единственным современным зданием, которое нравится нашему герою, является отель "Пекин". По его мнению, он сделан в нужном стиле, и находится в нужном месте.
- Хотя, я и "Президент-отель" считаю нормальным, если бы они не выстрелили его вверх. К сожалению, наши архитекторы не знают, что такое skyline, поэтому наш Минск – это как кривые зубы. Но я люблю его и таким, ведь это мой город.
4 минских вопроса Филиппу Чмырю
- Какое здание или сооружение в Минске вы бы снесли в первую очередь?
- Гостиницу у цирка и "ЧижЕвку". Потому что это уродливо.
- Кому бы вы поставили памятник в Минске?
- Киму Хадееву. Этот человек – часть Минска, часть нашей городской культуры.
- Кого вы считаете самым значимым минчанином?
- Того же, кому я бы поставил памятник.
- Куда вы в первую очередь ведете в Минске иностранных гостей?
- Я обожаю конструктивизм, и веду их к этим пяти зданиям Лагнгбарда.