"Стандартная процедура". В больнице младенец, еле выжив, стал инвалидом

Источник материала:  
26.11.2014 14:04 — Новости Общества
"Его сожгли изнутри", - говорит бабушка двухлетнего мальчика. Миша Лапко родился, по словам родственников, абсолютно здоровым, а через неделю после выписки из роддома попал в больницу, где за 10 минут, еле выжив, превратился в инвалида. 8 операций, 5 месяцев в реанимации. "Эта история - и наши слезы", - говорят врачи о случившимся.

"21.11.2012 я родила сына, - пишет в редакцию мама малыша Александра Верхола. - Мальчик родился абсолютно здоровым: 9 баллов из 10 по шкале Апгар. Через неделю после выписки из роддома патронажная медсестра сказала, что у ребенка подозрительный пупок, и направила в Детский хирургический центр (ДХЦ)".

Там врач осмотрел Мишу. "Медсестра схватила ребенка, и врач ввел ему в пупок раствор йода - бетадин", - пишет мама.

Вернули маме ребенка уже черным ниже грудки, выглядел Миша почти неживым, говорят родственники.

Судмедэкспертиза заключила: йодный препарат попал в кровь во время обработки пупка. Уже через 10 минут у ребенка развилась тяжелая токсико-ишемическая реакция, которая проявилась в том числе в посинении животика, паха, правой ягодицы и ножки, еще через 5 минут начались судороги, описали специалисты. Мальчика отправили в реанимацию. В дальнейшем у ребенка развились серьезные поражения органов (синдром полиорганной недостаточности).

"Шанс на жизнь дали 5%", - пишет Александра Верхола.

В инструкциях (их несколько. – TUT.BY) по применению препарата "Бетадин" (Венгрия) указано, что он противопоказан в возрасте до года (1-й вариант) и что у новорожденных детей до 6 месяцев использование средства допустимо лишь по строгим показаниям (2-й вариант). Клинических протоколов Минздрава по лечению пупочных свищей (такой был первоначальный диагноз Миши) нет. Поэтому в ДХЦ действует свой стандарт, в котором указано, что при наличии гноя и глубокого свища у новорожденных пупок промывают раствором бетадина.

Правда, по этому же стандарту врач должен был сначала назначить ребенку УЗИ (ультразвуковое исследование). Но УЗИ-кабинет в ДХЦ в вечернее и ночное время не работает, описывают ситуацию судмедэксперты.

Как потом выяснилось, свищ у ребенка оказался не слишком глубоким. В общем, хирургу следовало воздержаться от промывания бетадином. Достаточно было обработать пупок растворами перекиси и марганцовки при необходимости – наложить повязку с противовоспалительным препаратом, считает экспертная комиссия.

Инвалидом Миша стал из-за неточных (в соответствии с утвержденным в ДХЦ стандартом) действий хирурга при оказании медицинской помощи и не исключенными до настоящего времени фармакогенетическими особенностями пациента, пришли к выводу эксперты. Повторная экспертиза, однако, установила, что причиной инвалидности Миши стали именно возможные фармакогенетические особенности ребенка.

Однако и стандарт не соответствовал инструкции к препарату. Как стало известно TUT.BY, по этому поводу уже направлен документ в Министерство здравоохранения.

Почему бетадин попал в кровоток? По данным медицинских документов и материалов проверки, технически врач промывал пупочный свищ правильно. Экспертная комиссия предполагает, что у ребенка не полностью заросла правая пупочная артерия, в которую могло попасть некоторое количество раствора. Бетадин мог попасть в кровь и за счет высокой проницаемости кожи у младенцев.

Справка. Препараты йода, попадая в кровь, становятся ядами, поражают внутренние органы, кожу, слизистую. А "Бетадин" (повидон-йод) к тому же обеспечивает длительную постоянную концентрацию йода и его действие может активно и долго проявляться в отдаленных органах и тканях от места введения. Такие сведения приводит экспертиза, ссылаясь на медицинскую литературу.
Описываемое на специализированных сайтах применение "Бетадина" у новорожденных – это обработка кожи и пуповины раствором бетадина. Журналист не нашел медицинских источников, где говорилось бы о промывании или введении препарата в пупок при лечении свища.




5 месяцев маленький Миша провел в реанимации

Мальчик перенес 8 операций - в том числе по пересадке кожи с бедра, был стомирован (в животике сделали отверстие с трубкой, чтобы кал не попадал в рану), ему неоднократно переливали кровь.

"Однажды я пришла в реанимацию, а у Миши скорчены ноги", - рассказывает Александра Верхола. Женщине объяснили, что у всех детей неровные ноги. "И только через две недели (!) врач, который нас "вела", пригласила невролога. Специалист сказал, что у ребенка поврежден седалищный нерв".

"Все, что нас ждало, – усохшая ножка", - говорят сегодня родственники уже после многочисленных консультаций врачей.

Консилиум РНПЦ неврологии и нейрохирургии выдал тогда заключение, что седалищный нерв на правом бедре Миши визуализирован, на участках, которые видны, повреждений нет, расположенный ближе к центру тела отдел в рубцовой ткани при осмотре на элементы не разграничивается. Рекомендовано наблюдение невролога и педиатра, реабилитация. "Ну, всякие там массажики. Вот и все. Операция нам не нужна. Такое заключение: мы ничего не видим и идите, называется", - подтрунивает над бумагой бабушка мальчика Татьяна.

"Мы не могли смириться с этим. Видели, что массажи не помогают – ножки не работают. Когда ребенку было 9 месяцев, собрались и поехали в Израиль", - продолжает бабушка.

В Иерусалиме специалисты нашли точку повреждения нерва. Преодолев тернистый путь, родственники добились операции по восстановлению нерва у "специалиста, которых в мире очень мало", рассказывают они.

"С большим боем, но Минздрав оплатил нам эту операцию в 40 тысяч долларов, - рассказывает бабушка Татьяна, - Мы, если честно, не надеялись, уже нашли покупателя на квартиру".

На обследования-консультации и проживание в Израиле сама семья потратила 54 тысячи долларов.




В пятницу Мише исполнилось 2 года

"У нас еще далеко не все (проблемы со здоровьем Миши решены не до конца. – TUT.BY), - говорит бабушка. - Нерв прорастает очень медленно, у Миши он пророс до лодыжки". Теперь разница между длиной ножек у мальчика - два сантиметра, он встает, но стопу не поднимает.

Мише заказали протез с механизмом, который поднимает стопу, чтобы он учился ходить.

"Вы можете себе представить вместо попы дырку в рубцах и ранах? То, что мы сейчас имеем, – большой успех", Татьяна Алексеевна вытирает слезы и улыбается.

"Что я хочу сказать людям? Не верьте! Не нужно безоговорочно верить заключениям! Нужно искать выход".

Татьяна Алексеевна рассказывает о смешных льготах, ради которых приходится собирать большое количество бумажек. Но больше всего она недовольна нашим здравоохранением. Вспоминает ортопеда, который не мог даже измерить длину стоп малыша, про протезный завод (Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр). "Мише невозможно подобрать обычную обувь. Нам выдали удостоверение инвалида, с ним отправили на протезный завод, чтобы там бесплатно сделали ботиночки. В мае обратились, там сняли с ножек мерки, а сделали ботиночки… только в сентябре. Мы их даже забирать не поехали. 4 месяца! Кто-нибудь может представить, что все это время ребенку нужна обувь, а размер ножки меняется очень быстро?! Одну из трех заказанных на заводе пар мы забрали, но она такая дубовая, ребенок в ней становится и сразу падает". Все ботиночки Мише всего за неделю делали в московской мастерской за 300-400$. Российские мамы рассказали, что делают обувь в этой же недешевой мастерской, а потом с удостоверением ребенка-инвалида деньги по чеку родителям возвращает государство. "Зачем такая бесплатная медицина? Зачем такие врачи (с их маленькими зарплатами), которые калечат, комиссии, которые дают заключение только по видимым участкам, и министерство, которое высылает бездушные отписки или даже не отвечает вообще? Зачем врут людям? Ведь они еще и покрывают свою безграмотность. Нам говорили, что все произошло из-за невиданной аллергии у ребенка, каких-то фармакогенетических особенностей и ничего сделать нельзя. Везде от нас хотели только отцепиться".


В сентябре 2013 года мама Миши обратилась с заявлением в Следственный комитет

29 октября Первомайский следственный комитет столицы возбудил уголовное дело по части первой статьи 162 "Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее причинение пациенту по неосторожности тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок".

О перспективе дела говорить рано: после первой экспертизы, которая увидела вину врача, следствие назначило дополнительную, где специалисты пришли к выводу, что причиной инвалидности Миши стали возможные фармакогенетические особенности ребенка. Экспертизы, которая могла бы подтвердить наличие либо отсутствие таких особенностей у ребенка, не существует.

"Это несчастье, которое случилось одновременно и с врачом, и с ребенком"

В Детском хирургическом центре при 1-й городской клинической больнице Минска официальные комментарии не дают – не разрешает руководство. В неофициальной беседе журналисту объяснили: случай с Мишей Лапко – первый в практике центра. А лечат детей таким образом уже около 40 лет – практически с самого основания центра.

Стоит отметить, что стандарт лечения воспалительной патологии пупка у новорожденных, который имеется в редакции, утвержден в 2011 году, согласован с главным детским хирургом Минздрава.

Технически промывание свища происходит так: тоненький маленький катетер с иглой вставляется во вход в пупке и по нему вводят препарат "Бетадин", чтобы "выжечь" слизистую, промыть от бактерий, рассказывают хирурги. Процедура описана во всех классических (советских. – TUT.BY) учебниках по детской хирургии и применяется в том числе и в московских клиниках, уверяют в центре. "Препарат "Бетадин" разрешен для применения в крайних случаях, - рассказывают врачи. - Данная патология маленькая, но может привести к страшным последствиям за короткое время".

Врачи выражают сомнение в том, что ребенок был совершенно здоров.

По каким причинам случалась трагедия – в медучреждении до сих пор объяснить не могут. "Даже комиссии с профессорами не понимают, как такое могло произойти технически. Это медицинская казуистика, несчастный случай вследствие каких-то особенностей ребенка", - рассуждают в центре.

"Наши хирурги спасают тысячи людей. В клинике произошел несчастный случай. Мы вытянули ребеночка с того света. А родители подали в суд на людей, которые спасли мальчика", - отмечают врачи.

"По-человечески, да, у родителей случилось горе. Но если говорить о медицине, никто не застрахован. Любого хирурга за время его работы можно посадить 2-3 раза. Это если он работает прекрасно. Остальные из судов не вылезали бы. Вот так мы работаем".


В руководстве больницы скептически относятся к тому, что Мише сшили нерв. "Это блеф, никто в мире такой операции не делает. Ребенку, скорее всего, освободили от нерва рубец".

Руководство больницы уверено, что дело разрешится в пользу медиков: "В суде мы разгромим надерганные факты на раз-два. А на экспертов (речь о заключении судмедэкспертов. – TUT.BY) найдем других, более экспертных в этом вопросе".

Хирург, промывавший Мише пупок в тот злосчастный вечер, от комментариев отказался. После случившегося доктор сам лечился год, говорят его коллеги.

←Минжилкомхоз: принцип приватизации - возврат государству затраченных денег на строительство жилья, а не извлечение прибыли

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика