Дело Мальцева. За уроки по модернизации гендиректор «Борисовдрева» платит в одиночку
«Почему провалили эту модернизацию?» — спросил Александр Лукашенко во время посещения ОАО «Борисовдрев» 30 ноября 2012 года.
«Мы учились, мы ничего не строили в концерне, учились предприятия и мы. Не были готовы к этой работе. Это мое мнение. Потому что в течение последних 40 лет нет кадров на предприятии, которые участвовали бы в строительстве, которое производилось в советское время», — ответил президенту заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Сергей Иванов.
«Если вы не умели и были не готовы, значит, надо было пригласить 5-10 иностранцев — нам бы это дешевле обошлось», — парировал Лукашенко.
«Программа модернизации деревообрабатывающей отрасли провалена» |
При этом разговоре присутствовал генеральный директор ОАО «Борисовдрев» Владимир Мальцев. Вряд ли тогда, два года назад, он мог предположить, что за провал «этой модернизации» и партнерские отношения с иностранцами ему придется отвечать в полном одиночестве, находясь в металлической клетке зала судебных заседаний Минского областного суда.
Мальцеву может очень дорого обойтись процесс получения уроков по модернизации предприятия без отрыва от производства.
Следствие признало 42-летнего руководителя самым «нерадивым учеником» и обвинило его по ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями), предусматривающей наказание от 3 до 10 лет с конфискацией имущества. Имущества у Мальцева насчитали и арестовали на сумму 400 миллионов рублей, 300 миллионов из которых приходится на приобретенный в кредит автомобиль. Ущерб же, по оценкам следствия, от противозаконных действий гендиректора составил порядка 18 миллиардов рублей.
Львиная доля «вредительской» деятельности, согласно обвинительному заключению, приходится на реализацию двух контрактов с турецкой компанией Bersey. По первому турки поставили оборудование для котельной предприятия на сумму 5,4 млн. евро. По второму — участвовали в монтаже этого оборудования (сумма контракта — 1,6 млн. евро).
По выводам следствия, компания Bersey незаконно была допущена к тендеру на поставку оборудования и с ней незаконно заключили как первый, так и второй договор. Более того, следствие обвинило Мальцева в лоббировании интересов компании Bersey. Правда, личной материальной заинтересованности обвиняемого следственная группа (пять следователей и несколько оперативных сотрудников милиции) в этом деле не нашла.
С начала судебного разбирательства (первое заседание состоялось 23 сентября) были изучены все 117 томов уголовного дела, доброшены десятки свидетелей (некоторые по два раза), эксперты и специалисты, дополнительно по ходатайству защиты и обвиняемого к материалам дела приобщены различные документы.
Для полноты картины происходившего на «Борисовдреве» не хватало, пожалуй, самого важного — показаний представителей турецкой компании Bersey, которые, в чем нет сомнений, ни сном, ни духом не ведали, что их первый опыт работы в Беларуси обернется таким скандалом и они станут, сами того не желая, «виновниками» неприятностей для гендиректора Мальцева.
К сожалению, корреспонденту Naviny.by не удалось выяснить, были ли допрошены в ходе следствия сотрудники турецкой компании. В суде такого рода документы не озвучивались. Адвокат Дмитрий Горячко дипломатично уклонился от ответа на вопрос журналиста. Однако еще в самом начале судебного процесса он заявил ходатайство о вызове в суд для дачи свидетельских показаний представителей компании. Судья Валентин Вердыш ходатайство удовлетворил.
В начале этой недели сразу три представителя Bersey прилетели в Минск из Стамбула. 18 ноября они были готовы ответить на все вопросы. Под дверью зала судебного заседания турки провели весь день и не были допрошены.
Из троих только советник знала русский язык. Переводить ей не разрешили из-за того, что женщина представляет заинтересованную сторону. Что вполне справедливо. В тоже время найти оперативно профессионального переводчика с соответствующим допуском не удалось. Турки улетели домой, но обещали вернуться и дать 24 ноября свидетельские показания.
Вопросов к ним будет много у всех участников процесса. Возможно, представители иностранной компании расскажут и о том, чему они научились в Беларуси.
И концов не найти?
Одной из причин, повлиявших на ход модернизации деревообрабатывающей отрасли вообще и ОАО «Борисовдрев» в частности, обвиняемый Мальцев назвал параллельное проектирование и строительство.
Согласились с ним допрошенные в суде в качестве свидетелей бывший глава концерна «Беллесбумпром» Владимир Шульга (в настоящее время гендиректор ОАО «Ивацевичдрев») и бывший председатель Миноблисполкома (ныне пенсионер) Борис Батура.
В текущем году от такой практики в Беларуси отказались. Возможно, учитывая борисовский опыт, в дальнейшем заказчикам, проектировщикам, строителям и поставщикам будет проще договариваться и, что называется, не гнать лошадей. Как это было в случае с «Борисовдревом», когда кругом коллективное руководство и ответственность, а в СИЗО сидит один Мальцев.
В то же время в этой драматической производственной истории до сих пор выползают уши странных правительственных решений, которым суд вряд ли будет давать оценку.
Напомним, что постановлением Совета министров № 324 от 29 апреля 2013 года турецкая компания Bersey (единственная, принявшая участие в конкурсе на монтаж котельного оборудования) признается подрядной организацией. Документ после ряда согласований и обсуждений подписал премьер-министр Михаил Мясникович. И только после этого высокого решения между ОАО «Борисовдрев» и компанией Bersey 15 мая 2013 года был заключен договор. С условием, что турки привлекут для выполнения лицензируемых работ белорусские организации, в их числе ОАО «Центроэнергомонтаж» и другие.
Как сообщил суду свидетель главный энергетик «Борисовдрева» Евгений Вараксо, с января по май 2013 года работы на площадке по монтажу оборудования котельной не велись. А это значит, что сроки сдачи объекта в эксплуатацию горели синим пламенем. Вероятно, только по этим причинам на высшем уровне искали и нашли единственный путь решения проблемы: допустить турецкую компанию к монтажу в роли субподрядчика. Однако…
В поисках дополнительной информации корреспондент Naviny.by на Национальном правовом интернет-портале нашел еще один документ, подписанный премьер-министром — постановление Совета министров № 459 от 5 июня 2013 года «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. № 413».
Если постановление № 324 дает зеленый свет на участие турецкой компании в монтаже котельной «Борисовдрева», то спустя три недели в документе под № 413 Bersey уже не упоминается. Вычеркнули? В то же время турки продолжали работу на объекте вплоть до запуска котельной в январе 2014 года и даже после.
Странная ситуация, которая, возможно, прояснится в ходе допроса граждан Турции. Если, конечно, они не передумают и вновь приедут в Минск. Это, к слову, в их интересах.
В суде не раз озвучивалась информация, что оба контракта с турками «не закрыты» до сих пор. Белорусская сторона должна им более 700 тысяч евро. Следствие же считает, что иностранцам заплатили лишнее.
Виктор ФЕДОРОВИЧ