Не прошло и двух лет: педагогов частично освободят от бумажной работы
24.10.2014 00:41
—
Новости Общества
Министерство образования утвердило перечень документов в учреждениях общего среднего образования для отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями.
В январе 2013 года для Александра Лукашенко стало откровением, что учителям приходится много времени уделять непрофильной работе: собирать макулатуру, проводить внеклассные мероприятия, делать кучу бумажной работы. Он попросил разобраться, если эта проблема действительно существует.
Не прошло и двух лет, как министерство образования все же решило облегчить жизнь педагогам, частично освободив их от бумажной работы.
В октябре 2014 года на заседании рабочей группы под руководством заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Тозика, было отмечено, что на учителей возложили несвойственные им функции, вплоть до сбора средств на ремонт классов. Например, учителей заставляют проверять, с кем остается ребенок, если оба родителя работают в ночную смену.
В октябре 2014 года на заседании рабочей группы под руководством заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Тозика, было отмечено, что на учителей возложили несвойственные им функции, вплоть до сбора средств на ремонт классов. Например, учителей заставляют проверять, с кем остается ребенок, если оба родителя работают в ночную смену.
"Мы должны предложить решения, которые бы раскрепостили школу и позволили бы готовить грамотных и образованных людей, настоящих граждан своей страны, - отметил Анатолий Тозик. - Нужно запретить на законодательном уровне кому бы то ни было вмешиваться в процесс, убрать из школы все лишние документы".
21 октября 2014 года Министерство образования Беларуси на своем портале опубликовало перечень документов для отдельных категорий педагогических работников учреждений общего среднего образования, которые обязательны для ведения и использования в работе.
"Данный перечень разработан и утвержден министром образования с целью сокращения документооборота в учреждениях общего среднего образования, конкретизации перечня документов, которые образуются в деятельности отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями", - говорится в сопроводительном документе.
Там же оговаривается, что "указанный перечень документов является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования. Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота".
Там же оговаривается, что "указанный перечень документов является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования. Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота".
В перечень основных документов вошли:
для учителей - классный журнал, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, дневники учащихся;
для воспитателей - журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования, календарно-тематическое планирование на четверть, ежедневное планирование, режим работы группы продленного дня, утвержденный руководителем учреждения общего среднего образования;
для учителей-дефектологов специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания - классный журнал, календарно-тематическое планирование по учебным предметам и коррекционным занятиям, учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания, расписание занятий по учебным предметам и коррекционным занятиям, ежедневное планирование, дневники учащихся;
для учителей-дефектологов пункта коррекционно-педагогической помощи - журнал учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся, журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися, план работы на год, ежедневное планирование, расписание занятий, аналитический отчет за год, карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся, планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные);
для учителя, выполняющего функции классного руководителя - классный журнал, план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие), социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года), дневники учащихся, личная карточка учащегося;
для педагога-организатора - план работы педагога-организатора на четверть (полугодие);
для педагога-психолога, педагога социального (СППС) - план работы СППС учреждения образования на год (раздел плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования), планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие), графики работы специалистов СППС учреждения образования, социально-педагогическая характеристика учреждения образования, материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, которые были признанны нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания детей, указанных категорий, иные рабочие материалы, отчеты и аналитические материалы о реализации: мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся; индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, журнал учета консультаций участников образовательного процесса;
для руководителя физического воспитания - план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, положения о внутришкольных спортивных мероприятиях;
для педагогов дополнительного образования - журнал планирования и учета работы объединения по интересам и программа объединения по интересам.
для учителей - классный журнал, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, дневники учащихся;
для воспитателей - журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования, календарно-тематическое планирование на четверть, ежедневное планирование, режим работы группы продленного дня, утвержденный руководителем учреждения общего среднего образования;
для учителей-дефектологов специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания - классный журнал, календарно-тематическое планирование по учебным предметам и коррекционным занятиям, учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания, расписание занятий по учебным предметам и коррекционным занятиям, ежедневное планирование, дневники учащихся;
для учителей-дефектологов пункта коррекционно-педагогической помощи - журнал учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся, журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися, план работы на год, ежедневное планирование, расписание занятий, аналитический отчет за год, карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся, планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные);
для учителя, выполняющего функции классного руководителя - классный журнал, план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие), социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года), дневники учащихся, личная карточка учащегося;
для педагога-организатора - план работы педагога-организатора на четверть (полугодие);
для педагога-психолога, педагога социального (СППС) - план работы СППС учреждения образования на год (раздел плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования), планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие), графики работы специалистов СППС учреждения образования, социально-педагогическая характеристика учреждения образования, материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, которые были признанны нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания детей, указанных категорий, иные рабочие материалы, отчеты и аналитические материалы о реализации: мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся; индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, журнал учета консультаций участников образовательного процесса;
для руководителя физического воспитания - план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, положения о внутришкольных спортивных мероприятиях;
для педагогов дополнительного образования - журнал планирования и учета работы объединения по интересам и программа объединения по интересам.
Чтобы понять, как измениться жизнь педагогов, предлагаем ознакомиться с описанием бумажной работы обычного учителя одной из белорусских школ, которая помимо 25 часов в неделю преподавания по предмету является еще и классным руководителем.План воспитательной работы. Точнее два плана - на год и по неделям. В этих планах учитель указывает время, когда он проводит свои классные и информационные часы. 1 раз в неделю - классный час и 1 раз - информационный. "Еще нужно заполнить план идеологической и нравственной работы - как минимум на предстоящую четверть: описать темы мероприятий, время проведения кинолекториев, походов в театры и музеи". На составление такого плана, по подсчетам учителя, уходит как минимум 6 часов. Это если не отвлекаться.
Акты жилищных условий учеников. Нужно "изучить" жилищные условия каждого ребенка в классе. Предполагается, что классный руководитель должен посетить на дому каждого ученика и далее составить акт. В нем указывается площадь квартиры и условия жизни ребенка: какой у него письменный стол, чем он питается, где спит и т.д. "У меня в классе - 30 учеников, посетить всех нужно в течение года. Но лучше не откладывать и начинать с начала года, особенно если берешь 5-е классы. На каждого ученика нужен минимум час - это само посещение с дорогой туда и обратно". Итого: 30 часов.Планирование по предметам. "Раньше мы брали тетрадь и вручную писали, в какие дни уроки, в какие - контрольные, проверочные, самостоятельные работы и т.д. Теперь такие тетради продаются, и мы, по крайней мере, ничего не чертим - просто заполняем. Покупаем тетрадь за свои деньги, ведь считается, что это для облегчения работы самого учителя. Минимум на каждый класс уходит 1 час". Итого: 6 классов - 6 часов.
Составление социального паспорта класса. "Это такая таблица, где мы указываем, сколько полных/неполных, обеспеченных/малообеспеченных семей в нашем классе. Опросы детей либо их родителей в целом отнимают около 2 часов. На составление самого паспорта потратить надо также часа 2".
Классный журнал. Чтобы его заполнить в начале года, надо часов 10 или даже больше. "На заполнение дают обычно дают дня 3. В журнал, помимо основного списка детей, надо вписать данные социального паспорта класса, группы здоровья каждого ученика, все медицинские показания, список тех, кто отдыхает в санаториях и проч. В общем, в журнале записываются данные не только по предметам, но и, так сказать, по внеклассной жизни детей и их родителей".
Внеклассное время. Нужно подумать о том, чем дети будут заняты после уроков. "Эти данные мы в заносим в журнал: указываем все кружки и секции, которые будут посещать дети". Не менее 3 часов.
Отчеты и подсчеты. По словам учителя, в начале года "столько документации надо "перевернуть", что работаешь с утра до вечера, и все равно не успеваешь". "В этом году из управления образования нам пришло распоряжение за два прошедших учебных года посчитать, сколько по каждому классу и по каждой параллели учеников закончили год на высоком уровне (9-10 баллов), достаточном (7-8), среднем (5-6), удовлетворительном (3-4) и низком (1-2). Для чего это надо - не совсем понятно. Вроде бы для того, чтобы оценить качество преподавания предмета. На практике это значит, что надо посчитать все классы, начиная с пятых. Все учителя в нашей школе разделили классы между собой". По мнению педагога, такие подсчеты отнимают 4 часа, не отрываясь.По мнению учителя, такую работу, как, впрочем, и всю остальную "бумажную" не должны вести учителя."Если бы не было классного руководства в том виде, как его понимают в министерствах и на местах, работать было бы нормально. Классный руководитель при выполнении им всех вышеперечисленных функций - это отдельная должность".