Из "занюханного" госкафе - в добротное. Как развивается придорожный сервис в Беларуси
23.10.2014 22:23
—
Новости Общества
Когда-то глава представительства Европейского союза в Беларуси Майра Мора по дороге в Витебск зашла в маленькое придорожное кафе. Кофе в нем был отменный, но само заведение дипломат назвала "занюханным". TUT.BY прокатился по трассе М3 и посмотрел, как из этого объекта общепита сделали добротное кафе.
Раньше кафе "101 км" при автозаправочной станции государственного производственного объединения "Белоруснефть" в Бегомле представляло собой небольшой зал-пятачок с четырьмя столиками на 16 мест. Недавно заведение реконструировали, на что затратили 11 миллиардов рублей. Сегодня весь бывший обеденный зал отведен только под санузел.
Кафе было открыто в марте 2002 года. Несколько квадратных метров оно занимало 12 лет, рассказывают работники. Но клиентов хватало. В час пик очереди из желающих поесть стояли всегда, говорит повар Надежда. Место хорошее – прямо на трассе.
Командированный по делам фирмы мужчина в галстуке и жакете рассказывает, что заезжал сюда часто, так как останавливался в отеле. Гостиница стала нерентабельной, говорят работники, и кафе "захватило" ее помещения.
Вкусно и недорого – так можно кратко обозначить отзывы клиентов.
На санитарную остановку прямо возле "101 км" останавливается частная маршрутка Полоцк - Минск. Пока пассажиры пьют кофе, водитель Артур позволяет себе полноценный обед. Мужчина ест здесь два раза в день: днем, когда маршрутка отправляется в Минск, и вечером, когда возвращается. Для Артура важна скорость обслуживания. В других кафе за 15 минут, которые длится остановка, еды можно и не дождаться: пока меню принесут… Здесь самообслуживание, как в столовой. Поэтому поесть можно быстро.
Особо кафе парень не хвалит. Поэтому интересуемся, какие есть недостатки. "Их нет. Я хочу, чтобы такое кафе было и в Полоцке".
Александр – дальнобойщик из Бреста. Едет в Питер. На 42 тысячи парень заказал овощной салат, суп, картофельное пюре с котлетой, хлеб, чай. "Разве плохо?" - спрашивает он.
Антон и Владимир едут из Минска. Владимир занимается поставками продуктов питания для магазинов и обедает в этом кафе два раза в неделю. "Тут еда человеческая. "В бифштексе мало хлеба!", - отмечают посетители.
"С хлебом у нас мясных блюд нет. Даже в котлете - 100% мяса", - уверяет повар Надежда.
При здешних ценах заявления кажутся сказкой. Любое второе - 20-25 тысяч. Бутерброд с сыром - 6, овощной салат - 5, и красного перца в нем много. Щи из свежей капусты (250 граммов) стоят чуть больше трех тысяч, рассольник без мяса – почти 6, суп из шампиньонов – 11 тысяч, солянка сборная "уже дороже" – 25, но "идет на ура", показывает ассортимент Надежда.
Расценки спускают сверху из "Витебскоблнефтепродукта" (дочернее предприятие "Белоруснефти". - TUT.BY).
Все блюда свежие, отмечает Надежда, потому что людей приезжает очень много. "Автобус пришел, все забрали – успевай нарезать! Детей возят в Полоцк, в Софийский собор, в Брест, Витебск – практически все экскурсионные автобусы останавливаются у нас. В субботу обычно на стоянку подъезжает 8-10 одновременно. А скоро еще начнутся "Силичи" (сезон в горнолыжном центре "Силичи". - TUT.BY). Будут, как всегда, потирать руки и заказывать "бегомльский борщец".
Кофемашины, удобное расположение, цены, как в столовой. Почему таким секретом успеха не пользуется частник?
В лучшие времена их выручка - 15-20 миллионов в день. Но похвастаться такими суммами могут только заведения возле Минска, отмечает эксперт. "Другие имеют 5-7, а то и 2-3 миллиона в день. Отнимите стоимость продуктов, электроэнергии, другие затраты и получите "ничего".
Сегодня прибыльны так называемые загородные комплексы, например "СТО-гостиница-кафе", которые все активнее строятся вокруг Минска, говорит Виктор Маргелов.
Владелец кафе "Лесное" (41 км от Минска по трассе на Гродно) тоже планирует расширяться и строить гостиницу. "Если свадьбы проводим, людям нужно переночевать, ну и проезжающим тоже", - объясняет хозяин.
Бизнес он выкупил пять лет назад, и все это время делал реконструкцию заведения. "До прибыли еще лет 10. Придорожное кафе – бизнес не особенно выгодный, - делится предприниматель. - Это не "купи - продай". Летом дорога более оживлена, зимой – менее".
Кафе у дороги требует много вложений. "К нам высокие требования и всегда пристальное внимание проверяющих органов", - говорит собственник заведения. А льгот – никаких. "Единственное, в Белагропромбанке предлагают выгодные кредиты на развитие" .
Но чаще всего придорожные кафе открываются при АЗС. "Только так и можно выжить", - отмечает Виктор Маргелов.
Специалист рассказывает, как на одном из недавних республиканских семинаров озвучивалась информация о лучших придорожных объектах Гродненской области. Вот показатели одного из наиболее прибыльных: доход от АЗС - 130 миллионов в месяц, а от объекта питания - 12 миллионов ... в год.
О прибыли кафе "101 км" при АЗС в "Белоруснефти" не рассказывают. "Срок окупаемости всего автозаправочного комплекса составляет от 8 до 10 лет", - говорят в объединении. Хотя, отмечают, все зависит от многих факторов, например, расположенные на оживленных трассах или в пригородах АЗС окупаются быстрее.
В компании не делятся своим отношением к "принудиловке": строить объекты питания "Белоруснефть" обязывает государство. Настаивают только, что все работы по реконструкции или строительству автозаправки с сопутствующими объектами ведутся за счет собственных средств, без дополнительных вложений государства.
Инициатива спущена сверху. В августе 2013 правительство постановило, что при строительстве или реконструкции автозаправочных станций на магистральных республиканских автомобильных дорогах ("М" или "М/Е") при каждой должна быть автостоянка не менее чем на два автобуса, пять грузовых и пять легковых автомобилей; стационарный торговый объект; объект общественного питания.
"К 1 января 2015 года этим стандартам должны соответствовать все действующие АЗС. Это станет серьезным стимулом для дальнейшего развития придорожного сервиса и позволит к 2015 году вывести его на качественно новый уровень", - говорил премьер-министр Михаил Мясникович, анонсируя документ.
Каждый год в Беларуси должны открываться новые заправочные станции. Так, в 2014 году по всей стране ожидали 22 новые автозаправки. Девять из них обязали возвести "Белоруснефть", одну (в Бресте, по ул. писателя Смирнова) – подконтрольное Юрию Чижу СООО "НефтеХимТрейдинг".
"Белоруснефть" поставленную правительством задачу выполнила: 9 АЗС построили и еще 9 реконструировали – все с объектами питания либо магазинами. В следующем году планируется реконструировать 13 и построить 23 новые АЗС, сообщают в объединении.
Виктор Маргелов рассказывает, что владелец одного из кафе Гродненской области, устав от проверок, закрылся прямо перед чемпионатом. Теперь возобновить работу для него - большая проблема. Мол, "теперь, друг, ты у нас не откроешься".
"Все кому не лень стараются пнуть. Сегодня придорожный сервис - как дитя у семи нянек. А реально им никто не занимается", - говорит Маргелов.
Частно-государственного партнерства не получается, ведь чтобы требовать от бизнеса, нужно создать условия. "И теперь государство берет и само мучается". Что это значит? Что бензин для нас станет дороже, говорит специалист.
По словам начальника отдела организации общественного питания Минторга Ларисы Комаровой, на начало этого года в Беларуси был 501 объект общепита придорожного сервиса. За прошлый год открыто 35 новых объектов, закрыто – 17. Сколько из них частных, сколько – государственных, в Минторге не знают. Сегодня один объект придорожного сервиса встречается у нас через каждые 32 километра при норме – 1 объект на 30-50 км.
Раньше кафе "101 км" при автозаправочной станции государственного производственного объединения "Белоруснефть" в Бегомле представляло собой небольшой зал-пятачок с четырьмя столиками на 16 мест. Недавно заведение реконструировали, на что затратили 11 миллиардов рублей. Сегодня весь бывший обеденный зал отведен только под санузел.
Кафе было открыто в марте 2002 года. Несколько квадратных метров оно занимало 12 лет, рассказывают работники. Но клиентов хватало. В час пик очереди из желающих поесть стояли всегда, говорит повар Надежда. Место хорошее – прямо на трассе.
Командированный по делам фирмы мужчина в галстуке и жакете рассказывает, что заезжал сюда часто, так как останавливался в отеле. Гостиница стала нерентабельной, говорят работники, и кафе "захватило" ее помещения.
Вкусно и недорого – так можно кратко обозначить отзывы клиентов.
На санитарную остановку прямо возле "101 км" останавливается частная маршрутка Полоцк - Минск. Пока пассажиры пьют кофе, водитель Артур позволяет себе полноценный обед. Мужчина ест здесь два раза в день: днем, когда маршрутка отправляется в Минск, и вечером, когда возвращается. Для Артура важна скорость обслуживания. В других кафе за 15 минут, которые длится остановка, еды можно и не дождаться: пока меню принесут… Здесь самообслуживание, как в столовой. Поэтому поесть можно быстро.
Особо кафе парень не хвалит. Поэтому интересуемся, какие есть недостатки. "Их нет. Я хочу, чтобы такое кафе было и в Полоцке".
Александр – дальнобойщик из Бреста. Едет в Питер. На 42 тысячи парень заказал овощной салат, суп, картофельное пюре с котлетой, хлеб, чай. "Разве плохо?" - спрашивает он.
Антон и Владимир едут из Минска. Владимир занимается поставками продуктов питания для магазинов и обедает в этом кафе два раза в неделю. "Тут еда человеческая. "В бифштексе мало хлеба!", - отмечают посетители.
"С хлебом у нас мясных блюд нет. Даже в котлете - 100% мяса", - уверяет повар Надежда.
При здешних ценах заявления кажутся сказкой. Любое второе - 20-25 тысяч. Бутерброд с сыром - 6, овощной салат - 5, и красного перца в нем много. Щи из свежей капусты (250 граммов) стоят чуть больше трех тысяч, рассольник без мяса – почти 6, суп из шампиньонов – 11 тысяч, солянка сборная "уже дороже" – 25, но "идет на ура", показывает ассортимент Надежда.
Расценки спускают сверху из "Витебскоблнефтепродукта" (дочернее предприятие "Белоруснефти". - TUT.BY).
Все блюда свежие, отмечает Надежда, потому что людей приезжает очень много. "Автобус пришел, все забрали – успевай нарезать! Детей возят в Полоцк, в Софийский собор, в Брест, Витебск – практически все экскурсионные автобусы останавливаются у нас. В субботу обычно на стоянку подъезжает 8-10 одновременно. А скоро еще начнутся "Силичи" (сезон в горнолыжном центре "Силичи". - TUT.BY). Будут, как всегда, потирать руки и заказывать "бегомльский борщец".
Кофемашины, удобное расположение, цены, как в столовой. Почему таким секретом успеха не пользуется частник?
Выжить можно при АЗС
Частные придорожные кафе в Беларуси чахнут, рассказывает сопредседатель союза юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" Виктор Маргелов.В лучшие времена их выручка - 15-20 миллионов в день. Но похвастаться такими суммами могут только заведения возле Минска, отмечает эксперт. "Другие имеют 5-7, а то и 2-3 миллиона в день. Отнимите стоимость продуктов, электроэнергии, другие затраты и получите "ничего".
Сегодня прибыльны так называемые загородные комплексы, например "СТО-гостиница-кафе", которые все активнее строятся вокруг Минска, говорит Виктор Маргелов.
Владелец кафе "Лесное" (41 км от Минска по трассе на Гродно) тоже планирует расширяться и строить гостиницу. "Если свадьбы проводим, людям нужно переночевать, ну и проезжающим тоже", - объясняет хозяин.
Бизнес он выкупил пять лет назад, и все это время делал реконструкцию заведения. "До прибыли еще лет 10. Придорожное кафе – бизнес не особенно выгодный, - делится предприниматель. - Это не "купи - продай". Летом дорога более оживлена, зимой – менее".
Кафе у дороги требует много вложений. "К нам высокие требования и всегда пристальное внимание проверяющих органов", - говорит собственник заведения. А льгот – никаких. "Единственное, в Белагропромбанке предлагают выгодные кредиты на развитие" .
Но чаще всего придорожные кафе открываются при АЗС. "Только так и можно выжить", - отмечает Виктор Маргелов.
Специалист рассказывает, как на одном из недавних республиканских семинаров озвучивалась информация о лучших придорожных объектах Гродненской области. Вот показатели одного из наиболее прибыльных: доход от АЗС - 130 миллионов в месяц, а от объекта питания - 12 миллионов ... в год.
О прибыли кафе "101 км" при АЗС в "Белоруснефти" не рассказывают. "Срок окупаемости всего автозаправочного комплекса составляет от 8 до 10 лет", - говорят в объединении. Хотя, отмечают, все зависит от многих факторов, например, расположенные на оживленных трассах или в пригородах АЗС окупаются быстрее.
В компании не делятся своим отношением к "принудиловке": строить объекты питания "Белоруснефть" обязывает государство. Настаивают только, что все работы по реконструкции или строительству автозаправки с сопутствующими объектами ведутся за счет собственных средств, без дополнительных вложений государства.
Какой ценой решается вопрос по развитию придорожного сервиса в Беларуси?
Кафе на АЗС "Белоруснефти" в последнее время стали появляться по всей Беларуси. "Приличные, европейского вида", - говорят о них автомобилисты.Инициатива спущена сверху. В августе 2013 правительство постановило, что при строительстве или реконструкции автозаправочных станций на магистральных республиканских автомобильных дорогах ("М" или "М/Е") при каждой должна быть автостоянка не менее чем на два автобуса, пять грузовых и пять легковых автомобилей; стационарный торговый объект; объект общественного питания.
"К 1 января 2015 года этим стандартам должны соответствовать все действующие АЗС. Это станет серьезным стимулом для дальнейшего развития придорожного сервиса и позволит к 2015 году вывести его на качественно новый уровень", - говорил премьер-министр Михаил Мясникович, анонсируя документ.
Каждый год в Беларуси должны открываться новые заправочные станции. Так, в 2014 году по всей стране ожидали 22 новые автозаправки. Девять из них обязали возвести "Белоруснефть", одну (в Бресте, по ул. писателя Смирнова) – подконтрольное Юрию Чижу СООО "НефтеХимТрейдинг".
"Белоруснефть" поставленную правительством задачу выполнила: 9 АЗС построили и еще 9 реконструировали – все с объектами питания либо магазинами. В следующем году планируется реконструировать 13 и построить 23 новые АЗС, сообщают в объединении.
"Партнерства не получилось, государство само мучается"
Ситуация с придорожными объектами питания сегодня очень тяжелая, говорит Виктор Маргелов. "Этим летом в результате проверок в Минской области закрыли 300 кафе. Стратегия тотального контроля государства продолжается. А сколько проверок видели накануне чемпионата мира по хоккею!.."Виктор Маргелов рассказывает, что владелец одного из кафе Гродненской области, устав от проверок, закрылся прямо перед чемпионатом. Теперь возобновить работу для него - большая проблема. Мол, "теперь, друг, ты у нас не откроешься".
"Все кому не лень стараются пнуть. Сегодня придорожный сервис - как дитя у семи нянек. А реально им никто не занимается", - говорит Маргелов.
Частно-государственного партнерства не получается, ведь чтобы требовать от бизнеса, нужно создать условия. "И теперь государство берет и само мучается". Что это значит? Что бензин для нас станет дороже, говорит специалист.
По словам начальника отдела организации общественного питания Минторга Ларисы Комаровой, на начало этого года в Беларуси был 501 объект общепита придорожного сервиса. За прошлый год открыто 35 новых объектов, закрыто – 17. Сколько из них частных, сколько – государственных, в Минторге не знают. Сегодня один объект придорожного сервиса встречается у нас через каждые 32 километра при норме – 1 объект на 30-50 км.