Остаться в школе или уйти в чиновники? Как сложились судьбы лучших учителей разных лет
04.10.2014 14:39
—
Новости Общества
Лучших учителей выбирают в Беларуси с 1991 года. Остаются ли они работать в школе или выбирают другие профессии? Мы пообщались с победителями конкурса разных лет, узнали, как сложилась их карьера, и поинтересовались мнением заслуженных педагогов о престиже профессии и молодых кадрах.
За всю историю конкурса профессионального мастерства для учителей победителями были названы 12 человек (конкурсы проходили не каждый год). После победы большинству из финалистов поступило немало интересных предложений по работе.
Четверо победителей стали чиновниками, но продолжают курировать сферу образования. Двое преподают в вузах, один из обладателей "Хрустального журавля" стал директором школы, но продолжает вести уроки.
Оба победителя республиканского этапа тогда еще Всесоюзного конкурса в 1991 году уже не преподают. Один, разочаровавшись в системе школьного образования, поспешил уйти на пенсию. Второй предпочел стать администратором на фирме у сына, не желая "состариться раньше времени из-за нервов".
Последний обладатель звания "Учитель года СССР" умер 2 года назад после продолжительной болезни.
Двое лучших учителей года пока ни на что не готовы променять преподавание в школе и видят в нем свою миссию.
Познакомимся с каждым из них поближе.
О вертикальном карьерном росте
Директор школы – это большой-большой завхоз, ему учебно-воспитательными вопросами заниматься некогда. У него проблемы на уровне "ржавые гвозди, тряпки половые, стекла, унитазы". Работая учителем, я практиковал новые методики, находился в постоянном творческом поиске, но не искал эти гвозди и половые тряпки.
О зарплате
Победа в конкурсе никак не отразилась на зарплате. О чем вы речь ведете? Когда-то мы были на презентации у президента и задавали ему вопросы и по поводу зарплаты. Он говорил: я сам работал педагогом, знаю, что вам яйца не носят и масло не носят… Мы друг друга под локоть толкнули и подумали: ну что ты тут сделаешь? Так и ушли. Были у меня раньше льготы как у заслуженного учителя, проезд был бесплатный в общественном транспорте, коммунальные услуги немножко дешевле обходились. Но, увы, все урезали.
О прощании с профессией
В лихие 90-е у меня было 30 учеников в классе, и я смотрел, кому поставить хотя бы четверку, а в основном - "три", но "два" в уме. И в этот момент я думал об одном: как дотянуть, как доработать. Потому что придут и скажут: "Ну, маститый, покажи своих воспитанников". Смысл работать совсем потерялся. Но о работе в школе не жалею. Я себя нашел в детях, отдался полностью своей профессии. Если ко мне в семью приходит беда, мои воспитанники откликаются отовсюду: будь то Беларусь, Россия, Израиль или США.
О проблемах с кадрами
По этому поводу у нас был разговор с ректором педуниверситета. Он сетовал на то, что с 7 баллами из 100 приходится брать студентов, иначе они останутся без работы. Говорил, что не видит выхода. А я вижу: поднять зарплату учителям – и сразу появится конкурс, придут лучшие умы и лучшие силы. Вот и все лекарство. Но у нас этого не сделают.
О профессии учителя
У меня дед, прадед, отец, брат, тетя, мать – все учителя, куда мне было идти? Когда я первый раз пришел в школу и увидел пианино – для меня оно было, как орган в Домском соборе – я был поражен! А когда в кабинете физике мне показали молнию между двумя шарами, я решил, что школа – супер, это мое.
Когда начинал работать, отношение к музыке в школе было замечательное. На переменах звучала классика, дети приносили авторские программы, вели передачи. Дети на мне висели, как говорила мой директор. И я был не против. Это у меня от отца, я перенял у него эту манеру: когда внимание детей рассеялось, сказать что-то смешное – они снова сосредоточились и ждут: а вдруг еще как-то пошутит? А я дальше им объясняю. У нас на перемене зал никогда не закрывался, дети приходили, работали самостоятельно, а потом показывали мне, что они сделали.
Тогда пианино было верхом интереса, или синтезатор, который я купил за 5600 рублей (тогда столько стоили "жигули") и поставил в классе. Жена, конечно, побурчала немного, но потом согласилась. А я понимал, что это нужно, ведь все строится на интересе.
О зарплатах
Мне в школе платили максимально, я получал больше, чем директор. Платили за все конкурсы, за выступления, за озвучки. Премии сыпались постоянно, я не жаловался. Но я и работал с 8 до 8, и по воскресеньям приходил. Зато пенсия уже совсем другая. Если мой отец, имея звание заслуженного, был пенсионером республиканского значения, то сейчас мои награды не имеют никакого значения, это просто медальки.
О прощании со школой
Я в школе достиг всего, мне там стало скучно. Из года в год одна и та же программа, да, добавлял новые произведения, разные варианты и слайды, но все уже не то. И потом я вспомнил своего отца, который даже до пенсии не доработал, ушел по состоянию здоровья, вспомнил маму вечно с тетрадками, которой было не до меня с братом. Я понял, что здоровье дороже, ушел и не жалею. И вот я уже солидный, с брюшком, важный, ни тебе уроков, ни педсоветов.
Школа – это нервы, а нервы – это смерть. Почему учителя, уйдя на пенсию, вскоре умирают? Я уже не первый раз присутствую на похоронах учителей. Это преждевременный износ организма на полную катушку. Иногда мне до сих пор снится этот сумбур, эти репетиции, я просыпаюсь и думаю: бррр, это сложно было выдержать. Это бег, постоянный бег.
О конкурсе
К сожалению, я был "учителем года" целых три года, потому что ни в 93, ни в 94-м конкурсы не проводили, и всем надоело уже меня вспоминать. К слову, я первый победитель конкурса в независимой Беларуси, что, конечно, было очень приятно. Еще до конкурса меня приглашали проводить курсы для учителей английского языка, но после победы стали делать это чаще (всем хотелось посмотреть на "чудо-юдо морское"). И вел я такие курсы на протяжении 20 лет.
О зарплатах
Люди, которые работают в школе за сравнительно небольшую зарплату и стараются сделать так, чтобы мы жили в дружбе с молодым поколением, конечно, в какой-то степени герои. Я считаю, что времена не выбирают, они всегда трудные. У меня никогда не было одной работы, всегда было две или три. Будучи учителем, например, я вел по субботам и воскресеньям дискотеки в местном Дворце культуры. А что делать? О том, чтобы бросать работу в школе из-за материальных проблем, не было и речи. Я считал, что если начал что-то делать, нужно делать это до конца.
О профессии учителя
Когда я пришел в академию, сразу сказал педагогам: если у вас не было опыта работы в школе, вам труднее будет работать с курсантами. Если в школе не можешь научить, то, наверное, не сможешь научить нигде. Поэтому самые лучшие вузовские преподаватели по определению должны хорошо смотреться в школьном кабинете.
О молодых кадрах
После окончания работы по распределению в школе остается, в лучшем случае, половина молодых специалистов, а потом - и еще меньше. И это нормально, потому что естественный отсев здесь необходим. Остаются самые подготовленные, а это самые ценные люди, этого бояться не надо. Этот процесс будет происходить всегда.
О конкурсе
Участие в конкурсе резко изменило мою жизнь. Сразу же выросла нагрузка, потому что с этого момента все внимание сосредоточивается на тебе, и ты уже должен каждый день соответствовать званию лучшего учителя. Но это был для меня хороший старт. Вырос потенциал, а уже как он будет реализовываться дальше, - зависит от самого победителя.
О перемене профессии
Мне часто говорят, что я прекратил педагогическую деятельность. Я считаю, что она не прекращается до сих пор. Я по-прежнему связан с образованием, вижу проблемы, которые есть, и стараюсь их решать. Даже будучи депутатом парламента, я по-прежнему читал лекции, хоть они и были разовыми, не на постоянной основе. Я считаю, что бывших учителей не бывает. Ты остаешься педагогом всю жизнь.
О молодых кадрах
И в 80-е, когда я преподавал, были очень хорошие учителя, новаторы, как мы их называли, и были не очень. Поэтому огульно говорить, что в системе образования сейчас беда с кадрами, нельзя. Я думаю, что во все времена есть периоды взлета и падения разных профессий, не только учительской. И надеюсь, что сейчас начинается период подъема, потому что престижу профессии учителя начали уделять много внимания.
Валентина Васильевна после победы в конкурсе еще 2 года работала учителем истории в школе № 2 г. Ошмяны, затем поступила в аспирантуру при педуниверситете им. Танка и распределилась в Национальный институт образования. В настоящее время занимает должность начальника управления мониторинга качества образования Национального института образования.
О смене профессии
Коллеги по работе предупреждали меня о том, что я не смогу быстро уйти из школы. И даже когда я училась в аспирантуре и работала в институте, совмещала это с преподаванием в одной из минских школ. А потом поняла, что одинаково хорошо выполнять несколько дел сложно, поэтому пришлось выбирать. Сожаления по этому поводу у меня нет. Я по-прежнему связана и со школой, и с учебниками, и вообще с системой образования.
О молодых кадрах
Мне кажется, что в этом году произошел переломный момент. По крайней мере, на исторический факультет педуниверситета в этом году пришли около 10 медалистов. Хотелось бы, чтобы эта тенденция закрепилась.
Хочется, чтобы в школу шли лучшие выпускники и с достоинством несли нашу профессию. Несколько лет назад у меня был разговор с выпускником педагогического университета, который рассуждал приблизительно так: "Получу диплом – пойду на таможню, если меня туда не возьмут – пойду в милицию, если и там не удастся – попробую себя в коммерческой структуре, если уж совсем не повезет – пойду в школу". Представьте себе учителя, который пришел в школу с психологией неудачника? Дети неудачников не любят, они тянутся к успешным людям. Это вторая сторона проблемы.
Я считаю, что в педагогические вузы должен происходить отбор не только по результатам ЦТ, но и по собеседованию, в процессе которого абитуриент должен продемонстрировать некую расположенность к работе с детьми.
О конкурсе
После победы в конкурсе ответственность повысилась в разы: если ты лучший учитель, должен работать на уровне лучшего, и никак иначе. Но отношение учеников и родителей никак не изменилось. Мы общались, как раньше, ходили в походы, вместе играли в футбол.
О смене профессии
У меня был педагогический стаж 15 лет. К этому времени ты знаешь все аспекты и нюансы профессии. Знаешь, что тебя ожидает на этом уроке, на следующем, через месяц, через два, темы повторяются. Не зря японцы говорят, что человеку нужно каждые 5-7 лет менять сферу деятельности. Мне хотелось развиваться дальше, попробовать себя в роли функционера.
Я уходил на меньшую зарплату, чем мог бы зарабатывать учителем. У меня были победители республиканских олимпиад, я читал лекции в Минске и в Бресте. В принципе, в наших учительских слоях я был востребован. Мне платили неплохие надбавки за высшую категорию. Поэтому уходил я в другую сферу не по материальным причинам.
О профессии учителя
Мысли вернуться в профессию у меня иногда бывают. В школе лично для меня было гораздо больше профессиональной свободы. Ты как учитель реализуешь себя среди детей, можешь применить свои подходы и наработки, придумывать что-то интересное. И с детьми, конечно, всегда интересно общаться, наблюдать, как они меняются из года в год.
О молодых кадрах
Ситуация с кадрами мне не кажется критической. Разные приходят люди: есть те, кто очень старается, показывает себя хорошо. Конечно, хочется, чтобы, как в мое время, на педагогическую специальность половина из поступающих были медалистами, а конкурс был 9 человек на место...
О профессии учителя
Считаю, что работа директором – это карьерный рост, но это мне не мешает продолжать вести уроки. В прошлом году был выпускной класс, меня приглашают на рецензирование программ, учебников, поэтому в профессии я не потерялся. У меня хорошая работа, в этом году 100-процентное поступление в учебные заведения. Свой личный вклад в этом вижу большой, потому что сам работаю учителем, постоянно меняю состав учителей.
О молодых кадрах
Я не делаю из этой ситуации проблемы. Ругать проще всего. Выход с кадрами такой: мы работаем на опережение, чтобы база данных, которая у нас есть, позволяла нам не находиться в кадровом голоде. У нас не нужно быть неким дублером, вторым лицом. Специалист, получивший диплом, приходит в класс и работает. Для того чтобы в школе было комфортно, нужно к каждому учителю относиться как к профессионалу.
Ирина Ромуальдовна – учитель биологии гимназии № 4 г.Сморгони Гродненской области. До конкурса 7 лет работала завучем. Четко осознала, что не хочет быть администратором. Несмотря на большое количество предложений по работе, которые поступили после победы в конкурсе, продолжает работать учителем в гимназии. Активно участвует в образовательных проектах, делится опытом с другими учителями. Является председателем республиканского клуба “Хрустальный журавль”, который объединяет организаторов и участников конкурса “Учитель года” разных лет.
О конкурсе
До конкурса интерактивные методы в школе практиковались очень редко. У меня уже был 10-летний опыт работы с этой методикой, были 4 диплома европейских образовательных центров, и мне хотелось показать это всей республике. И я получила то, что хотела. Если до 2006 года интерактивные уроки были только у меня на конкурсе, то в 2011-м году – уже почти у всех.
О профессии учителя
В определенный момент надо решать: либо ты будешь хорошим администратором, либо хорошим учителем. Я раньше думала, что у меня получится совмещать, но это очень тяжело. Профессиональный рост у нас почему-то понимается исключительно как рост вертикальный, и это неправильно. Есть еще рост горизонтальный. Распространение опыта – это очень важно. Когда учителя обучает такой же учитель, эффективность гораздо выше.
О зарплатах
У меня категория "учитель-методист", это дает определенную доплату. Плюс мне очень нравится работать в общественных проектах, что также приносит какие-то деньги. Меня это устраивает. Учитель – это одна из профессий, представители которой не могут сказать: как платят – так и работаем. И никогда это не была высокооплачиваемая профессия, нигде. Учитель может реализоваться в школе и найти способ зарабатывать не высокую, но достойную зарплату – можно печататься, можно давать лекции, возможности есть.
О молодых педагогах
Очень часто молодые люди говорят: я посмотрю на учителей, которые уже 20 лет работают, и мне становится так тоскливо, что хочется убежать из школы. Молодые специалисты должны видеть перед глазами пример учителей опытных, не зашоренных, открытых – это будет для них лучшей мотивацией.
О конкурсе
Конкурс "Учитель года" для нас был своеобразным отчетом, способом показать свои наработки. Ведь известно, что конкурс – это битва методик, битва подходов, битва технологий. Это была общая идея, которая сплачивала коллектив.
О перемене работы
Было собрание профсоюзов, все поднялись и выбрали меня. Я находился в зале, и мне просто не хватило смелости сказать "нет". Это не повышение, просто смена обстановки. Все получилось спонтанно и довольно неожиданно. Какое-то время я работал по совместительству учителем биологии, но сейчас в школе хватает специалистов.
В финансовом плане для меня ничего не изменилось. Я отношусь к тем странным людям, которые смотрят на материальную сторону вопроса лишь во вторую очередь.
О молодых кадрах
Меня в последнее время утомляет излишнее внимание к этому вопросу. Почему мы не говорим о том, что в строительство или в хлебопекарни приходят случайные люди? Какая-то мода пошла – обязательно увидеть что-то негативное в системе образования. Вы не представляете, какие классные студенты есть! Проблемы существуют, но назвать их повсеместными я не могу.
Инесса Владимировна работала учителем английского языка в гимназии № 1 г. Дятлово Гродненской области. После победы в конкурсе переехала в Минск. Преподает в 24-й лингвистической гимназии, а также в институте повышения квалификации и переподготовки Минского лингвистического университета, является соавтором нескольких учебных пособий. Ведет собственный блог и сайт, где делится методическим материалом с другими учителями.
О профессии
Я 14-й учитель в своей семье. У меня учителя в пяти поколениях, я выросла на последней парте. Поэтому я себя, наверное, в другой профессии и не представляла. У меня дедушка был учителем литературы, он проверял всегда сочинения не ручкой, а красным карандашом. Вот этот скрип красного карандаша по тетради помню до сих пор, меня всегда это завораживало. Играла я только в школу. Наверное, я с этим родилась.
О конкурсе
Конкурс для меня был переломным моментом в жизни, за эти годы я выросла как профессионал в разы. Передо мной стоял выбор: уйти работать в высшую школу насовсем или остаться в школе. Я приняла решение совмещать, потому что учитель года не может не быть учителем, понимаете? Работа в школе приносит мне удовольствие, и терять его я не хочу.
О молодых педагогах
Я вижу, что в школе есть молодые, яркие учителя, и это бесспорный факт. Я думаю, что за ними будущее. Если человек понимает, что это его, он никогда себя не предаст, в первую очередь. А если нет, то зачем мучить себя и детей?
На мой взгляд, очень хорошая идея, которая была поддержана министерством образования и в этом году реализована, – это льготы при поступлении в педагогические вузы для олимпиадников, прошедших областной тур, но не вышедших на республику. Это очень хорошие дети, с высокой мотивацией, но они как-то теряются. Мне кажется, было бы разумно этих детей брать вообще без экзаменов.
2014 год. Лучший учитель со стажем 3 года
Лучшим педагогом этого года в Беларуси стал Виктор Жук, учитель истории школы № 11 г. Молодечно Минской области. Рассказывая о ситуации с кадрами, опытные коллеги часто приводили его в пример как молодого, но очень талантливого учителя. Виктор Жук преподает в школе всего 3 года, и ему еще предстоит сделать свой профессиональный выбор.
За всю историю конкурса профессионального мастерства для учителей победителями были названы 12 человек (конкурсы проходили не каждый год). После победы большинству из финалистов поступило немало интересных предложений по работе.
Четверо победителей стали чиновниками, но продолжают курировать сферу образования. Двое преподают в вузах, один из обладателей "Хрустального журавля" стал директором школы, но продолжает вести уроки.
Оба победителя республиканского этапа тогда еще Всесоюзного конкурса в 1991 году уже не преподают. Один, разочаровавшись в системе школьного образования, поспешил уйти на пенсию. Второй предпочел стать администратором на фирме у сына, не желая "состариться раньше времени из-за нервов".
Последний обладатель звания "Учитель года СССР" умер 2 года назад после продолжительной болезни.
Двое лучших учителей года пока ни на что не готовы променять преподавание в школе и видят в нем свою миссию.
Познакомимся с каждым из них поближе.
1991 год. Владимир Дедков: "Поднять зарплату учителям – вот и все лекарство"
Владимир Михайлович работал учителем химии в школе № 10 г. Барановичи. Его воспитанники привезли около 30 наград с республиканских олимпиад, серебро и две бронзы с международных соревнований. Еще до победы в конкурсе попробовал себя в профессии директора школы и ушел с этой должности по собственному желанию – "делать свое дело". После признания учителем года продолжил работать в школе, а через 5 лет, когда почувствовал потерю интереса школьников к учебе, ушел на пенсию. С высоты своих лет предпочел бы награду не получать, потому что "рядом оказалось слишком много завистников".О вертикальном карьерном росте
Директор школы – это большой-большой завхоз, ему учебно-воспитательными вопросами заниматься некогда. У него проблемы на уровне "ржавые гвозди, тряпки половые, стекла, унитазы". Работая учителем, я практиковал новые методики, находился в постоянном творческом поиске, но не искал эти гвозди и половые тряпки.
О зарплате
Победа в конкурсе никак не отразилась на зарплате. О чем вы речь ведете? Когда-то мы были на презентации у президента и задавали ему вопросы и по поводу зарплаты. Он говорил: я сам работал педагогом, знаю, что вам яйца не носят и масло не носят… Мы друг друга под локоть толкнули и подумали: ну что ты тут сделаешь? Так и ушли. Были у меня раньше льготы как у заслуженного учителя, проезд был бесплатный в общественном транспорте, коммунальные услуги немножко дешевле обходились. Но, увы, все урезали.
О прощании с профессией
В лихие 90-е у меня было 30 учеников в классе, и я смотрел, кому поставить хотя бы четверку, а в основном - "три", но "два" в уме. И в этот момент я думал об одном: как дотянуть, как доработать. Потому что придут и скажут: "Ну, маститый, покажи своих воспитанников". Смысл работать совсем потерялся. Но о работе в школе не жалею. Я себя нашел в детях, отдался полностью своей профессии. Если ко мне в семью приходит беда, мои воспитанники откликаются отовсюду: будь то Беларусь, Россия, Израиль или США.
О проблемах с кадрами
По этому поводу у нас был разговор с ректором педуниверситета. Он сетовал на то, что с 7 баллами из 100 приходится брать студентов, иначе они останутся без работы. Говорил, что не видит выхода. А я вижу: поднять зарплату учителям – и сразу появится конкурс, придут лучшие умы и лучшие силы. Вот и все лекарство. Но у нас этого не сделают.
1991. Сергей Лепёшкин: "Школа – это нервы, а нервы – это смерть"
Сергей Владимирович получил награду, когда работал учителем музыки и пения в школе № 62 г. Минска. После победы на конкурсе работал 10 лет в своей школе, затем – в частной гимназии, был депутатом городского совета, написал учебник по музыке для 8-го класса. Около 7 лет преподавал музыку и мировую культуру в Чехии, затем вернулся в одну из минских школ. 6 лет назад из-за перегрузок решил уйти из профессии. Сейчас помогает сыну в коммерческой фирме, выполняя обязанности администратора.О профессии учителя
У меня дед, прадед, отец, брат, тетя, мать – все учителя, куда мне было идти? Когда я первый раз пришел в школу и увидел пианино – для меня оно было, как орган в Домском соборе – я был поражен! А когда в кабинете физике мне показали молнию между двумя шарами, я решил, что школа – супер, это мое.
Когда начинал работать, отношение к музыке в школе было замечательное. На переменах звучала классика, дети приносили авторские программы, вели передачи. Дети на мне висели, как говорила мой директор. И я был не против. Это у меня от отца, я перенял у него эту манеру: когда внимание детей рассеялось, сказать что-то смешное – они снова сосредоточились и ждут: а вдруг еще как-то пошутит? А я дальше им объясняю. У нас на перемене зал никогда не закрывался, дети приходили, работали самостоятельно, а потом показывали мне, что они сделали.
Тогда пианино было верхом интереса, или синтезатор, который я купил за 5600 рублей (тогда столько стоили "жигули") и поставил в классе. Жена, конечно, побурчала немного, но потом согласилась. А я понимал, что это нужно, ведь все строится на интересе.
О зарплатах
Мне в школе платили максимально, я получал больше, чем директор. Платили за все конкурсы, за выступления, за озвучки. Премии сыпались постоянно, я не жаловался. Но я и работал с 8 до 8, и по воскресеньям приходил. Зато пенсия уже совсем другая. Если мой отец, имея звание заслуженного, был пенсионером республиканского значения, то сейчас мои награды не имеют никакого значения, это просто медальки.
О прощании со школой
Я в школе достиг всего, мне там стало скучно. Из года в год одна и та же программа, да, добавлял новые произведения, разные варианты и слайды, но все уже не то. И потом я вспомнил своего отца, который даже до пенсии не доработал, ушел по состоянию здоровья, вспомнил маму вечно с тетрадками, которой было не до меня с братом. Я понял, что здоровье дороже, ушел и не жалею. И вот я уже солидный, с брюшком, важный, ни тебе уроков, ни педсоветов.
Школа – это нервы, а нервы – это смерть. Почему учителя, уйдя на пенсию, вскоре умирают? Я уже не первый раз присутствую на похоронах учителей. Это преждевременный износ организма на полную катушку. Иногда мне до сих пор снится этот сумбур, эти репетиции, я просыпаюсь и думаю: бррр, это сложно было выдержать. Это бег, постоянный бег.
В 1991 году на конкурсе выделили еще одного педагога – Валерия Гербутова. Он занял второе место на республиканском этапе, но получил главный приз всесоюзного конкурса – "Хрустальный пеликан". Валерий Александрович работал тогда учителем физики в школе № 49 г. Минска, куда он переехал из Бреста по семейным обстоятельствам. Начинал в столице с преподавания уроков труда. После победы в конкурсе продолжил работать в школе. Во главу угла в преподавании физики ставил живой эксперимент, а одним из приемов использовал "суды" над физическими явлениями. На уроках по физике ученики Гербутова регулярно писали сочинения – например, от имени молекулы. Старшеклассникам Гербутов поручал составлять задачи и контрольные для младших классов. Стал магистром педагогических наук, получил звание заслуженного учителя Республики Беларусь. В последние годы был вынужден расстаться со школой. Скончался после продолжительной болезни и 11 перенесенных операций в 2012 году.
1992 год. Юрий Маслов: "Люди, которые работают в школе, в какой-то степени герои"
Юрий Всеволодович закончил переводческий факультет и готовился к другой карьере, но не смог работать по специальности "по политическим причинам". К моменту проведения конкурса имел педагогический стаж 11 лет и был учителем английского языка высшей категории. После победы получил несколько предложений по работе, но продолжил преподавать в школе № 7 г. Барановичи, а также вести научную работу. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию. В конце 90-х попробовал себя в структуре среднего специального и высшего образования. Преподавал в Барановичском высшем педагогическом колледже, а в настоящее время работает заведующим кафедрой иностранных языков в Военной академии.О конкурсе
К сожалению, я был "учителем года" целых три года, потому что ни в 93, ни в 94-м конкурсы не проводили, и всем надоело уже меня вспоминать. К слову, я первый победитель конкурса в независимой Беларуси, что, конечно, было очень приятно. Еще до конкурса меня приглашали проводить курсы для учителей английского языка, но после победы стали делать это чаще (всем хотелось посмотреть на "чудо-юдо морское"). И вел я такие курсы на протяжении 20 лет.
О зарплатах
Люди, которые работают в школе за сравнительно небольшую зарплату и стараются сделать так, чтобы мы жили в дружбе с молодым поколением, конечно, в какой-то степени герои. Я считаю, что времена не выбирают, они всегда трудные. У меня никогда не было одной работы, всегда было две или три. Будучи учителем, например, я вел по субботам и воскресеньям дискотеки в местном Дворце культуры. А что делать? О том, чтобы бросать работу в школе из-за материальных проблем, не было и речи. Я считал, что если начал что-то делать, нужно делать это до конца.
О профессии учителя
Когда я пришел в академию, сразу сказал педагогам: если у вас не было опыта работы в школе, вам труднее будет работать с курсантами. Если в школе не можешь научить, то, наверное, не сможешь научить нигде. Поэтому самые лучшие вузовские преподаватели по определению должны хорошо смотреться в школьном кабинете.
О молодых кадрах
После окончания работы по распределению в школе остается, в лучшем случае, половина молодых специалистов, а потом - и еще меньше. И это нормально, потому что естественный отсев здесь необходим. Остаются самые подготовленные, а это самые ценные люди, этого бояться не надо. Этот процесс будет происходить всегда.
1995 год. Владимир Зданович: "Бывших учителей не бывает"
Владимир Матвеевич окончил БГУ по специальности "радиофизик". Учителем физики в школе поначалу стал вынужденно: в Дрогичине, куда переехал по семейным обстоятельствам, не нашел работу по специальности. Педагогическая работа пришлась по душе. После победы в профессиональном конкурсе получил предложение принять участие в выборах сначала в районный совет депутатов, а затем – в областной. Совмещал депутатскую деятельность с работой в школе. В последующем стал председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания. В настоящее время занимает должность директора Департамента контроля качества образования.О конкурсе
Участие в конкурсе резко изменило мою жизнь. Сразу же выросла нагрузка, потому что с этого момента все внимание сосредоточивается на тебе, и ты уже должен каждый день соответствовать званию лучшего учителя. Но это был для меня хороший старт. Вырос потенциал, а уже как он будет реализовываться дальше, - зависит от самого победителя.
О перемене профессии
Мне часто говорят, что я прекратил педагогическую деятельность. Я считаю, что она не прекращается до сих пор. Я по-прежнему связан с образованием, вижу проблемы, которые есть, и стараюсь их решать. Даже будучи депутатом парламента, я по-прежнему читал лекции, хоть они и были разовыми, не на постоянной основе. Я считаю, что бывших учителей не бывает. Ты остаешься педагогом всю жизнь.
О молодых кадрах
И в 80-е, когда я преподавал, были очень хорошие учителя, новаторы, как мы их называли, и были не очень. Поэтому огульно говорить, что в системе образования сейчас беда с кадрами, нельзя. Я думаю, что во все времена есть периоды взлета и падения разных профессий, не только учительской. И надеюсь, что сейчас начинается период подъема, потому что престижу профессии учителя начали уделять много внимания.
1997 год. Валентина Гинчук: "Дети не любят неудачников"
Валентина Васильевна после победы в конкурсе еще 2 года работала учителем истории в школе № 2 г. Ошмяны, затем поступила в аспирантуру при педуниверситете им. Танка и распределилась в Национальный институт образования. В настоящее время занимает должность начальника управления мониторинга качества образования Национального института образования.О смене профессии
Коллеги по работе предупреждали меня о том, что я не смогу быстро уйти из школы. И даже когда я училась в аспирантуре и работала в институте, совмещала это с преподаванием в одной из минских школ. А потом поняла, что одинаково хорошо выполнять несколько дел сложно, поэтому пришлось выбирать. Сожаления по этому поводу у меня нет. Я по-прежнему связана и со школой, и с учебниками, и вообще с системой образования.
О молодых кадрах
Мне кажется, что в этом году произошел переломный момент. По крайней мере, на исторический факультет педуниверситета в этом году пришли около 10 медалистов. Хотелось бы, чтобы эта тенденция закрепилась.
Хочется, чтобы в школу шли лучшие выпускники и с достоинством несли нашу профессию. Несколько лет назад у меня был разговор с выпускником педагогического университета, который рассуждал приблизительно так: "Получу диплом – пойду на таможню, если меня туда не возьмут – пойду в милицию, если и там не удастся – попробую себя в коммерческой структуре, если уж совсем не повезет – пойду в школу". Представьте себе учителя, который пришел в школу с психологией неудачника? Дети неудачников не любят, они тянутся к успешным людям. Это вторая сторона проблемы.
Я считаю, что в педагогические вузы должен происходить отбор не только по результатам ЦТ, но и по собеседованию, в процессе которого абитуриент должен продемонстрировать некую расположенность к работе с детьми.
2001 год. Вадим Шпетный: "В школе больше профессиональной свободы"
Вадим Павлович на момент участия в конкурсе работал учителем географии Ланской средней школы Малоритского района Брестской области. Получив звание "Учитель года", преподавал еще в течение 8 лет. Затем принял приглашение на должность заместителя председателя Малоритского райисполкома. Руководит социально-культурным комплексом и информационной работой, курирует образовательную сферу в районе.О конкурсе
После победы в конкурсе ответственность повысилась в разы: если ты лучший учитель, должен работать на уровне лучшего, и никак иначе. Но отношение учеников и родителей никак не изменилось. Мы общались, как раньше, ходили в походы, вместе играли в футбол.
О смене профессии
У меня был педагогический стаж 15 лет. К этому времени ты знаешь все аспекты и нюансы профессии. Знаешь, что тебя ожидает на этом уроке, на следующем, через месяц, через два, темы повторяются. Не зря японцы говорят, что человеку нужно каждые 5-7 лет менять сферу деятельности. Мне хотелось развиваться дальше, попробовать себя в роли функционера.
Я уходил на меньшую зарплату, чем мог бы зарабатывать учителем. У меня были победители республиканских олимпиад, я читал лекции в Минске и в Бресте. В принципе, в наших учительских слоях я был востребован. Мне платили неплохие надбавки за высшую категорию. Поэтому уходил я в другую сферу не по материальным причинам.
О профессии учителя
Мысли вернуться в профессию у меня иногда бывают. В школе лично для меня было гораздо больше профессиональной свободы. Ты как учитель реализуешь себя среди детей, можешь применить свои подходы и наработки, придумывать что-то интересное. И с детьми, конечно, всегда интересно общаться, наблюдать, как они меняются из года в год.
О молодых кадрах
Ситуация с кадрами мне не кажется критической. Разные приходят люди: есть те, кто очень старается, показывает себя хорошо. Конечно, хочется, чтобы, как в мое время, на педагогическую специальность половина из поступающих были медалистами, а конкурс был 9 человек на место...
2004 год. Игорь Якименко: "К каждому учителю нужно относиться как к профессионалу"
Игорь Викторович на момент конкурса работал учителем информатики Могилевского областного лицея. Затем перешел на должность директора гимназии № 3 г. Могилева. Совмещает административную работу с преподаванием информатики. Свое назначение директором с конкурсом не связывает.О профессии учителя
Считаю, что работа директором – это карьерный рост, но это мне не мешает продолжать вести уроки. В прошлом году был выпускной класс, меня приглашают на рецензирование программ, учебников, поэтому в профессии я не потерялся. У меня хорошая работа, в этом году 100-процентное поступление в учебные заведения. Свой личный вклад в этом вижу большой, потому что сам работаю учителем, постоянно меняю состав учителей.
О молодых кадрах
Я не делаю из этой ситуации проблемы. Ругать проще всего. Выход с кадрами такой: мы работаем на опережение, чтобы база данных, которая у нас есть, позволяла нам не находиться в кадровом голоде. У нас не нужно быть неким дублером, вторым лицом. Специалист, получивший диплом, приходит в класс и работает. Для того чтобы в школе было комфортно, нужно к каждому учителю относиться как к профессионалу.
2006 год. Ирина Клевец: "Считаю своей миссией делиться опытом"
Ирина Ромуальдовна – учитель биологии гимназии № 4 г.Сморгони Гродненской области. До конкурса 7 лет работала завучем. Четко осознала, что не хочет быть администратором. Несмотря на большое количество предложений по работе, которые поступили после победы в конкурсе, продолжает работать учителем в гимназии. Активно участвует в образовательных проектах, делится опытом с другими учителями. Является председателем республиканского клуба “Хрустальный журавль”, который объединяет организаторов и участников конкурса “Учитель года” разных лет.О конкурсе
До конкурса интерактивные методы в школе практиковались очень редко. У меня уже был 10-летний опыт работы с этой методикой, были 4 диплома европейских образовательных центров, и мне хотелось показать это всей республике. И я получила то, что хотела. Если до 2006 года интерактивные уроки были только у меня на конкурсе, то в 2011-м году – уже почти у всех.
О профессии учителя
В определенный момент надо решать: либо ты будешь хорошим администратором, либо хорошим учителем. Я раньше думала, что у меня получится совмещать, но это очень тяжело. Профессиональный рост у нас почему-то понимается исключительно как рост вертикальный, и это неправильно. Есть еще рост горизонтальный. Распространение опыта – это очень важно. Когда учителя обучает такой же учитель, эффективность гораздо выше.
О зарплатах
У меня категория "учитель-методист", это дает определенную доплату. Плюс мне очень нравится работать в общественных проектах, что также приносит какие-то деньги. Меня это устраивает. Учитель – это одна из профессий, представители которой не могут сказать: как платят – так и работаем. И никогда это не была высокооплачиваемая профессия, нигде. Учитель может реализоваться в школе и найти способ зарабатывать не высокую, но достойную зарплату – можно печататься, можно давать лекции, возможности есть.
О молодых педагогах
Очень часто молодые люди говорят: я посмотрю на учителей, которые уже 20 лет работают, и мне становится так тоскливо, что хочется убежать из школы. Молодые специалисты должны видеть перед глазами пример учителей опытных, не зашоренных, открытых – это будет для них лучшей мотивацией.
2009 год. Юрий Андрейчик: "Уходить из сферы образования не собираюсь"
Юрий Николаевич работал воспитателем, а затем заместителем директора по воспитательной работе в интернате для детей с особенностями психофизического развития. Пришел на конкурс как действующий директор и учитель биологии средней школы № 2 г. Ганцевичи Брестской области. Готовил к конкурсу других специалистов, но они отказались от участия. После победы продолжил работу в школе. На собрании районного комитета профсоюза Ганцевичей был избран председателем. Уверяет, что уходить из сферы образования не намерен, поскольку, выбирая профессию, делал сознательный выбор.О конкурсе
Конкурс "Учитель года" для нас был своеобразным отчетом, способом показать свои наработки. Ведь известно, что конкурс – это битва методик, битва подходов, битва технологий. Это была общая идея, которая сплачивала коллектив.
О перемене работы
Было собрание профсоюзов, все поднялись и выбрали меня. Я находился в зале, и мне просто не хватило смелости сказать "нет". Это не повышение, просто смена обстановки. Все получилось спонтанно и довольно неожиданно. Какое-то время я работал по совместительству учителем биологии, но сейчас в школе хватает специалистов.
В финансовом плане для меня ничего не изменилось. Я отношусь к тем странным людям, которые смотрят на материальную сторону вопроса лишь во вторую очередь.
О молодых кадрах
Меня в последнее время утомляет излишнее внимание к этому вопросу. Почему мы не говорим о том, что в строительство или в хлебопекарни приходят случайные люди? Какая-то мода пошла – обязательно увидеть что-то негативное в системе образования. Вы не представляете, какие классные студенты есть! Проблемы существуют, но назвать их повсеместными я не могу.
2011 год. Инесса Зубрилина: "Конкурс для меня был переломным моментом в жизни"
Инесса Владимировна работала учителем английского языка в гимназии № 1 г. Дятлово Гродненской области. После победы в конкурсе переехала в Минск. Преподает в 24-й лингвистической гимназии, а также в институте повышения квалификации и переподготовки Минского лингвистического университета, является соавтором нескольких учебных пособий. Ведет собственный блог и сайт, где делится методическим материалом с другими учителями. О профессии
Я 14-й учитель в своей семье. У меня учителя в пяти поколениях, я выросла на последней парте. Поэтому я себя, наверное, в другой профессии и не представляла. У меня дедушка был учителем литературы, он проверял всегда сочинения не ручкой, а красным карандашом. Вот этот скрип красного карандаша по тетради помню до сих пор, меня всегда это завораживало. Играла я только в школу. Наверное, я с этим родилась.
О конкурсе
Конкурс для меня был переломным моментом в жизни, за эти годы я выросла как профессионал в разы. Передо мной стоял выбор: уйти работать в высшую школу насовсем или остаться в школе. Я приняла решение совмещать, потому что учитель года не может не быть учителем, понимаете? Работа в школе приносит мне удовольствие, и терять его я не хочу.
О молодых педагогах
Я вижу, что в школе есть молодые, яркие учителя, и это бесспорный факт. Я думаю, что за ними будущее. Если человек понимает, что это его, он никогда себя не предаст, в первую очередь. А если нет, то зачем мучить себя и детей?
На мой взгляд, очень хорошая идея, которая была поддержана министерством образования и в этом году реализована, – это льготы при поступлении в педагогические вузы для олимпиадников, прошедших областной тур, но не вышедших на республику. Это очень хорошие дети, с высокой мотивацией, но они как-то теряются. Мне кажется, было бы разумно этих детей брать вообще без экзаменов.