Бывший руководитель Минска рассказал, как возрождали город из руин и зачем строили водохранилища вокруг столицы

Источник материала:  
12.09.2014 09:44 — Новости Общества
Где планировалось возвести главный корпус БГУ и зачем строили водохранилища вокруг столицы, корреспонденту агентства "Минск-Новости" рассказал руководивший Минском на разных постах более четверти века Василий Шарапов.



 
– Осуществилось многое, – говорит Василий Иванович. – Главная мечта – поднять город из руин. Как ни удивительно, она сбылась очень быстро – за два десятилетия. Поначалу думали даже перенести столицу, заложить ее в чистом поле, настолько страшными и опасными казались руины. Но глаза боятся, а руки делают. Поднимали все сразу: заводы, жилые кварталы, больницы, дороги, транспорт… У нас работали очень сильные архитекторы, но они прислушивались к предложениям горожан, а уж начальства тем более. Посадить на северо-восточной окраине сад предложил Кирилл Трофимович Мазуров. Посадили, и столько радости он принес минчанам: цвел всегда бурно, а яблоки могли собирать все, сад не охранялся. Озеленять улицы начали по предложению секретаря ЦК Николая Патоличева. Он был степняк из Ростовской области, но деревья любил самозабвенно. Из заброшенных помещичьих усадеб перевозили огромные деревья. Лучше всех приживалась липа, поэтому она и стала главным деревом, своего рода символом Минска, расцветающим ко Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
 
– Вы больше о других, а себе в заслугу что ставите?
 
– Я выполнял свою работу. Но должен сказать, что именно в период моего пребывания в должностях руководителя Сталинского района, председателя исполкома и первого секретаря горкома партии были восстановлены и построены крупные предприятия, включая МАЗ, МТЗ, велозавод, камвольный комбинат, блочные кварталы на Волгоградской, жилье на улице Орловской, Зеленый Луг, Восток… Сам помогал налаживать оборудование на новых котельных. В начале 1960-х пришел природный газ, сразу стало легче с обогревом…
 
– Водохранилища вокруг столицы строили для пользы или красоты? Питьевой воды в Минске вроде всегда хватало…
 
– И для красоты, и для отдыха, и для экологического баланса. Пойму Свислочи старались не застраивать, чтобы свободно двигались потоки воздуха над рекой. Все водные объекты города вплоть до Вилейско-Минской системы спроектированы и выполнены во время моей работы. А вода всегда была артезианской. Ее впервые обнаружили в Новинках, стали подавать в центр. В сквере напротив Дома офицеров работала водонапорная башня. На стадионе "Пищевик", который размещался в парке Горького, были пробурены две скважины. Их закрыли уже в мою бытность градоначальником, к началу 1960-х.
 
– Почему же тогда остались обойденными Московский и Фрунзенский районы? Здесь вода речная до сих пор…
 
– Там начиналось бурное строительство новых кварталов, а в город как раз пришла вода из Вилии, хорошая по качеству. Мы сделали маленькое водохранилище в лесу да и подключили новостройки, надеясь вскоре перевести их на артезианскую воду. Но ничего не бывает долговечнее, чем временное.
 
– Только это не сбылось?
 
– Если бы так. Одним из проектов предлагалось из Привокзальной и нынешней Независимости сделать одну площадь. Все было решено грамотно и красиво. Исполком был за, а председатель Совмина Киселев – против. Я предлагал не строить в тесноте главный университетский корпус, а разместить БГУ в том самом мазуровском саду, где теперь встала Национальная библиотека. Не согласились, но все равно впоследствии пришлось выносить один из корпусов БГУ в Щомыслицу.
 
Еще была задумка при строительстве метро провести транспортный тоннель от площади Свободы под проспектом и улицей Ленина во избежание пробок. Не реализовали. Кстати, проспект Независимости является частью магистрали Брест – Москва. Мы намеревались сделать еще одну транспортную артерию по улицам Железнодорожной, Могилевской, Аранской, Судмалиса, потом вдоль железной дороги возле МТЗ и далее хоть до Борисова. Не осуществили. Но больше всего жалею, что не довел до ума детскую железную дорогу. Ведь конечная ее станция в Степянке задумывалась как детский городок. С бассейнами, зоопарком, играми, спортивными площадками для ребят всех возрастов. Однажды к нам приехал руководитель ГДР. Я по профессии машинист, поэтому сам повел паровозик с делегацией, а по пути рассказал о планах. Они говорят, что у них в Берлине есть похожие детские городки. Архитекторы съездили туда, посмотрели, воодушевились. Но в Степянке находились правительственные дачи, и высокие чиновники не захотели детской кутерьмы поблизости. Остановили нас на полпути, и детские поезда конечной цели не имеют, просто катаются.
 
Вот говорю и думаю: а вдруг кому-то тогдашние проекты покажутся интересными и они претворят их в жизнь? Был бы рад.
 

Шарапов (второй слева) на закладке памятной аллеи возле ВДНХ
 

Градоначальник белорусской столицы в 1960-е годы
 
Дополнительная информация
 
Василий Иванович Шарапов родился в 1916 году в Крупском районе Минской области. С 1937-го в армии, участник и инвалид Великой Отечественной войны. С 1944-го на партийной работе в Минске. С 1954 по 1969 год председатель Мингорисполкома. После – первый секретарь горкома партии, начальник Главного управления шоссейных дорог при Совмине БССР, министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Живет в Минске. За книгу "Нас время ставит на свои места" – о послевоенном возрождении Минска – удостоен звания "Минчанин года".
←13 и 14 сентября Минск будет праздновать День города.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика