Минчане добились того, что проект уплотнения в районе улицы Калинина отправили на доработку
05.09.2014 18:00
—
Новости Общества
С 28 июля по 21 августа в администрации Первомайского района Минска проходили общественные обсуждения градостроительного проекта детального планирования территории в границах улиц Калинина – Я. Коласа – Белинского – Кнорина – К. Чорного – Толбухина. Комиссия, изучив и обобщив зарегистрированные письменные и электронные обращения горожан, приняла решение отправить этот проект уплотнения старого минского квартала на доработку.
Согласно протоколу, по обсуждаемому проекту населением было подано 495 заявлений и сделано 300 записей в журнал. Как сообщили TUT.BY в середине августа представители гражданской инициативы "Европерспектива", под коллективными обращениями оставили свои подписи более 700 жителей квартала.
Протокол подведения итогов общественного обсуждения появился на сайте администрации Первомайского района. "За" доработку высказались восемь членов комиссии, "против" – три, воздержавшихся не было.
Три человека, которые высказались против, как ни странно, все представители инициативной группы, представляющие интересы горожан на заседаниях комиссии. Как такое получилось?
"Мы проголосовали против – но не за то, чтобы его утвердить, а за то, чтобы проект отклонили полностью, – рассказывает член инициативной группы Маргарита Павельчук. – Но получилось, что мы против того, чтобы отправить его на доработку. В случае, если бы проголосовавших против отклонения проекта оказалось большинство, чего мы и ожидали, голосующие против могут приложить свое особое мнение. Мы проголосовали против проекта с особым мнением. И особое мнение каждый написал свое – они касались плотности населения, парковки, озеленения. У меня два особых мнения".
Маргарита Павельчук отметила ряд нарушений в проведении общественных обсуждений – полный перечень нарушений и обоснование она указала в первом особом мнении. Второе особое мнение было по существу проекта.
Один из самых веских аргументов против проекта застройки: под новые дома повышенной комфортности могут отдать территорию воинской части, на месте которой во время войны располагался концентрационный лагерь.
Из книги "Масюковщина: Шталаг-352. 1941-1944: Документы и материалы" Р. А. Черноглазова:
"В городской части лагеря в Пушкинских казармах в октябре 1941 г. – январе 1942 г. от непосильных условий содержания и труда скончалось 10 000 человек. Смертность военнопленных была настолько велика, что трупы не успевали вывозить и хоронить, – их складывали на территории лагеря, предварительно сняв с покойников всю одежду. Вывозили мертвых к местам захоронений специальные команды из санитаров-военнопленных. Они укладывали тела в ямах "поленницами, как дрова", а по весне закапывали".
"Умершие в лазаретном госпитале захоранивались в окрестностях Пушкинских казарм и на их территории".
"В процессе общественного обсуждения выяснилось, что при подготовке ПДП проектными организациями не был изучен вопрос о находящихся на территории, подлежащей реконструкции, мест захоронений военнопленных временного пересыльного лагеря Dulag 126 (части концентрационного лагеря Waldlager Stalag 352), – рассказывает местная жительница Наталья Купревич. – Не были отправлены в соответствующие инстанции необходимые запросы. Времени, отведенного на общественное обсуждение, недостаточно для досконального изучения этого вопроса".
Тем не менее жильцы квартала успели получить ответ из Министерства обороны, где подтверждается: границы концлагеря на сегодняшний день четко не установлены, и по некоторым данным, на месте воинской части захоронено от 21 до 40 тысяч погибших военнопленных.
"В результате получается, что на этой территории, пока она не будет обследована, вообще нельзя ничего строить", – рассказывает М. Павельчук, ссылаясь на статью 15 главы 3 Закона "О погребении и похоронном деле". Согласно закону, "использование территории бывшего места погребения после переноса разрешается только под зеленые насаждения по истечении двадцати лет с момента его переноса. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается". Местные жители собираются продолжать поднимать эту тему и готовят запросы в архивы.
Во втором квартале, где планируют уплотнить старые пятиэтажки, основным остается вопрос интересов проживающих там горожан. В проекте, например, не запланирована поликлиника, об острой нужде в которой постоянно говорят жители района.
"На заседаниях нам рассказывали, что проблема не в том, что поликлиник нет, а в том, что в поликлиниках не хватает врачей, – говорит Павельчук. – Это тоже правда. Но для нашего квартала вообще не предусмотрено поликлиники – наша поликлиника находится в Советском районе и скоро переедет в новое здание на улице Гамарника.
Поликлиника планируется по двум параметрам: посещение в смену врача (то есть количество людей не должно превышать положенной нормы) и радиус доступности (не далее 1 километра от места жительства). Эти нормы указаны в законе о минимальных государственных стандартах.
Когда мы подняли этот вопрос на заседании комиссии, то сложилось впечатление, что некоторые члены комиссии даже не слышали о таком законе".
Самое любопытное замечание членов инициативной группы касается работы самой комиссии. После презентации проекта ПДП 30 июля прошли три рабочих заседания. Первое – 8 августа. По словам Павельчук, на каждое последующее заседание рабочая комиссия приносила новый проект и пояснительную записку – с учетом основных претензий членов инициативной группы.
Так, из проекта сначала убрали перепланировку, реконструкцию и отселение жильцов, затем – паркинги, а в последнем варианте архитекторы согласились и отмерили существующим домам полагающиеся метры придомовой территории, а под площадь застройки выделили только оставшуюся территорию.
"В постановлении Совета министров написано, что рабочая комиссия обсуждает достоинства и недостатки проекта. Но она не имеет права видоизменять проект. А что они пытались делать, – возмущается Маргарита Павельчук. – Они очень хотели утвердить этот проект. Но если вы пришли с одним вариантом, потом появился второй вариант, потом появился третий вариант, а теперь нам говорят, что будет еще и четвертый, то, может быть, у вас их десять, мы утвердим один из них, а реализовывать будут вообще неизвестно какой".
Маргарита Павельчук акцентирует внимание на том, что в процессе обсуждения и доработок рабочая комиссия пыталась подменить общественные обсуждения работой комиссии: "Это просто незаконно. Ведь никто, кроме членов инициативной группы, не видел этого окончательного варианта ПДП".
Сейчас жильцы хотят изменить тактику и не ожидать, что для них запланируют, а сами хотят выступать с конструктивными предложениями: составлять письма и активно сотрудничать с администрацией и Мингорисполкомом. Они настроены по-прежнему серьезно: "Если все дело в законе, мы готовы организовать законодательную инициативу, собирать 400 тысяч подписей и посылать предложение в парламент, чтобы изменить законодательство в этой области. Поскольку не учитываются вообще никакие интересы жителей, народ очень серьезно встревожился".