Профессионализм. Принципиальность. Объективность
Сотрудникам и ветеранам Комитета государственного контроля
Уважаемые товарищи!
Поздравляю вас с 95-летием со дня образования органов государственного контроля Беларуси!
Сотрудники Комитета государственного контроля вносят значительный вклад в решение вопросов общенационального развития, укрепление финансовой дисциплины и повышение ответственности структур власти различных уровней.
От вашей компетентности, верности служебному долгу и личной порядочности во многом зависит обеспечение социальных прав граждан и их доверие государственной власти.
Особые слова благодарности — ветеранам, которые, с честью выполнив служебный и гражданский долг, создали в суверенной Беларуси эффективную систему государственного контроля.
Развивая свои лучшие традиции, Комитет уверенно реализует предоставленные ему полномочия и играет важнейшую роль в обеспечении экономической безопасности страны.
Желаю всем крепкого здоровья, счастья и новых успехов в труде на благо нашей Родины!
Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь
ИСТОРИЯ государственного контроля ведет отсчет с 1919 года, когда был образован первый контрольный орган — Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии. Не прошло и года, как он был преобразован в Комиссариат госконтроля БССР. Чем он занимался в то время? Комиссары-контролеры боролись с бюрократизмом, расследовали и наблюдали за разбором жалоб и заявлений и, конечно же, контролировали работу советских учреждений, предприятий и общественных организаций. По мере освобождения территории Белоруссии при губернских и уездных революционных комитетах создавались отделы Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). С течением времени не раз менялись названия и структура контрольного органа. К примеру, в марте 1946 года действовавший на тот момент Наркомат госконтроля БССР был переименован в Министерство госконтроля Белорусской ССР. Ему на смену в 1958 году пришла Комиссия советского контроля Совета Министров БССР, которая спустя 3 года была преобразована в Комиссию госконтроля Совета Министров БССР. Реорганизация контрольных органов продолжилась и в последующие годы. Видное место в 70—80-х годах занимал Комитет народного контроля. Тот факт, что в Беларуси в это время насчитывалось около 400 тысяч народных контролеров, говорит об их значимой роли.
Закономерно, что с обретением белорусским государством независимости начался новый этап. 2 августа 1994 года создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь. С этой даты и ведет свою историю современный Комитет государственного контроля. Впоследствии и она была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь, а в 1996 году — в Комитет госконтроля.
СЕГОДНЯ структура Комитета объединяет гражданскую часть — контролеров, правоохранительный блок — Департамент финансовых расследований и финансовую разведку — Департамент финансового мониторинга. Ведомство не только контролирует исполнение республиканского и местных бюджетов, целевое и эффективное использование госсредств и собственности. На него возложена ответственность за обеспечение экономической безопасности страны. На базе Комитета сформирован уникальный механизм совместной работы контролирующих и правоохранительных органов, который позволяет не только проверять законность и эффективность расходования государственных денег, но и выявлять и пресекать легализацию незаконно полученных доходов, коррупционные, налоговые, экономические нарушения.
Простому человеку далеко не безразлично, чем и кем занимается это ведомство, потому что в конечном итоге оно затрагивает интересы каждого белоруса. Например, в начале года председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон назвал направления, на которых должен сосредоточить свое внимание КГК в 2014 году: модернизация предприятий, завершение строительства проблемных домов, выполнение прогнозных показателей, туризм, своевременность выплаты зарплат, оказание социальных услуг населению и многое другое. На особом счету — ЖКХ и агропромышленный комплекс.
В ОТНОШЕНИИ «коммуналки» каждый из нас внимательно и ревностно следил за результатами деятельности рабочей группы по проблемным вопросам ЖКХ. За три с половиной месяца было рассмотрено 26 направлений деятельности жилищно-коммунального хозяйства, изучено свыше 430 обращений граждан по коммунально-бытовым вопросам, поступивших в период деятельности группы. Рабочая группа изучила все аспекты функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, установила, что доля возмещения населением затрат на оказание ЖКУ составляет около 25 процентов. Но этот показатель существенно возрастет (причем без увеличения тарифов), если исключить из себестоимости ЖКУ колоссальные «криминальные» суммы. В 2013—2014 годах в сфере ЖКХ выявлено 92 преступления, из них 62 процента — коррупционные. К концу мая рабочая группа подвела итоги. Президенту представлен отчет о проделанной работе и предложения по совершенствованию сферы ЖКХ. Подготовлен проект нормативно-правового акта, который, как видится рабочей группе, должен стать дорожной картой для жилищно-коммунального хозяйства страны.
На слуху и другие громкие «дела» Госконтроля. Например, весной Комитет государственного контроля проводил масштабный мониторинг своевременности выплаты заработной платы. Факты нарушений были выявлены во многих регионах страны. Но более важно, что многие проблемы были решены в ходе проверок, людям были выплачены полагающиеся деньги. Не остались без внимания Комитета и нарушители: к примеру, только в Минской области Комитетом государственного контроля привлечены к административной ответственности 14 организаций и 15 руководителей, несвоевременно выплативших заработную плату своим работникам.
Комитет госконтроля проверяет. Но и доверяет. Подтверждение тому информация, размещенная на сайте ведомства. КГК в очередной раз обнародовал координационные планы контрольной деятельности на второе полугодие. Проще говоря, заранее известил руководителей, предприятия и учреждения которых в ближайшее время ожидают проверки. Из цифр более любопытны и убедительны, пожалуй, даже не абсолютные — всего запланирована 22741 проверка на 18744 субъектах хозяйствования, но относительные: проверки затронут лишь 4,7 процента общего числа состоящих на учете в налоговых органах хозяйствующих субъектов и менее 2 процентов индивидуальных предпринимателей. При этом проверки собственно Госконтроля составляют лишь около 0,6 процента. Более четверти всех намеченных проведут органы Минздрава, 22,4 процента — налоговые, еще 20,7 процента — МЧС. Причем даже о плановом посещении контролеров предприятие будет еще раз уведомлено за 10 дней, чтобы у руководителей было время подготовиться.
ПРИНЦИПИАЛЬНО важное направление — обращения людей. А по сути — жалобы. Ежегодно работники Комитета принимают порядка 10 тысяч граждан, еще столько же рассматривается письменных обращений. В практике — непосредственное общение с населением, проведение прямых линий. Нередко чиновники, на бездействие которых жалуются граждане Беларуси, просто некомпетентны в той или иной сфере. Не зная ответа на поставленный человеком вопрос, они пытаются всевозможными отговорками отмахнуться от него. Нельзя сбрасывать со счетов бюрократизм и чванство должностных лиц. Не все могут или хотят снизойти до проблемы человека, поэтому и не видят возможности помочь. Находят тысячу отговорок, чтобы этого не делать. Конечно, есть и объективные причины, по которым проблемы не решаются. Но анализ поступивших обращений показывает, что почти все они относятся к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов власти.
Главное, по словам главы ведомства Александра Якобсона, Госконтроль должен стать упреждающим органом. Не случайно сегодня активно вводятся новые формы работы, такие как аудит эффективности, упор в работе делается на аналитическую составляющую. Важно не только выявить нарушения, более значимо — установить их причину.
А своим подчиненным руководитель выдвигает три основных требования: профессионализм, принципиальность, объективность.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»