В Бресте найдена большая партия надгробных плит с еврейского кладбища

Источник материала:  
21.07.2014 13:43 — Новости Общества

Кстати, при извлечении надгробных плит было найдено много предметов, представляющих историческую ценность. К примеру, старинная стеклянная чернильница, австрийская фляжка 1918 года…

"Однако в задании на проектирование оговорен момент, что все находки передаются столичным археологам, - с сожалением сообщает Александр Бондарь.

Так что находки не достанутся брестским музеям".


Будто голос из прошлого

Почему надгробные плиты с ликвидированного еврейского кладбища спрятали в земле, от кого?

"Я нашла в одной польской статье сведения, что именно в 1956 году сразу после сноса еврейского кладбища в 1-м Минском переулке стали складироваться мацевы, - поясняет преподаватель кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. Пушкина Ирина Вавренюк. - Мацевы делались из песчаника. В основном уложены они надписями вниз, что плюс для их сохранности. Население вовсе не рассматривало их как могильные плиты и использовало для хозяйственных нужд. Одной бабушке, у которой ими были вымощены дорожки, я объяснила, что такое мацевы. А она мне ответила, мол, если дашь мне взамен обычную плитку - забирай.

Мацевами я занимаюсь по роду своей научной деятельности. В ходе историко-краеведческой практики студенты 1-го курса исторического факультета изучают наследие местной еврейской общины. Факультет с ней сотрудничает давно. Мы нашли возможность помочь общине и местным краеведам: извлечь мацевы из земли, отсортировать их. На данный момент они очищаются, складируются и фотографируются, а в последующем будем пытаться их переводить, изучать, систематизировать. Полученная информация будет использоваться в научной деятельности по теме материального наследия евреев Беларуси. Есть уже определенные достижения. Например, в этом году на научно-практической конференции студент 3-го курса истфака Андрей Воробей занял первое место с докладом "Талмуд Торы Западной Белоруссии 1921 - 1939 гг." Такого рода работы очень популярны на историческом факультете".

Неординарные находки

К груде земли подъезжал экскаватор, слегка приподнимал ее, и становилось очевидным, что она просто нашпигована мацевами и их фрагментами. Первокурсники истфака Владислав Цевилюк, Артем Соик, Иван Наход и Павел Романович привычно извлекали обнажившиеся плиты и складывали те, что с надписями и рисунками, отдельно от фрагментов, на которых таковые отсутствовали. Их однокурсница Яна Прокопчук тщательно фотографировала все надгробия с вязью иврита и картинками.

"На мацевах высекались символы в виде животных и растений, - каждую заслуживающую внимания находку Ирина Ильинична сопровождает комментариями. - Изображения человека на еврейских надгробных плитах недопустимы. Все, что могло там быть, - это рука или две руки".



К примеру, сломанная роза означает, что надгробие с могилы девушки, поникший цветок - умерла девочка. Еврейское совершеннолетие наступает в 12 - 13 лет.

Были здесь, по словам Ирины Вавренюк, и весьма неординарные находки. К примеру, недавно ребята откопали мраморную полукруглую стелу, похожую на греческую. Видимо, под ней покоился очень богатый человек. А на одной мацеве имя погребенной - Ребекка Кох - было написано на идиш, иврите и польском языке. В 30-е годы женщина умерла здесь и была похоронена. Скорее всего, она была переселенкой, отсюда и необычная надпись… Ведь местные ортодоксы так не делали никогда, это огромная редкость. На мацевах писали исключительно на иврите, а идиш - это только бытовой язык.


"Это наш долг по отношению к истории"

Корреспондент "БГ" побеседовала и со студентами, которые занимались раскопками. Вот что они рассказали:

"Нас направили сюда на две недели, практику отрабатывать. Но нам самим это очень интересно, мы ведь учимся на историческом факультете. При раскопках такие необычные экземпляры могильных плит попадаются, а за ними стоят очень занимательные истории, зашифрованные в символах".

"Нашу работу здесь я назвал бы патриотичной, - добавляет Артем Соик. - Это наш долг по отношению к истории. Не важно, еврейская она и ли еще чья-то. Мы взяли ответственность за это дело. Люди, чей покой когда-то хранили найденные здесь мацевы, жили на брестской земле, где сейчас живем мы. Наша история очень тесно связана с историей евреев, ведь, к примеру, в предвоенное время население Бреста более чем наполовину состояло из людей этой национальности".

Руководитель практики Ирина Вавренюк сообщила, что в крепости их уже ждет большая часть студенческой группы.

"Груженная мацевами машина сейчас прямо туда и отправится, - говорит она. - Там наши студенты Руслан Галах, Борис Зинович, Кирилл Карпинчик, Федор Мартынович, Евгений Оробейко Виталий Филанович, Денис Шестопалов, Иван Хилькович и Кирилл Гавриленко сразу же аккуратно разгрузят мацевы. Им в качестве волонтеров вызвались помогать два брестских одиннадцатиклассника: Виталий Вавренюк (СШ №8) и Ксения Шевчук (СШ №6). Ребята еще более тщательно очистят надгробные плиты, отсортируют и сложат. Для строительства лапидария в первую очередь будут использованы мацевы и их фрагменты с рисунками и надписями".


Без поддержки властей не обойтись

Так случилось, что постройка лапидария затянулась на долгие годы. Причин тому множество. Порой казалось, что вот на этот раз все обязательно получится, ведь было уже и разрешение, и даже проект объекта… Но все снова неожиданно срывалось. Поэтому мы поинтересовались у Регины Симоненко, как обстоят дела сейчас.

"О проекте создания лапидария столько писали и говорили, что этого, на мой взгляд, вполне достаточно, - отвечает она. - Скажу одно: спонсоры нашлись, кто конкретно, мне сейчас называть не хотелось бы. Дело в том, что финансовую помощь в реализации проекта одновременно предложили сразу с нескольких сторон. Могу лишь отметить, что все спонсоры иностранные, это потомки выходцев из Бреста".

Еврейское кладбище Бреста пережило Великую Отечественную войну. И это несмотря на то, что оккупационные власти предлагали горожанам мацевы для хозяйственных нужд за символическую плату. Сохранились архивные документы, свидетельствующие о данном факте. Желающих тогда так и не нашлось. Исчезло еврейское кладбище с лица земли в 1956 году, снесли его по распоряжению тогдашних городских властей.

В 2004 году мацевы были демонтированы и перевезены на место складирования с помощью Брестского горисполкома.

Наличие спонсоров, конечно, замечательно. Это дань потомков своим предкам. Однако понятно, что без поддержки города в таком вопросе никак не обойтись. При содействии горисполкома все препятствия преодолевались бы куда проще.

←В России задержан вор-рецидивист, который в 2009 году сбежал прямо из здания жодинского суда

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика