«Алебарда» может стать хитом белорусского ВПК
На минской выставке вооружений Milex-2014 одним из наиболее значимых экспонатов стал белорусский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Алебарда».
Фото stanislav_05
Здесь, очевидно, следует напомнить, что незадолго до этого, 24 июня, во время посещения ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» в Борисове Александр Лукашенкопоручил организациям и предприятиям ВПК создать отечественный ЗРК, который по своим характеристикам «будет не хуже С-300».
И вот, как по мановению волшебной палочки, желание исполнилось: уже через две недели белорусский ЗРК был представлен вниманию специалистов и широкой публики «в железе».
Конечно, это шутка. Как рассказал представителям СМИ Александр Сташевский, помощник генерального директора ГВТУП «Белспецвнештехника» (одного из основных экспортеров вооружений в Беларуси), созданию отечественного ЗРК предшествовал длительный путь.
«Алебарда» — это модернизированный вариант ЗРК «Печора-2БМ», который, в свою очередь, является версией ЗРК «Печора-2М», созданного белорусско-российской международной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» на базе еще советского (его первая версия поступила на вооружение в 1961 году) ЗРК серии С-125М «Печора».
Фото vpk-news.ru
С белорусской стороны в числе ведущих исполнителей проекта выступили «Алевкурп», «ВолатАвто», 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.
С учетом того, что главным разработчиком «Алебарды» выступает уже упомянутое выше минское предприятие «Алевкурп», можно предположить, что и в новом проекте будут использованы наиболее удачные конструкторские и технологические решения, найденные при создании «Печоры-2М». В связи с чем стоит рассказать о наиболее значимых из них.
Модернизация С-125М до уровня «Печора-2М» в первую очередь предусматривала замену основной аналоговой аппаратуры комплекса на цифровую (во многом аналогичную используемой в ЗРК С-300ПМУ1). Речь шла о замене устройства определения координат; устройства выработки команд управления; устройства селекции движущихся целей; автоматизированного прибора пуска; устройства малых высот; аппаратуры тренировки и контроля; устройства демодуляции помех; синхронизатора.
Также предусматривались введение новых средств защиты от активных и пассивных радиопомех; устройств автозахвата и автосопровождения целей в телеоптический канал ТОВ; устройства, обеспечивающего специальные методы сканирования пространства.
При модернизации производилось изъятие 44 блоков и 6 шкафов аналоговых приборов из состава аппаратуры кабины управления и вводилось два шкафа с цифровой аппаратурой.
Весьма важным элементом доработки ЗРК стал перенос всех составных частей комплекса (кабины управления, антенного поста, пусковых установок) на автомобильные шасси повышенной проходимости Минского завода колесных тягачей. Связь между кабиной управления и пусковыми установками осуществляется по проводной линии или по радио телекодовой связи.
Модернизация пусковых установок предусматривает замену их электрооборудования с переходом на современную элементную базу. Управляемая ракета комплекса получила обновленный двигатель первой ступени, модернизированную боевую часть и принципиально новый радиовзрыватель.
Проведение таких доработок обеспечило ЗРК «Печора-2М» следующие дополнительные боевые возможности:
• вывод на экран оператора полного формуляра данных, включая такие, как азимут, эпсилон цели, дальность до объекта, высота-скорость-параметр цели, зона поражения ракетой;
• увеличение зоны поражения цели и вероятности поражения цели в режиме работы без помех и при воздействии интенсивных радиопомех за счет повышения точности сопровождения цели, оптимизации способов обработки сигналов;
• повышение помехозащищенности комплекса от различного вида активных и пассивных радиопомех, а также от подстилающей поверхности за счет применения новых методов защиты и способов обработки сигналов;
• введение навигационной системы и телекодовой связи для обеспечения автоматизированного приема целеуказания от любых внешних источников радиолокационной информации;
• расширение возможностей комплекса по использованию телеоптического визира за счет введения аппаратуры автозахвата и автосопровождения цели и высокой точности определения ее координат в этом режиме;
• обеспечение возможности предупреждения о появлении цели посредством введения устройства звуковой индикации;
• обеспечение возможности сопровождения цели по пролонгированным координатам в случае временной потери информации в радиолокационном и телеоптическом режимах сопровождения;
• введение цифровой аппаратуры прибора пуска, что сокращает время подготовки исходных данных, повышает точность расчетов границ зон поражения.
Основные тактико-технические характеристики комплекса «Печора-2М» выглядят следующим образом:
• поражение цели по дальности — 2,5-32 км;
• поражение цели по высоте — 0,02-20 км;
• время выхода на стрельбу — менее 30 минут;
• ведение до 16 воздушных объектов.
Исходя из заявлений представителя «Белспецвнештехники», можно сделать вывод, что аналогичные показатели «Алебарды» будут, как минимум, не хуже. При этом комплекс является практически полностью белорусским, так как при его производстве используются агрегаты и составные части, выпущенные отечественными предприятиями.
Более того, не исключается, что в Беларуси будет налажено собственное производство ракет для ЗРК средней дальности. Сейчас изучается экономическая целесообразность такого шага. Помимо экономических, просматриваются и определенные технические проблемы.
Это и необходимость разработки системы управления, и производство ракетного пороха, и даже проведение технических испытаний, так как в Беларуси нет испытательных ракетных полигонов. Поэтому собственное производство зенитных ракет — это, можно сказать, задача-максимум.
Однако если государство самостоятельно разрабатывает и производит такие боеприпасы, то оно автоматически избегает зависимости в этом отношении от иных государств. Другое дело, что такое производство должно быть экономически и технологически целесообразно. В ином случае предпочтительнее остаться при той же кооперации, которая есть. На сегодняшний день ракеты для ЗРК класса «Печора» производятся в России и Украине.
К числу наиболее заметных внешних отличий «Алебарды» от «Печоры-2М» можно отнести размещение антенного поста и пусковых установок на автомобильных полуприцепах, а кабины управления — на автомобильном шасси типа МАЗ-6317 (6х6). Как указывалось выше, в предыдущем случае использовались автомобильные шасси типа МЗКТ.
Не исключено, что переход на новые шасси (как и на собственные комплектующие) связан с намерением сэкономить на издержках и сделать «Алебарду» привлекательной по цене для небогатых стран. И, похоже, эта ставка себя оправдывает. Хотя опытный образец этого комплекса будет готов только к концу текущего года, на него уже есть покупатель.
Более того, поступили предварительные заказы на полтора десятка белорусских ЗРК «Алебарда». Среди потенциальных покупателей — постоянные клиенты белорусских оружейников из Центральной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Ныне объем международного рынка модернизированных ЗРК С-125 оценивается в 400-500 комплексов. В различных вариантах исполнения они находятся на вооружении тридцати стран.
Александр АЛЕСИН