Фальшивая нота денежного потока
Взволновала недавно услышанная история. Учащийся одного из гомельских профтехколледжей, из малообеспеченной семьи, во время каникул отправился подзаработать на стройки Подмосковья. И вот 40 дней нелегкой трудовой вахты гастарбайтера позади, тысяча долларов США греет душу и располагает к мыслям о приятных перспективах. Радость длилась ровно до тех пор, пока парень не попытался обменять 100 долларов в гомельском обменнике: все купюры оказались поддельными.
Парня откровенно жалко. Он, как и другие белорусы, работавшие на стройках России, оказался «добросовестным сбытчиком» фальшивок. А попросту — жертвой собственной беспечности. Но, уточняют милиционеры, в зоне валютного риска оказаться могут не только гастарбайтеры, но и отдыхающие в зарубежье, предприниматели, закупающие товары за границей, которые, чтобы не «светиться» при обмене денег в банках, зачастую прибегают к покупке валюты у нелегалов. А уж они, готовые оказать свои услуги и в будни, и в выходные, нередко подводят доверчивую публику под монастырь, снабжая подделками. Хотя нет-нет да и сами попадают в разработку людей в погонах.
Вот и неделю назад, по информации старшего уполномоченного управления БЭП УВД Гомельского облисполкома Алексея Бухоловцова, в Советском районе Гомеля во время незаконной обменной операции задержали гомельчанку, у которой было изъято различной валюты на сумму 320 миллионов рублей. Ее услугами активно пользовались как местные жители, так и предприниматели. Сейчас меняла — главный фигурант уголовного дела…
В минувшем году всего в стране зафиксировано 822 факта изготовления и сбыта фальшивых денег, в приграничной Гомельщине — 62 случая (в 2009 году их было 368). Такая динамика, уверяют правоохранители, следствие задержания в России (оттуда и «перетекает» к нам основная доля денежного фальсификата) нескольких крупных групп фальшивомонетчиков. Дали эффект и профилактические меры по повышению бдительности банковских и торговых работников. Недавно в речицком гипермаркете группа веселых молодых людей рассчиталась 200-тысячной купюрой Нацбанка. У одного из них кассир, усомнившись в совершеннолетии юноши, потребовала паспорт. Когда впоследствии оказалось, что банкнота изготовлена методом капельно-струйной печати, девушка восстановила в памяти некоторые паспортные данные покупателя. По ним-то и вышли на учащихся местного колледжа, к тому же не чурающихся наркотиков. Аналогичную купюру с того же «монетного двора» позже обнаружили еще в одном магазине. Не забылась и нашумевшая в Светлогорске история, когда воспитанник профтехколледжа наловчился изготавливать 20-тысячные белорусские купюры, не имея даже своего компьютерного оборудования. Более того, в рискованную авантюру парень вовлек не только сверстников, сбывающих напечатанную липу, но и учительницу информатики.
К счастью, наши деньги предметом интереса фальшивомонетчиков становятся примерно в 8—10 процентах из общего числа выявленных фактов. Оно и понятно: степеней защиты у них не меньше, чем у иных валют.
Во-вторых, материальная выгода от «включения цветного принтера» в этом случае минимальна. Так что мошенники предпочитают манипуляции с долларами, российскими рублями или евро. Вырезание из мелкой наличности и приклеивание к 5- и 10-долларовым банкнотам дополнительных нулей для повышения номиналов у «очумелых ручек» классика жанра.
Иное дело, когда в денежные потоки вливаются опасные, большей частью зарубежные, суперподделки. В них, как правило, учтены все особенности подлинника, даже, к примеру, воротнички на портретах липовых долларовых купюр кажутся шероховатыми, а волокна и скрытые изображения нередко светятся в лучах ультрафиолета. Распознать такую фальшивку без специальной подготовки и приборов практически невозможно, а если к этому примешивается банальная невнимательность кассира обменника или работника автозаправки… Тогда имеем то, что имеем: в минувшем году в стране зафиксировано 82, а в первом квартале нынешнего — 38 случаев, когда подделки попадали в банковские хранилища в качестве проинкассированной выручки хозяйствующих субъектов.
-----------------------------------
Компетентно
Михаил БИРЮКОВ, криминалист Госкомитета судебных экспертиз:
— Попавшие в ваши руки деньги, особенно иностранные купюры, внимательно пощупайте и рассмотрите, в том числе на свет. На каждом денежном билете, белорусском или российском, есть перфорированные изображения. Линии перфорации должны быть ровными, без изгибов. Цвет переливающегося изображения должен изменяться отчетливо, а не просто блестеть. Рельеф изображения на купюре, как правило, хорошо прощупывается, а сама бумага содержит водяные знаки и защитную нить.
-----------------------------------
На снимке: искусные подделки криминальных «монетных дворов» трудноотличимы от настоящих денег.
Фото: Николай ЖДАНОВИЧ