Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?

Источник материала:  
23.06.2014 11:51 — Новости Общества


В Минске самым обсуждаемым вопросом среди рестораторов сегодня является распоряжение городских властей увеличить в общепите долю белорусских продуктов до 85%. Для ресторанов это — «очередной апокалипсис», пережить который можно или потеряв лицо и клиентов, или ослушавшись и потеряв бизнес.

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?


19 июня власти Минска поручили магазинам и предприятиям общепита увеличить удельный вес белорусской продукции до 85%. Днем ранее во время визита на минское ОАО «Трикотажорг» премьер-министр Михаил Мясникович высказал мнение, что 15% на 85% — это оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров. Сегодня удельный вес продовольственных товаров отечественного производства в столице составляет 74,5%.


В белорусском гамбургере — украинские булочки и российский огурец

Из более чем 2,1 тыс. пунктов общественного питания в Минске рестораны «МакДональдс» — одни из самых популярных. Каждый ресторан сети принимает около 1,2 млн. заказов в год. И гамбургер — одно из излюбленных клиентами блюд.

Гамбургер готовят так. На нижнюю часть булочки, сдобренную соусом из горчицы и кетчупа, кладут жареную говяжью котлету с добавлением перца и соли, посыпают луком, плюс маринованный огурец — все накрывают второй частью булочки.

В компании утверждают, что вкус гамбургера одинаков во всех странах — что в США, что в Беларуси. Секрет — в стандартах качества и строгом соблюдении рецептуры.

Чтобы выполнить новые требования минских властей, гамбургеру нужно из 6 ингредиентов иметь 5 — белорусского производства. Сегодня всё наоборот: из 6 составляющих только 1 условно белорусского происхождения — говядина.

«МакДональдсу» мясо для гамбургеров привозит российская компания «Марр Руссия». В 2013 году поставщиком для этого российского гиганта стал Слонимский мясокомбинат. Овощи с 1994 года берут у компании «Белая Дача Трейдинг» (Россия). Булочки поставляет фирма «Ист Болт Бейкериз» — всемирная сеть хлебопекарен, партнер «Мака» вот уже более 50 лет. Производство булочек с 2001 года находится в Украине.

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?


Среди всех продуктов, используемых в белорусском «МакДональдсе», лишь яйца, молоко и говядина местные. Даже картофель фри сеть готовит из польских корнеплодов. А часть продуктов и вовсе может быть только привозной — креветки (Индия), треска (Польша).

Цена продукции и качество — основные критерии, на которые смотрит «МакДональдс», отбирая поставщиков.

Чтобы попасть к «МакДональдсу» в качестве поставщика, нужно пройти тройную проверку.

«Продукция для «МакДональдса» должна изготавливаться в строгом соответствии с рецептурами корпорации. Оценка ее качества и безопасности производится в главном испытательном центре «МакДональдс» в Мюнхене. Продукция проверяется трижды и при получении положительного заключения может использоваться в наших ресторанах»,поясняет менеджер по качеству компании в Беларуси Екатерина Бунчук.

Каждый год менеджеры «МакДональдс» и независимая компания проводят аудит соответствия системы качества поставщиков стандартам пищевой безопасности.


Почему-то дорого и сердито

Есть ли шансы у белорусских продуктов занять в гамбургере место импортных, выдержав экзамен цена-качество? Ресторанный рецензент Арина Лисецкая в этом сомневается.

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?

Фото со страницы в фэйсбуке Арины Лисецкой


«У нас даже качественной картошки нет. Когда поставщик ее привозит в ресторан, то 50% нужно уводить в отходы. Когда белорусский поставщик привозит зеленый помидор, он говорит, что в следующий раз будет лучше. Ну, привезите хоть раз красный!» — говорит Арина Лисецкая.

В отличие от белорусов, иностранные поставщики радуют рестораторов.

«Даже картошка египетская — она слаще, вкуснее, она правильно взращена и стоит дешевле», — сказала она.

По словам ресторанного рецензента, сравнения с импортными не выдерживают ни белорусские сыры, ни говядина.

«Если в Советском Союзе были отличные сыры, то сейчас эти технологии потеряны. И вместо того, чтобы восстанавливать технологию этих замечательных сыров, мы делаем фикцию, допустим, сыра рокфор, который мы никогда нормально, адекватно и по всем стандартам не способны сделать, нет таких возможностей», — говорит собеседница.

Не оценивая продукцию Слуцкого мясокомбината, которой пользуется «МакДональдс», повар отметила, что белорусская говядина «в целом по качеству хуже, а стоит дорого. Привезти даже из Австралии мясо получается дешевле, потому что оптом». Белорусская говядина в целом жесткая, жилистая».

«Я не говорю, что белорусский продукт самый плохой в мире, нет. Но его еще не научились правильно производить под запросы рынка и реализовывать», — заключает ресторанный рецензент.

В контексте борьбы с импортом эксперт также задается риторическим вопросом насчет возможности белорусского производителя обеспечить спрос, который неизбежно вырастет.

Причем цены на свою продукцию белорусы выставляют, как говорит Арина Лисецкая, с учетом не всегда подходящего для ресторанов качества «сумасшедшие».

Так что гамбургер, на 85% состоящий из белорусских продуктов — едва ли обозримая перспектива.


Незаменимые есть

В Минске работает много ресторанов японской, итальянской, грузинской кухни, использующих специфические продукты. Для суши-баров, которые в ресторанном бизнесе столицы занимают не менее 30%, необходимы водоросли нори, рис, соевый соус, тунец, авокадо и многое другое. Ничего из этого белорусы не производят.

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?


Для грузинского национального блюда хинкали нужна качественная баранина. Рестораторам не известны местные производители, способные обеспечить спрос.

Повара хвалят продукцию Туровского молочного комбината, который делает неплохие сыры моцарелла, рикотта и москарпоне. Но опять появляется вопрос возможности обеспечить всех желающих.

Белорусский зеленый горошек, без которого не представишь салат «Оливье», по словам поваров, в ресторанах из-за неподходящего качества не используют — его закупают у российского поставщика.

Если говорить о круассанах, то, следуя традиционным стандартам качества этого продукта, мука из белорусской пшеницы не подойдет из-за клейковины.

«Мы говорим о мировых стандартах еды. Белорусы достойны, чтобы потреблять хорошую еду, и у нас есть люди, которые могут ее готовить. Но что касается поставок, то тут большая проблема. В стране нет ни средств, ни технологий, чтобы обеспечить общепит своими высококачественными продуктами», — говорит Арина Лисецкая.


Пипл хавает?

С точки зрения рестораторов, а не чиновников, ресторан — это заведение, которое должно подать продукт высшего качества; заведение, которому свойственна высокая культура питания. Здесь немыслимо (по крайней мере, так должно быть) унизить клиента, подав ему некачественный продукт. Качество блюда идет рука об руку с личным достоинством клиента.

Поэтому введение требования о 85% белорусской продукции рестораторы называют «очередным апокалипсисом».

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?


«Тот человек, который следит за своей репутацией, плохой продукт не выдаст, он отправит его поставщику обратно. И поэтому вводите 85%, да хоть 100% — это ничего не даст», — говорит Арина Лисецкая.

Если все же рестораны заставят соблюдать принцип 85%, то клиенты получат некачественные блюда по неоправданно высокой цене, заключает специалист.

«Чиновникам нужно хоть раз выйти из своей столовки и сходить в нормальный ресторан. Шеф-поварам, которые головой отвечают за качество блюд, будет интересно узнать, почему они приняли такое решение, даже не спросив мнения профессионалов», — говорит собеседница.

Корень проблемы в том, считает Арина Лисецкая, что местная власть не компетентна в принятии таких решений. Чиновники должны сначала обсуждать вопрос с людьми, для которых они принимают решения, необходим публичный диалог.


Имидж ничто

В мире существует аналог «Оскара» в кулинарии — Красный гид Мишлен. Это наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов на данный момент. Гид выпускается с 1900 года. В нем нет ни одного упоминания о Беларуси, не говоря уже о попадании в рейтинг.

Пипл хавает: может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?


Арина Лисецкая болеет душой за признание наших рестораторов на международном уровне. Она просит ресторанных критиков и дегустаторов обратить внимание на нашу страну, рассказывает, что у нас есть куда сходить и что попробовать.

«Но вместо того, чтобы помочь нам гордиться своей страной, чиновники убивают зарождающийся рынок», — считает эксперт.



Татьяна БУБЛИКОВА
←Град повредил посевы в Речицком и Гомельском районах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика