Репетитор для четвероклашки? Как готовились к поступлению гимназисты и их родители
13.06.2014 17:07
—
Новости Общества
На этой неделе завершилась вступительная кампания в минские гимназии. "Стефан, ты расстроился из-за того, что не поступил? - задаем вопрос мальчику, который в переводе на пятибалльную систему сдал экзамены на твердую четверку. Вместо ответа Стефан закрывает лицо руками и начинает плакать. Для мальчика неудача при поступлении в гимназию сродни катастрофе.

Вступительная кампания в гимназию грозит стать таким же серьезным испытанием для детей и их родителей, как и поступление в вузы. В социальных сетях разносятся слухи: чей-то ребенок в 4-м классе целый год занимался с репетитором, кто-то от волнения прямо на экзамене угодил в медпункт. Нужны ли серьезные испытания в таком нежном возрасте? Об этом и не только мы поговорили с родителями, которые вместе с детьми пережили этим летом нелегкий этап под названием "поступление в гимназию".
Для начала разберемся с правилами зачисления. Выпускники начальных школ проходят три испытания - пишут диктанты по русскому и белорусскому языкам и решают контрольную по математике. Результаты экзаменов, а также годовые оценки по этим предметам суммируются. Максимально возможный балл - 60. По данным, которые опубликовала газета "Наша Ніва", средний проходной балл в 2014 году равен 50. Согласно этой информации, самые низкие отметки при зачислении требовали в гимназии №33 - всего 42 балла, а самые высокие в гимназии №41 - 57 баллов. С полным списком проходных баллов в минские гимназии можно ознакомиться здесь.

- Для нас гэта выпрабаванне было вельмі важным, і тое, што мы яго не прайшлі, спадзяюся, будзе педагагічным момантам для нашага сына. Мы рыхтаваліся. Цэлы год мы пісалі дыктоўкі, старэйшая дачка прыходзіла (яна вельмі добра вучылася ў школе), і наш Стэфан с задавальненнем з ёю займаўся. Але нам не пашанцавала. З-за запалення лёгкіх ён псіхалагічна не быў падрыхтаваны да іспытаў.
Помимо гимназий, считает Змицер Саука, его сын больше нигде не сможет получить качественное белорусскоязычное образование. Для него и его семьи (у Змицера четверо детей) гимназическая система очень дорога.
-У школах ёсць нейкія класы асобныя беларускамоўныя. Але так здарылася, што сістэма школьная аказалася не зацікаўленая ў тым, каб падтрымліваць беларускамоўнае навучанне. Там, дзе адзін клас, дзіця толькі ў нейкай ступені сутыкаецца з беларускай мовай, але насамрэч - не.
Змицер Саука и его сын обращались и в другие белорусскоязычные гимназии, но в них уже не было свободных мест. Лингвист крайне огорчен, что у детей-хорошистов нет возможности учиться на белорусском языке. Родители Стефана не знают, в какую школу их сын пойдет в сентябре.
Что касается самих экзаменов, то они не показались Змицеру очень сложными. Он считает, что поступление в гимназию - это, скорее, испытание на психологическую зрелость. Пройти его в этом возрасте готовы далеко не все дети. Когда мы спросили Стефана, волновался ли он на экзамене, мальчик показал, как сильно у него тряслись коленки.
- Дырэктар адной з гімназій мне ў прыватнай размове абуралася, што дзіця не падрыхтаванае яшчэ псіхалагічна да таго, как рабіць настолькі важны і адказны крок у сваім жыцці. І яна лічыць гэта абсалютна неправільным. Але яна - чыноўнік і мусіць падпарадкоўвацца праграме.

Кристина соглашается с тем, что детей изрядно "накручивают перед экзаменами".
- Праводзяць тэсты псіхалагічныя, ці баіцеся вы экзаменаў, ці дрыжаць у вас каленкі. Іх так настойліва праводзяць, што каленкі пачынаюць дрыжаць у выніку гэтых пытанняў.
Тем не менее, родители Мирона полностью "за" испытания при переходе из 4-го класса в 5-й.
- Дзеці ўсе розныя, і здольнасці ў іх розныя. І, канешне, мне важна, каб дзіцё развівалася надалей. А каб такое развіццё адбывалася, трэба, каб была канкурэнцыя, каб дзіцё вучылася з роўнымі вучнямі.
Если бы ее ребенок не смог преодолеть вступительные экзамены, признается молодая мама, это была бы катастрофа. Но представлять такое не хочет. Считает, что если дети более-менее хорошо учатся на протяжении года и умеют концентрироваться, пройти испытания совершенно реально. Более того, Кристина называет программу легкой. Несмотря на то, что для будущих гимназистов выпущены специальные сборники диктантов и математических задач, она занималась с ребенком по полдня перед экзаменами. Репетитор детям такого возраста совершенно не нужен, считает Кристина Витушко. Родители в силах подготовить ребенка самостоятельно.
В самой гимназии, рассказывает Мирон, у них были специальные занятия по подготовке к поступлению. Неудивительно, что большая часть учащихся начальной школы в гимназии, как правило, поступают в пятый класс.
- Бацькі з іншых гімназій расказвалі розныя страшныя гісторыі, што новых дзяцей адсажвалі ў асобны клас і асобна ім дыктавалі, што для сваіх дзяцей былі нейкія прывілегіі. У нас усё было даволі празрыста і спакойна. Дзяцей дзялілі па алфавіце, і яны ўперамешку ішлі рабіць заданні.
За удачное поступление Мирон получил в подарок конструктор "Лего". Но это не было обещано ему накануне. Родители мальчика придерживаются принципа, что гонораров за учебу быть не должно. Каждый учится сам для себя.

Мама девочки признается, что уже несколько дней они с дочкой прыгают от счастья. Перед испытаниями очень нервничали и переживали. Елена Гаруз сама окончила 2-ю гимназию и положительно о ней отзывается.
- В этой гимназии очень большой процент поступления детей в вузы на бюджетной основе. Учителя хорошие, есть даже те, которые еще 15 лет назад нас учили. То есть текучка кадров небольшая. У детей дисциплина очень хорошая в школе. Углубленно изучается английский язык. Учиться в гимназии - это престижно.
Новоиспеченная гимназистка рассказала, что больше всего боялась на экзамене разволноваться и допустить глупые ошибки. Например, во время диктанта по белорусскому языку написать русскую букву "и".
- Как ни крути, но дети маленькие - 4-й класс, - комментирует мама девочки. - Мы эти экзамены никогда не сдавали. И когда их собирают всех в эту кучу, нервы нужны железные. Жалко их, конечно. Но с другой стороны, ничего сверхъестественного от них там не требуют.
В классе Саши Гаруз из 19 человек, которые решили поступать в гимназию, поступили 15. Елена считает, что, в первую очередь, это заслуга самого учебного заведения. Ребят с первых классов "учат учиться". О вознаграждениях для учителей за удачное поступление мать гимназистки не слышала.
- Даже желание отблагодарить учителя воспринимается так: "Спасибо, нет". Поощрений они не принимают.
Никаких особых подарков за поступление девочке обещано не было. Но сразу после поступления семья Гаруз решила отправиться в отпуск за границу.

- Я очень волновался, серьезно готовился. Но семерка справедливая - ошибся в оформлении. Я решил, что все просто, и расслабился.
Мать мальчика Ирина Обернихина рассказала, что несмотря на серьезное волнение перед поступлением, она не стала бы ругать сына за неудачу. В его предыдущей школе, считает женщина, тоже работают хорошие учителя. Саше было там комфортно.
Тем не менее, от гимназии семья Обернихиных ждет более углубленных знаний.
- О поступлении в вуз мы пока не думаем. Хотим, чтобы ребенку просто было интересно учиться.
Испытания в гимназии были посильными, соглашается с мнением предыдущих рассказчиков Ирина. О практике вознаграждений за "хорошие результаты" женщина слышала, но в контексте других гимназий. "Мы взятку точно не собирались давать, даже не думали об этом".
В награду за поступление Саша Обернихин попросил все тот же конструктор "Лего". Дети остаются детьми, несмотря на серьезные экзамены и высокие проходные баллы.

Вступительная кампания в гимназию грозит стать таким же серьезным испытанием для детей и их родителей, как и поступление в вузы. В социальных сетях разносятся слухи: чей-то ребенок в 4-м классе целый год занимался с репетитором, кто-то от волнения прямо на экзамене угодил в медпункт. Нужны ли серьезные испытания в таком нежном возрасте? Об этом и не только мы поговорили с родителями, которые вместе с детьми пережили этим летом нелегкий этап под названием "поступление в гимназию".
Для начала разберемся с правилами зачисления. Выпускники начальных школ проходят три испытания - пишут диктанты по русскому и белорусскому языкам и решают контрольную по математике. Результаты экзаменов, а также годовые оценки по этим предметам суммируются. Максимально возможный балл - 60. По данным, которые опубликовала газета "Наша Ніва", средний проходной балл в 2014 году равен 50. Согласно этой информации, самые низкие отметки при зачислении требовали в гимназии №33 - всего 42 балла, а самые высокие в гимназии №41 - 57 баллов. С полным списком проходных баллов в минские гимназии можно ознакомиться здесь.
Змицер Саука и его сын Стефан: "Мы вельмі цяжка перажываем непаступленне ў гімназію"
Сын известного лингвиста Змицера Сауки Стефан поступал в белорусскоязычную гимназию №23, где он учился в начальной школе. Проходной балл в 5-й класс в этой гимназии был равен 48. Стефан сдал экзамены на 7-7-8 и получил такие же годовые оценки по этим предметам, а потому остался за бортом престижного учреждения образования. Отец мальчика тоже очень тяжело переживает неудачу сына и объясняет это болезнью, из-за которой в конце мая Стефан на несколько недель выпал из учебного процесса.
- Для нас гэта выпрабаванне было вельмі важным, і тое, што мы яго не прайшлі, спадзяюся, будзе педагагічным момантам для нашага сына. Мы рыхтаваліся. Цэлы год мы пісалі дыктоўкі, старэйшая дачка прыходзіла (яна вельмі добра вучылася ў школе), і наш Стэфан с задавальненнем з ёю займаўся. Але нам не пашанцавала. З-за запалення лёгкіх ён псіхалагічна не быў падрыхтаваны да іспытаў.
Помимо гимназий, считает Змицер Саука, его сын больше нигде не сможет получить качественное белорусскоязычное образование. Для него и его семьи (у Змицера четверо детей) гимназическая система очень дорога.
-У школах ёсць нейкія класы асобныя беларускамоўныя. Але так здарылася, што сістэма школьная аказалася не зацікаўленая ў тым, каб падтрымліваць беларускамоўнае навучанне. Там, дзе адзін клас, дзіця толькі ў нейкай ступені сутыкаецца з беларускай мовай, але насамрэч - не.
Змицер Саука и его сын обращались и в другие белорусскоязычные гимназии, но в них уже не было свободных мест. Лингвист крайне огорчен, что у детей-хорошистов нет возможности учиться на белорусском языке. Родители Стефана не знают, в какую школу их сын пойдет в сентябре.
Что касается самих экзаменов, то они не показались Змицеру очень сложными. Он считает, что поступление в гимназию - это, скорее, испытание на психологическую зрелость. Пройти его в этом возрасте готовы далеко не все дети. Когда мы спросили Стефана, волновался ли он на экзамене, мальчик показал, как сильно у него тряслись коленки.
- Дырэктар адной з гімназій мне ў прыватнай размове абуралася, што дзіця не падрыхтаванае яшчэ псіхалагічна да таго, как рабіць настолькі важны і адказны крок у сваім жыцці. І яна лічыць гэта абсалютна неправільным. Але яна - чыноўнік і мусіць падпарадкоўвацца праграме.
Кристина Витушко и ее сын Мирон: "Каб дзіцё развівалася надалей, патрэбна канкурэнцыя"
Сын Кристины Витушко Мирон также поступал в этом году в 23-ю гимназию, но в отличие от Стефана, с положительным результатом. Он получил общие 59 баллов из 60 возможных. Затерявшаяся среди десяток девятка - по русскому языку. Мальчик допустил всего несколько исправлений.
Кристина соглашается с тем, что детей изрядно "накручивают перед экзаменами".
- Праводзяць тэсты псіхалагічныя, ці баіцеся вы экзаменаў, ці дрыжаць у вас каленкі. Іх так настойліва праводзяць, што каленкі пачынаюць дрыжаць у выніку гэтых пытанняў.
Тем не менее, родители Мирона полностью "за" испытания при переходе из 4-го класса в 5-й.
- Дзеці ўсе розныя, і здольнасці ў іх розныя. І, канешне, мне важна, каб дзіцё развівалася надалей. А каб такое развіццё адбывалася, трэба, каб была канкурэнцыя, каб дзіцё вучылася з роўнымі вучнямі.
Если бы ее ребенок не смог преодолеть вступительные экзамены, признается молодая мама, это была бы катастрофа. Но представлять такое не хочет. Считает, что если дети более-менее хорошо учатся на протяжении года и умеют концентрироваться, пройти испытания совершенно реально. Более того, Кристина называет программу легкой. Несмотря на то, что для будущих гимназистов выпущены специальные сборники диктантов и математических задач, она занималась с ребенком по полдня перед экзаменами. Репетитор детям такого возраста совершенно не нужен, считает Кристина Витушко. Родители в силах подготовить ребенка самостоятельно.
В самой гимназии, рассказывает Мирон, у них были специальные занятия по подготовке к поступлению. Неудивительно, что большая часть учащихся начальной школы в гимназии, как правило, поступают в пятый класс.
- Бацькі з іншых гімназій расказвалі розныя страшныя гісторыі, што новых дзяцей адсажвалі ў асобны клас і асобна ім дыктавалі, што для сваіх дзяцей былі нейкія прывілегіі. У нас усё было даволі празрыста і спакойна. Дзяцей дзялілі па алфавіце, і яны ўперамешку ішлі рабіць заданні.
За удачное поступление Мирон получил в подарок конструктор "Лего". Но это не было обещано ему накануне. Родители мальчика придерживаются принципа, что гонораров за учебу быть не должно. Каждый учится сам для себя.
Елена Гаруз и ее дочь Саша: "Жалко детей. С другой стороны, ничего сверхъестественного там не требуют"
В отличие от предыдущих школьников, для поступления в гимназию Саша Гаруз занималась с репетитором. Кроме того, почти целый год мама девочки диктовала дочке по вечерам диктанты и решала с ней задачи. В итоге школьница получила три десятки на экзаменах и, имея годовые восьмерки, прошла в 5-й класс во 2-ю гимназию (проходной балл - 53). До этого девочка училась в этой гимназии в начальных классах.
Мама девочки признается, что уже несколько дней они с дочкой прыгают от счастья. Перед испытаниями очень нервничали и переживали. Елена Гаруз сама окончила 2-ю гимназию и положительно о ней отзывается.
- В этой гимназии очень большой процент поступления детей в вузы на бюджетной основе. Учителя хорошие, есть даже те, которые еще 15 лет назад нас учили. То есть текучка кадров небольшая. У детей дисциплина очень хорошая в школе. Углубленно изучается английский язык. Учиться в гимназии - это престижно.
Новоиспеченная гимназистка рассказала, что больше всего боялась на экзамене разволноваться и допустить глупые ошибки. Например, во время диктанта по белорусскому языку написать русскую букву "и".
- Как ни крути, но дети маленькие - 4-й класс, - комментирует мама девочки. - Мы эти экзамены никогда не сдавали. И когда их собирают всех в эту кучу, нервы нужны железные. Жалко их, конечно. Но с другой стороны, ничего сверхъестественного от них там не требуют.
В классе Саши Гаруз из 19 человек, которые решили поступать в гимназию, поступили 15. Елена считает, что, в первую очередь, это заслуга самого учебного заведения. Ребят с первых классов "учат учиться". О вознаграждениях для учителей за удачное поступление мать гимназистки не слышала.
- Даже желание отблагодарить учителя воспринимается так: "Спасибо, нет". Поощрений они не принимают.
Никаких особых подарков за поступление девочке обещано не было. Но сразу после поступления семья Гаруз решила отправиться в отпуск за границу.
Ирина Обернихина и ее сын Саша: "Мы хотим, чтобы ребенку просто было интересно учиться"
До поступления в гимназию Саша Обернихин учился в обычной школе, где обычная программа ему давалась очень легко. Учителя в школе сами посоветовали мальчику идти в гимназию. Вместе с родителями он готовился целый год: писали дома диктанты и решали задачи. Школу Саша окончил на десятки, а на вступительных получил две десятки за диктанты и семерку по математике. Итоговые 57 баллов с легкостью позволили ему поступить в 5-й класс.
- Я очень волновался, серьезно готовился. Но семерка справедливая - ошибся в оформлении. Я решил, что все просто, и расслабился.
Мать мальчика Ирина Обернихина рассказала, что несмотря на серьезное волнение перед поступлением, она не стала бы ругать сына за неудачу. В его предыдущей школе, считает женщина, тоже работают хорошие учителя. Саше было там комфортно.
Тем не менее, от гимназии семья Обернихиных ждет более углубленных знаний.
- О поступлении в вуз мы пока не думаем. Хотим, чтобы ребенку просто было интересно учиться.
Испытания в гимназии были посильными, соглашается с мнением предыдущих рассказчиков Ирина. О практике вознаграждений за "хорошие результаты" женщина слышала, но в контексте других гимназий. "Мы взятку точно не собирались давать, даже не думали об этом".
В награду за поступление Саша Обернихин попросил все тот же конструктор "Лего". Дети остаются детьми, несмотря на серьезные экзамены и высокие проходные баллы.