Лагеря труда и отдыха. Эксперимент удался?
Второй год подряд после длительного перерыва в Беларуси будут работать летние трудовые лагеря. В Министерстве образования считают, что эксперимент по их возрождению удался.
Фото Intex-Press
Работа в лагерях труда и отдыха вызывает большой интерес у школьников, сообщил заместитель министра образования Виктор Якжик 5 июня на пресс-конференции в Минске. По его словам, в 2013 году в трудовых лагерях отдохнули и поработали 13 500 детей, из которых 8400 в возрасте 15-18 лет.
Зарплата школьников за 12 рабочих дней составила от 200 тыс. до 1 млн. рублей.
«Возрождение в 2013 году трудовых лагерей было своего рода экспериментом. Почти 100% детей согласно результатам анкетирования остались довольны работой в лагерях труда и отдыха», — сказал Якжик.
В 2014 году практика работы трудовых лагерей продолжится. В настоящее время работодатели проявляют заинтересованность в привлечении школьников к работе на различных предприятиях. Чаще всего речь идет о сельскохозяйственных предприятиях, сфере торговли, строительства.
На селе очень часто «необходима точечная помощь, и многие заранее планируют привлечение детей». Иногда дети делают ремонт в школах, где учатся.
Вместе с тем замминистра подчеркнул, что необходимо оптимизировать перечень разрешенных работ для школьников. По его словам, порой вступают в противоречие «ограничения в переносе тяжестей для несовершеннолетних и процессы акселерации».
По итогам прошлого года дети предложили внести в перечень около 20 работ, которые необходимо разрешить выполнять несовершеннолетним в рамках вторичной занятости в трудовых лагерях.
Есть виды работ, сказал Якжик, в которых ребенок не может быть задействован ни при каких условиях, однако списки разрешенных надо пересматривать с учетом разумного баланса: «Не все виды работ, которые выполняют дети, можно им позволить делать. Однако учесть мнение всех и найти разумный баланс необходимо».
Директор национального детского центра «Зубренок» Надежда Онуфриева привела несколько примеров. Дети могут заниматься уборкой (кроме влажной уборки и уборки санузлов) в качестве общественного труда, но если речь идет о такой же работе за деньги, то она запрещена.
Работать официантами детям нельзя, но накрывать в оздоровительном лагере столы можно.
«Такие противоречия связаны с тем, — сказала Надежда Онуфриева, — что много лет трудовых лагерей не было, не происходили изменения в нормативных актах. Теперь мы убедились, что необходимо вносить изменения — в санитарные правила и инструкции Минтруда в том числе».
Удивляет, что так трудно чиновникам даются эти изменения. Ведь с предложением расширить перечень работ, которые могут выполнять подростки, Министерство образования обращалось в Министерство труда и социальной защиты еще в прошлом году, но прогресса в этом вопросе как не было, так и нет.
Между тем трудовые лагеря — это не только возможность дать детям подработать, но и попытка решить проблему нехватки кадров, особенно сезонных и неквалифицированных.
Например, «Камволь» мог бы предоставлять места чистильщиков тканей, работа которых заключается в ручной очистке готовых изделий от катышков, ниток и мусора. На «Мотовело» сохраняются отдельные виды работ по несложной ручной сборке деталей. Возможно также использование труда несовершеннолетних на изготовлении сувенирной продукции, в качестве администраторов сайтов учреждений образования, промоутеров при проведении рекламных акций.
Напомним, лагеря труда и отдыха открыли после длительной паузы для детей старше 15 лет прошлым летом во всех регионах страны, кроме пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Возрождение трудовых лагерей происходило на фоне введения возрастного ценза для оздоровительных лагерей. Теперь в стационарные оздоровительные лагеря направляются дети от 6 до 15 лет, а не до 18, как ранее.
Елена СПАСЮК