Беларусь без крайностей. 19.05.2014 — 25.05.2014
Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» будут анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре, отбросив в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В арсенале — факты, логика и небезразличность.
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Евгений Прейгерман
Призраки реформ
Призрак нового премьер-министра бродит по коридорам власти. Слухи о грядущей смене главы правительства появляются регулярно. Но на этот раз они особенно активные.
Если слухам суждено оправдаться, то, наверное, после уже назначенного на 6 июня совещания по вопросам социально-экономического развития страны. Складывается впечатление, что по итогам этого совещания даже могут быть объявлены какие-то установки на рыночные преобразования. Отдельные заявления в этом духе, кстати, уже прозвучали во время ежегодного послания президента народу и парламенту.
В этом контексте приезд в Беларусь делегации китайских экспертов, которые посоветовали нашему руководству начать структурные реформы, действительно выглядит как попытка номенклатуры подтолкнуть Александра Лукашенко к принятию решения о новом курсе.
Почему изменения курса хотели бы многие чиновники, понятно. Кто-то искренне желает добра родной стране и не видит альтернатив рыночным реформам. Кто-то же не прочь половить рыбку в мутной воде преобразований. Но зачем какие-то непривычные и непредсказуемые реформы нужны президенту?
В общем-то, незачем. И он об этом регулярно говорит. Поэтому даже широко и громко объявленные реформы всегда ограничиваются минимальными поверхностными изменениями. Именно так, как показало недавнее исследование «Либерального клуба», произошло с реформой системы госуправления.
Тем не менее, тема нового курса сейчас может быть весьма интересной и для президента. Уже в следующем году должны пройти выборы главы государства. И обычно ни о каких реформах действующее руководство в преддверии главной политической кампании пятилетки не говорит. Но это тогда, когда есть другие темы, на которых можно построить победную кампанию. А на этот раз найти такие темы сложно. Стабильность? Рост доходов благодаря единственно верной модели развития? Уже вряд ли. Единение нации в свете внешних угроз? Еще вряд ли.
А вот реформаторская повестка дня вполне может подойти. Это, разумеется, не будет означать, что мы увидим реальные структурные реформы. Но назначить под такую тему более реформаторсковидное правительство — рациональный шаг.
О том же, что делать, если все-таки возникнет желание начать настоящие реформы, речь пойдет на открытом мероприятии «Либерального клуба» 26 мая.
Антон Болточко
Не приставайте к Нацбанку!
После требования Мясниковича снизить процентные ставки на кредитном рынке глава Нацбанка Ермакова держала ответ перед премьер-министром:
«Они плавно должны снижаться, но до разумного предела. То же — по курсовой политике. Мы будем продолжать политику плавного снижения стоимости национальной валюты».
В сложившейся в экономике ситуации Нацбанк старается проводить т.н. взвешенную денежно-кредитную политику. С одной стороны, под натиском правительства ему приходится снижать ставки и увеличивать объемы кредитования, с другой — отвечать за растущую инфляцию и слабеющую национальную валюту. При этом руководство главного финансового регулятора понимает, что попало в монетарную ловушку: экономике необходима одномоментная девальвация рубля, но ее проведение может стать причиной быстрого оттока средств с депозитов и началом банковского кризиса ликвидности (попросту говоря, нехватки денег для операционной деятельности финансовых учреждений). Уже сейчас замечено, что приток белорусских рублей на депозиты замедлился в связи с наличием у вкладчиков ожиданий девальвации рубля после окончания чемпионата мира по хоккею.
Выбирая политику «плавного снижения стоимости национальной валюты», Нацбанк, вроде бы, принимает правильное решение, чтобы не допустить шока в системе. Однако правительство (во главе с Мясниковичем) продолжает настаивать на стимуляции экономики старым инструментарием. Директивное снижение ставок и расширение кредитования сокращают положительный эффект от плавной девальвации. Когда в экономику страны через кредиты вбрасываются триллионы рублей, это однозначно влияет на рост цен. При текущем темпе увеличения инфляции (за 4 месяца +6,6%) курс белорусского рубля к доллару США за этот период ослаб только на 4,8%, тем самым реальный курс рубля укрепился. А это означает, что экспортеры не получают выгоды от такого рода политики. Разрыв между текущим и рыночным/равновесным значением курса рубля сохраняется.
Поэтому сейчас очень важно реализовать право Нацбанка на самостоятельное определение денежно-кредитной политики, которую он проводит, а не опираться на требования других институтов власти.
Никита Беляев
Местное самоуправление: есть ли будущее?
В ближайшее время белорусские власти собираются внести некоторые поправки в законодательство о местном самоуправлении. В этот раз глобальных изменений ожидать не стоит, однако, вероятно, в будущем властям придется задуматься о реформах в этой сфере.
Выступая перед народом и парламентом в апреле, Александр Лукашенко заявил о необходимости второго этапа реформы системы госуправления, в ходе которого планируется сократить значительный объем полномочий госаппарата. Цель — снизить расходы и повысить эффективность и управляемость. Очевидно, что реформа также коснется и системы местного управления, ведь исполкомы обладают достаточно обширными полномочиями, сократить которые можно путем передачи их местным советам (органам самоуправления).
Сегодня система местных органов далека от баланса: основные функции находятся в руках исполкомов, а советы депутатов лишь номинально участвуют в управлении регионом. На самом же деле полноценно функционирующая система местного самоуправления была бы интересна властям по ряду причин.
Во-первых, передача части полномочий от исполкомов советам положительно скажется на снижении уровня коррупции на локальном уровне. Люди на избираемых должностях, как показывают исследования, менее склонны к коррупции.
Во-вторых, принцип избираемости, который лежит в основе работы местных советов, способствует повышению эффективности управления регионом. Этот же принцип будет способствовать привлечению в систему профессионалов из различных сфер, которых затем можно будет привлекать к работе в госаппарате.
Естественно, об этом можно говорить только в условиях реальной демократической избираемости депутатов местных советов.
Не стоит забывать и о политическом факторе. Реально функционирующие местные советы — это механизм участия населения в жизни страны и возможность его переориентации с политических и экономических проблем республиканского масштаба на местный уровень. Рано или поздно белорусские власти столкнутся с необходимостью некоторой либерализации. И в их интересах сконцентрировать ее первоначально на локальном уровне.
Вадим Можейко
А национальной идеи-то нет!
Однозначным хитом недели стало двухчасовое интервью, которое Александр Лукашенко дал журналистке российского независимого телеканала «Дождь» Ксении Собчак. Поскольку в оригинале полная версия доступна только по платной подписке на «Дожде», многие белорусы, к сожалению, видели лишь отрывки большого сюжета. Между тем, в интервью множество любопытных, удивительно откровенных и весьма взвешенных высказываний Лукашенко.
Отдельно стоит выделить нетипично честный для любого политика ответ на вопрос Собчак о белорусской национальной идее: «нет белорусской национальной идеи».
Далее Лукашенко признал, что, несмотря на его запрос и многотомные труды ученых от государственной идеологии, никакой внятной идеи так и не было выработано. В частности, он привел примеры предложенных «национальных идей»: патриотизм, независимость. Очевидно, что осознание своей национальной уникальности на этом не построить.
Тема национальной идеи столь монументальна, что явно выходит за рамки еженедельного анализа. Отмечу лишь две рискованные крайности, к которым пагубно приближаться в поисках национальной идеи.
Во-первых, в авторитарном государстве любые философские изыскания национальной идеи (сколь угодно глубокие и вдумчивые) при воплощении бессмысленны, так как упираются в личные взгляды правителя. В конечном счете, система все равно работает так, как решает персонально он — независимо от того, насколько эти идеи будут близки всей нации.
Во-вторых, национальная идея — это не трактор, который можно быстро собрать по распоряжению начальника. Она либо вызревает сама, как продукт интеллектуальных дискуссий, философских размышлений и народной мудрости — либо получается тот фейк, который у себя на столе видит Лукашенко. Как тут не вспомнить роман Пелевина «Generation P», где Вовчик формулировал задачу Вавилену Татарскому: «Напиши мне русскую идею размером страниц на пять. И короткую версию на страницу. Чтобы чисто реально было изложено, без зауми».
Василий Корф
Беларусь эмоциональная
Какие качества свойственны белорусам? На этот вопрос большинство иностранцев, да и наших сограждан, ответят: «толерантные, памяркоўныя, гостеприимные». А вот эксперты Американского института Gallup считают, что белорусы, кроме всего прочего, один из самых неэмоциональных народов мира.
Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической службой института. Социологи провели опрос в более чем 150 странах, в ходе которого интересовались у респондентов, ощущали ли они какую-либо из пяти положительных либо отрицательных эмоций на протяжении дня. В расчет бралось количество людей, которые испытывали весь спектр эмоций.
По этому показателю белорусы, вместе с жителями России, Украины, Казахстана и Кыргызстана, оказались в конце рейтинга — 38%. Чуть менее эмоциональными были признаны наши ближайшие соседи литовцы — 37%. Замкнул список Сингапур с 36%. Самыми же эмоциональными странами стали Филиппины, Сальвадор и Бахрейн.
В своем докладе Gallup использовал данные за 2013 г. Но, если бы опрос проводился прямо сейчас, Беларусь бы уверенно выбилась в лидеры. Ведь последние две недели эмоции белорусов просто били через край. Виной всему стали домашний чемпионат мира по хоккею и блестящее выступление нашей национальной сборной.
Согласно информации Международной федерации хоккея, ЧМ-2014 в Минске стал самым посещаемым за всю историю проведения аналогичных турниров. Предыдущий рекорд принадлежал Праге и продержался всего 10 лет. Общее количество зрителей на матчах нынешнего чемпионата превысило 600 тыс. человек. Еще сотни тысяч наших соотечественников переживали и следили за игрой у экранов телевизоров, в барах, зонах гостеприимства. И как-то даже в голову не приходит, что все это происходило в самой неэмоциональной стране.