На два фронта

Источник материала:  

Западная Европа и США проводят генеральную репетицию – готовятся помпезно отметить 70-летие открытия Второго фронта. Будет театрализованная высадка английских, американских, канадских войск. Приглашают руководителей европейских стран, в том числе германского канцлера. А вот про Россию и Беларусь «забывают».

На два фронтаМы, солдаты Великой Отечественной войны, с нетерпением ждали открытия Второго фронта. Шли кровопролитные бои. Много погибло наших воинов. Но союзники не спешили, воевали, как мы говорили между собой, «свиной тушенкой» – поставляли по ленд-лизу продовольствие, оружие, машины.

И только когда увидели, что наша армия своими силами может разгромить фашистские войска, Второй фронт был открыт. В начале июня 1944-го на севере Франции, в Нормандии, высадился англо-американский десант. 16 дивизий! У немцев на этом участке было всего три дивизии. Тем не менее союзники овладели лишь небольшим плацдармом глубиной 50 километров.

Особенно сложная ситуация сложилась в Арденнах. Здесь в декабре немецкие войска перешли в контрнаступление. Союзники попросили Советский Союз ускорить наступление на Восточном фронте. Для нас такая спешка обернулась новыми жертвами. Готовясь к более поздней дате, мы выкрасили танки и самоходки в белый цвет – начало холодать и падал снег. И вдруг приказ – выдвигаться в направлении польского Бреслау. Ночью прошел дождь, земля стала черной, и наши белые машины были хорошей мишенью для противника. Рядом с моим танком двигалась самоходная артиллерийская установка. Вражеский снаряд попал в нее, самоходка вспыхнула как факел. Из установки выпрыгнули наводчик и заряжающий. Объятые пламенем, они пробежали метров десять и упали замертво. Вечером этого же дня я получил ранение и пролежал в госпитале два месяца.

Некоторые наши танки напоролись на вражеские мины, потому что не было времени, чтобы сделать минные проходы: мы спешили выручать союзников.

А в мае 1945-го мне удалось пообщаться с американскими солдатами. Дело было так. 6 мая наш самоходный артполк 1451 был передан 25-му танковому корпусу 1-го Украинского фронта. Через три дня мы были в районе Клатови в Западной Чехии, где соединились с американскими войсками. Я вышел из машины и обнялся с американским офицером. Он хорошо говорил по-русски – его родители уехали в Америку в 1917 году. Я спросил, какие у них потери. Оказалось, незначительные. Прежде чем американские солдаты входили в немецкий город, 300–500 самолетов ровняли его с землей. Из рассказа офицера я узнал, как тщательно готовились союзники к открытию Второго фронта. Вначале они ввели немцев в заблуждение: над Па-де-Кале сбрасывали связ­ки фольги: на радарах это выглядело так, будто по проливу движется конвой. Вскоре они там же выбросили парашютис­тов-манекенов с трещотками, которые имитировали автоматную очередь. А над Ла-Маншем устроили дымовую завесу – прикрывали корабли с десантниками.

Я вспомнил, как мои друзья летом 1942-го получили повестки из военкомата. А через неделю 18-летних ребят отправили в Сталинград, где они получили одну винтовку на двоих, пошли в атаку. И погибли…

В эти дни молодые люди из разных стран приезжают в Нормандию. Там открыты музеи, панорама, диорама, памятники. Экскурсоводы рассказывают о героизме американских и английских солдат, умалчивая о заслугах Красной армии. Я, как участник тех событий, не могу смириться с вопиющим искажением истории. Поэтому мы, ветераны, стараемся рассказывать нашей молодежи о войне. Никто не имеет права забывать подвиг, совершенный нашим народом.

Николай ТОЛОКНОВ, ветеран  Великой Отечественной войны, Светлогорск

←Кинотеатр "Восток" в Гродно изменит формат и станет ночным

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика