«Дорогой войны» в зал Победы
70-ЛЕТИЕ освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию назвал одним из главных событий года. В него органически впишется и открытие нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Его возведение началось по инициативе Президента в апреле 2010 года. Место выбрано на проспекте Победителей за архитектурно-скульптурным комплексом «Минск — город-герой».
«Это уникальный объект на постсоветском пространстве, в мире и Европе, — сказал в Послании глава государства. — Мы вынуждены были его построить, потому что многие начали забывать о том периоде истории, о героизме, который проявил наш народ, украинцы, россияне и другие народы Советского Союза во имя спасения Отечества. И для молодежи это очень важно».
Музей начал переезд в новое здание. Что будет представлять оно собой, чем отличается от старого? Об этом рассказывает директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны генерал-майор запаса Николай СКОБЕЛЕВ.
— Николай Витальевич, сложен ли процесс переезда, есть ли какие-то трудности?
— Не могу сказать, что столкнулись с какими-то особыми трудностями. Ведь к переезду готовились почти год. Все основательно спланировано. С другой стороны, напряжение есть, потому что надо переместить 142 тысячи экспонатов. Каждый предмет необходимо упаковать, составить комиссионную опись, опломбировать, погрузить, перевезти, вскрыть и задокументировать весь груз уже в новом здании… Процедура довольно трудоемкая. Представьте себе эту задачу: доставить более 600 кубометров бесценного груза!
— В старом музее была возможность выставить лишь 10 процентов экспонатов, остальные находились в фондах. Расширится ли экспозиция в новом помещении?
— На проспекте Победителей постоянная экспозиция займет площадь, на 20 процентов большую. Но количество материалов возрастет почти наполовину за счет эргономичного подхода. В музее появятся новые экспозиции. Первая из них — «Мир и война». Она настраивает посетителя на восприятие уникального масштаба народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Переход в следующий зал будет через устройство для проекции изображений — «туманный экран» в виде пламени на фоне символических Холмских ворот Брестской крепости. Далее идет «Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны». Главная экспозиция — «Дорога войны». В ней на трех уровнях представлены образцы техники и вооружения Красной Армии. В зале четко прописана музейная драматургия, которая позволит представить предметы в исторической среде, образно дополнить особенность сюжета.
Пройдя через многочисленные залы и ознакомившись со всем спектром военных действий, посетитель попадает в конце концов в финальную точку — зал Победы. Он расположен под прозрачным куполом и предназначен для проведения торжественных мероприятий.
Художники Петр ФИЛИПЮК
и Николай БЕЗБЕРДЫЙ составляют карту послевоенного Минска
Затем — «Беларусь после освобождения. 1944—1950 годы. Память о войне». Тема восстановления перекликается с историей создания и открытия Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, отражает участие бывших партизан и подпольщиков, местного населения в возрождении разрушенной гитлеровцами страны. И, наконец, — «Наследники Великой Победы». Экспозиция охватывает период от 1950-х годов до настоящего времени. Послевоенные поколения белорусов продолжают славные традиции своих дедов и прадедов.
Прежние экспозиции в новом здании будут дополнены новыми тематико-экспозиционными комплексами: «Фронтовой быт», «Фронтовая медицина», «Партизанский быт», «Жизнь горожан и сельских жителей в условиях оккупации» и другими.
— В любом музее важно не просто выставить экспонаты, а создать с их помощью определенную историческую среду. Часто для этого используется так называемая реконструкция событий.
— В новом музее также сделана ставка на нее. Например, экспозиционная зона, раскрывающая историю партизанского движения, будет представлена в виде реконструкции среды, в которой жил и боролся с оккупантами белорусский народ. Этой средой являлись партизанские базы, располагавшиеся в лесных массивах и белорусских деревнях. Посетители пройдут по лесным партизанским тропам, увидят, что собой представлял партизанский лагерь с инфраструктурой, обеспечивавшей жизнедеятельность и боеготовность отрядов. Для новой экспозиции московской студией военных художников имени М. Б. Грекова были созданы диорамы «Оборона Минска 25—28 июня 1941 г.» и «Минский «котел».
Выгрузка музейного экспоната — 45-мм противотанковой пушки
— Во дворе старого здания музея в центре Минска была выставка боевой техники военных лет. В прошлом году ее перевезли в туристический комплекс «Станьково». Означает ли это, что теперь посетители не увидят настоящих боевых машин?
— Можно не волноваться: под крышей нового музея нашлось место и боевой технике. Для новой экспозиции зала «Дорога войны» Московской авиаремонтной группой передан образец самолета ПО-2, восстановленный с использованием фрагментов, найденных на местах боев. Здесь же можно будет увидеть советские танки Т-34, ИС-2, самоходную артиллерийскую установку СУ-100, боевую машину реактивной артиллерии БМ-13 — знаменитую «катюшу». В новом музее можно будет не только посмотреть на настоящие боевые машины, но и увидеть их взаимодействие на поле брани: легендарный Т-34 таранит немецкий Т-III.
Художник Александр БРЯНЦЕВ осматривает мотор «полуторки»
Музеи на протяжении веков считались самыми консервативными заведениями. Внес ли XXI век с его цифровыми технологиями изменения в это представление?
— Мы постарались не отстать от времени. Экспозиция оснащена разнообразными аудио- и видеосредствами для демонстрации голосов, шумов, музыки, видеоматериалов, изображений подлинных документов и справочных материалов.
На помощь музею придет и Интернет. Через инфокиоск посетители получат информацию не только о фондовых материалах, но и зайдут, например, в каталог Музея Вооруженных сил Российской Федерации, другие музеи. Будет возможность заглянуть и в базу Подольского архива, полистать, скажем, личное дело своего прадеда. То есть появится возможность найти информацию в огромной общей базе данных.
Художник-оформитель Юрий ЖАВРИД на экспозиции «Танковый таран»
Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»
Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»