Образование всегда в цене
Лучшие по успеваемости студенты сегодня выглядят гораздо более образованными, подготовленными и мотивированными, чем их самые успешные сверстники два десятка лет назад, а отстающие постигают науку хуже тех, кто не отличался усердием в учебе в советские времена. Такой вывод ученые Института социологии НАН сделали по результатам собеседований с двумя сотнями экспертов в области высшего образования.
Новые данные опровергают популярное мнение о том, что уровень высшего образования упал. В целом, по оценке опрошенных специалистов, он достаточно высок. Просто проблемные студенты, как и всякий негатив, больше бросаются в глаза.
Этот вывод — одно из многих открытий, которые были сделаны по результатам масштабного изучения общественной оценки состояния образования в стране.
— Например, данные об увеличившемся разрыве между студентами-лидерами и посредственными дают возможность скорректировать подходы к обучению, — говорит директор Института социологии НАН доктор социологических наук, профессор Игорь Котляров. — В некоторых вузах это уже происходит. Студентов разделяют по потокам, чтобы собрать более сильных в одну группу, а слабых — в другую. Это позволяет еще выше поднять уровень первых и за счет целенаправленной работы дать отстающим достаточно серьезные знания. Говорят, их проще было бы отчислить. Но высшего образования сегодня требуют многие профессии, и даже не самые хорошие студенты должны иметь шанс подтянуться и найти в жизни место, соответствующее способностям.
Кроме экспертов, уровень высшего образования в стране высоко оценили и респонденты. Почти 60 % опрошенных полученным образованием удовлетворены. То есть у них самих и у их работодателей не возникает сомнений по поводу профессиональной квалификации. Более того, практически все слои населения считают, что им необходимо высшее образование. На вопрос: «Какой уровень образования вы хотели бы дать своим детям?» — более 76 % выбрали высшее. То есть сегодня тяга к образованию прослеживается во всех слоях общества. И это не дань моде, а уверенность в том, что именно так можно достичь успеха. На вопрос: «Как вы считаете, какого уровня образования сегодня достаточно, чтобы хорошо устроиться в жизни?» — 44 % ответов в пользу высшего образования.
Интересные данные были получены по платным образовательным услугам: более 70 % респондентов высказались против увеличения их числа. Использование тестов для контроля знаний учащихся поддержали 46 % опрошенных, не поддержали — 33,5 %. За сокращение сроков обучения в вузах выступили 46,3 %, но 34,1 % были противоположного мнения. Использование системы централизованного тестирования при поступлении в вузы: 45,2 % — за, 33,7 % — против.
— Многие цифры оказались неожиданными, — признается Игорь Котляров. — Например, я 13 лет был депутатом парламента и всегда выступал за раздельный конкурс при поступлении в вузы для городских и сельских абитуриентов, будучи уверенным, что так думает большинство людей. Но выяснилось, что эту идею поддерживает только треть населения.
В Министерстве образования, куда результаты научной работы были переданы, исследование вызвало интерес, и ученые уже договорились о проведении более детальных опросов по заочному и дистанционному образованию, по нагрузке учителей в школах. Конечно, все эти и другие проблемы специалисты ведомства тоже исследуют, но им интересно знать и независимую оценку. Тем более что методики организации опросов, разработанные в Институте социологии НАН, всегда позволяют попадать в десятку.