В общественном транспорте Минска установили «золотые» компостеры
Оснащение каждого минского автобуса или троллейбуса системой электронной оплаты проезда стоило несколько тысяч долларов. Конечно, новое оборудование и программное обеспечение к нему и не могут стоить дешево. Однако в данном случае все же есть основания предположить, что ответственные чиновники государственного предприятия «Минсктранс» потратили деньги, как минимум, нерационально.
Как сообщил Naviny.by руководитель проекта «Кошт урада» (исследовательский центр BIPART) Владимир Ковалкин, только 1730 электронных компостеров обошлись бюджету города почти в 12,5 млрд. рублей. За каждый компостер было уплачено 7,2 млн. рублей или порядка 730 долларов.
Владимир Ковалкин отметил, что, согласно информации, размещенной в открытом доступе на сайте госзакупок, в конкурсе на поставку оборудования участвовали всего две компании, одна из которых по отношению к другой является дочерней.
«Возникает вопрос, насколько качественна была тендерная процедура», — сказал Владимир Ковалкин.
Победителем признана компания, предложившая меньшую цену — СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA), дочерней компанией которой является «НИИЭВМсервис».
«Мы провели тендер согласно нормам законодательства», — сказал в комментарии для Naviny.by председатель тендерной комиссии, первый заместитель генерального директора «Минсктранса» Николай Гапанович. О том, почему в тендере принимали участие только две и при этом родственные компании, он говорить не стал.
Для общественного транспорта Минска победитель тендера поставил польские электронные компостеры модели KRG-6K, которые разработала и изготовила компании R&G Plus. Специальное программное обеспечение под компостеры писали специалисты «Международного делового альянса».
Терминалы бесконтактных карт (те самые валидаторы) — белорусского производства. Разработку, изготовление и специальное программное обеспечение осуществляли «Международный деловой альянс» и ОДО «Проток-Люкс».
Как отметил в комментарии для Naviny.by директор «НИИЭВМсервис» Сергей Солодухо, тендер был открытый, участвовать в нем могли все желающие: «Законодательство не запрещает дочерней и материнской компаниям участвовать в конкурсе. Более того, соответственно нашему законодательству тендер вообще не состоялся бы, если бы участвовала одна компания. Не состоится, значит, вопросы не будут решаться».
Директор «НИИЭВМсервис» отметил, что «Минсктранс», пойдя на внедрение электронной системы оплаты, поставил высокие цели: «Каждый валидатор связан с микрокомпьютером, который стоит у водителя, и центром обработки данных «Минсктранса». В результате аккумулируется информация, сколько на какой остановке зашло пассажиров, каким образом оплатили проезд. Анализ данных позволит усовершенствовать график движения. И это стоит денег».
Но почему все же оборудование настолько дорогое?
Во-первых, сказал Сергей Солодухо, «свои три копейки надо как-то зарабатывать». Кроме того, дешевым современное оборудование, фактически маленький компьютер, быть не может: «Это действительно дорогое оборудование, помимо программного обеспечения оно имеет антивандальную защиту, что требует специальной технологии изготовления».
В тендерных условиях упоминается и аналогичное польским компостерам оборудование. Бортовые принтеры, как по-другому называют электронные компостеры, также производит компания Mikroelektronika из Чехии.
Руководитель проектов компании Мартин Коубек в комментарии для Naviny.by отметил, что «если сравнивать продукцию аналогичного функционала, цена продукции компании Mikroelektronika гораздо дешевле, чем 730 долларов». При этом он отметил, что многое зависит от условий формирования цены и ее структуры.
Например, в самой Польше электронный компостер KRG-6K можно купить за 300 злотых, то есть за 100 долларов.
«У нашей компании опыт внедрения подобных проектов — более 20 лет, — сказал Мартин Коубек. — Оборудование нашей компании поставлено в 35 стран, в том числе в Российскую Федерацию и Украину. К сожалению, в Минске победило конкурсное предложение, которое можно назвать экспериментальным. Возможно, это одна из причин того, что с работоспособностью оборудования случаются проблемы».
Мартин Коубек отметил, что оборудование Mikroelektronika было частью коммерческого предложения для компании «Международный деловой альянс», но он не знает, почему более выгодное, на его взгляд, предложение осталось за бортом.
Возможно, дело в окончательной цене, которую формировала не Mikroelektronika, предположил Коубек: «Определение цен является прерогативой компании «Международный деловой альянс». На окончательную цену у нас не было никакого влияния. Не исключено, что цена нашего коммерческого предложения была ниже, чем у победителя. Мы понимаем, что у одного из вариантов были преференции. Вы видите, что разница в ценовом предложении незначительна. Если проходит серьезный открытый конкурс, обычно диапазон цен больше».
Закупка электронных компостеров и валидаторов для общественного транспорта подняла вопрос гражданского контроля за государственными закупками, отметил Владимир Ковалкин.
«Если до общественности будет доводиться информация о сомнительных, с нашей точки зрения, закупках, сотни других подобных сделок могут не состояться. Ответственные лица задумаются, стоит ли это делать. Наша гражданская позиция заключается в том, чтобы представить документы общественности и обратить на них внимание компетентных органов. А Комитет государственного контроля, государственной безопасности, МВД и прокуратура могут оценить, является ли тендерная документация основанием для процессуальных действий», — сказал руководитель проекта «Кошт урада».
Владимир Ковалкин отметил, что в год проходит около 50 тысяч процедур по госзакупками, отследить которые контролирующим органам не так просто. Для этого и нужна небезразличная к тому, как расходуются государственные средства, общественность: «Я надеюсь, что если у нас борются с коррупцией, то будут рады тому, что граждане действуют таким образом».
Кстати, закупка оборудования для электронной системы оплаты проезда в городском транспорте Минска продолжается. «Минсктранс» объявил еще один аукцион для поставщиков валидаторов, компостеров, систем для пополнения счета и приборов контроля проезда.
Елена СПАСЮК