«В Варшаву едут через… Литву.
О заторах, взятках, и не только
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Юрий БРЫТКОВ:
— Здравствуйте! Геннадий беспокоит из Гродно. Знаю, что реконструируют пункт пропуска с Литвой «Привалка». Там оставят возможность пересекать границу пешком?
— «Привалка» — один из трех международных пунктов пропуска, который обустраивается в зоне Гродненской региональной таможни последним. В 2007 году завершена реконструкция пунктов пропуска «Брузги» и «Берестовица». Реконструкцию «Привалки» закончим в этом году. Принято решение ее завершить в максимально сжатые сроки. С октября прошлого года заработал первый пусковой комплекс через автодорожный пункт пропуска. Как результат — пропускная способность увеличилась в три раза. Предусмотрено и 8 полос для движения транспорта плюс сохранилась пешеходная полоса.
— Слышала, что таможенники могут смотреть груз, не открывая кузов, как в аэропорту сумки у пассажиров. Это правда?
Светлана СПИРИДОВИЧ, г. Брест
— Да, при этом они используют инспекционно-досмотровые комплексы — ими оснащены 5 пунктов пропуска на границе с Польшей и Литвой. Так контролируют контейнеры, полуприцепы, рефрижераторы и цистерны. В 2014—2015 годах комплексами оснастят еще несколько пунктов пропуска на литовском, латвийском и польском направлениях.
— Юрий Александрович, когда пересекаю границу, часто сталкиваюсь с тем, что багажник проверяет не таможенник, а пограничник. Это правомерно?
Андрей, Гомельский район
— Таможенный комитет и пограничный — две разные службы, но работают плечом к плечу. Цель одна — задерживать нарушителей границы, не препятствуя при этом движению законопослушных граждан. Хотя у каждой из служб свои функции.
С 1 января этого года заработали механизмы концепции «две службы на границе». На таможенников возложены функции транспортной инспекции и санитарно-карантинной службы. Сегодня досматривается одно транспортное средство с товаром из ста, но более тщательно. Машину выбирают на основе системы анализа и управления рисками. С учетом оперативной информации, профилей риска и некоторых других параметров. Это исключает субъективный подход инспектора таможни на границе.
Таможенные вместе с другими правоохранительными органами выявили и пресекли более 19 тысяч нарушений законодательства, что на 23 процента больше, чем в 2012 году. А преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, оружия и боеприпасов, а также с уклонением от уплаты таможенных платежей, увеличилось по сравнению с позапрошлым годом на 45 процентов. Пресечены 53 попытки контрабанды наркотиков, задержано больше 260 килограммов наркотических и психотропных веществ.
Но проблема с нарушителями пока остается. По-прежнему нашу страну используют как транзитную поставщики контрабандой табачной продукции. Не прекращаются попытки незаконного вывоза предметов, представляющих историко-культурную ценность.
— В праздничные дни через границу заметно возрастает поток автомобилей. Хватает ли таможне сотрудников, чтобы справиться с наплывом транспорта?
Сергей, Березовский район
— В ведомственных пунктах таможенного оформления, как правило, обычный рабочий день — с 9 до 18 часов. На границе — круглосуточно. В праздничные дни вводится усиленный режим, когда на границу отправляется «горячий резерв», сформированный из штата отделов оформления и контроля ведомственных пунктов и иных отделов таможен. Так что сил хватает, чтобы решить задачи.
— В феврале из-за ввода Литвой нормы обязательного декларирования автомобильного топлива уменьшилась пропускная способность пунктов пропуска на белорусско-литовской границе. Такая инициатива контроля может привести к задержке грузовиков?
Алексей ШЕВЦОВ, Борисовский район
— Из-за ввода этой нормы замедлился прием таможенными органами Литвы грузовых автомобилей. Но эксперимент, на который рискнула пойти литовская сторона, продержался неделю. Его результаты проанализируют, и будет принято решение, стоит ли вводить такой контроль на постоянной основе, как в свое время это сделала Польша.
А вот проблема с вывозом топлива и продажей его в Литве есть. Об этом говорит тот факт, что водители едут в Варшаву через Литву. Согласитесь, не совсем логичный маршрут. Скорее всего, они делают это, чтобы продать солярку…
— Часто таможенникам пытаются дать взятки?
Иван, Светлогорский район
— Есть такое дело. В последнее время наблюдается рост попыток незаконной передачи сотрудникам таможни денег. Так, в 2013 году выявлено и пресечено 530 попыток передачи им незаконного денежного вознаграждения, по пяти фактам возбуждены уголовные дела в отношении взяткодателей. В позапрошлом году их было меньше — 456 (по пяти фактам также завели уголовные дела).
«Могу ли ввезти мебель без пошлин?»
— В Литве есть магазин, где можно по выгодной цене купить мебель. Ее можно перевозить в Беларусь без таможенных платежей?
Татьяна ИВАНОВСКАЯ, Минский район
Заместитель начальника Управления организации таможенного контроля Андрей ПЛАНИН:
— В вашем случае действуют общие нормы беспошлинного ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты положенных платежей. Можно ввезти товаров общей стоимостью не больше 1500 евро и общим весом не больше 50 килограммов. Если товар крупногабаритный, неделимый и весит больше 35 килограммов, то облагается платежами.
— Андрей Александрович, какие товары чаще всего везут из соседних стран?
Владлена, Славгородский район
— В зависимости от того, с каким государством граница. Самая ходовая категория — это бытовая техника, химия, предметы одежды. Главный фактор — цена.
— Ребенок летом едет за границу на отдых. Какие товары запрещены к перемещению через границу Республики Беларусь?
Мария АРСЕНЬЕВА, г. Могилев
— Прежде всего вам необходимо ознакомиться с правилами ввоза товаров на территорию сопредельного государства. Традиционно ограничены к ввозу или вообще запрещены в зависимости от возраста гражданина алкогольные напитки и табачные изделия. Страны ЕС не допускают ввоз продуктов и питания животного происхождения. В случае, если вашему ребенку требуется прием лекарств во время пребывания за границей, они должны перемещаться в заводской упаковке и необходимо наличие рецепта врача.
Каких-либо ограничений по цене и весу на вывоз товаров для личного пользования из Беларуси не установлено. При этом следует помнить: если вывозите дорогие или тяжелые вещи, их лучше задекларировать при вывозе, чтобы их не включали в вес и стоимость ввозимого личного имущества. И, соответственно, если параметры превышены, не уплачивать потом пошлины. Кроме того, если ваш ребенок будет возвращаться через аэропорт одного из сопредельных государств и багаж потеряется, то при въезде в Республику Беларусь ему в обязательном порядке предстоит заполнить пассажирскую таможенную декларацию. Один экземпляр ее потом нужно будет предъявить при доставке потерявшегося багажа должностному лицу таможни «Минск-2», куда тот доставят.
— Я — индивидуальный предприниматель. Хочу привезти в Беларусь партию купальников из Китая для продажи. Подскажите, сколько стоит растаможка такой продукции, какие для этого нужны документы, где можно посмотреть их образец и есть ли ограничения на ввоз?
Анна, г. Осиповичи
— Учитывая, что, по всей видимости, раньше вы не занимались внешнеэкономической деятельностью, рекомендуем заключить договор на осуществление таможенных операций от вашего имени с таможенным представителем. Их реестр размещен на сайте Государственного таможенного комитета. В зависимости от конкретных характеристик товара, планируемого к ввозу, специалист по таможенному оформлению предоставит информацию о перечне документов, необходимых для выпуска товаров, а также рассчитает сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Об утилизационном сборе
— Добрый день, это Василий Степаненко из Столинского района. Насколько могут подорожать машины с введением утилизационного сбора? Значит ли это, что нам придется забыть о дешевых иномарках?
Начальник Управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Александр ВАЛИЕВ:
— Утилизационный сбор, напомню, введен с 1 марта этого года. Но это не вызвало скачка цен на бэушный транспорт. Легковые автомобили, ввозимые из-за границы физлицами, облагаются утилизационным сбором в достаточно простом порядке. Если машина младше трех лет, то сумма, подлежащая уплате, составит в эквиваленте две тысячи российских рублей. По транспорту старше трех лет — три тысячи. По сути, утилизационный сбор вряд ли в дальнейшем повлияет на цены автомобилей на внутреннем рынке, так как несущественно увеличивает налоговую нагрузку на транспорт, ввозимый для личного пользования.
Для юридических лиц базовая ставка установлена в большем размере. Величина утильсбора рассчитывается с учетом вида и категории автотехники с применением утвержденных коэффициентов (они разнятся от 0,5 до 40, исходя из полной массы транспортных средств, а также года их выпуска).
Расходы на утилизационный сбор покроет снижение ставок ввозных таможенных пошлин. По нашим подсчетам, совокупный эффект в большинстве случаев положительный для импортера. Кстати, ставки утилизационного сбора равны ставкам, действующим в Российской Федерации в российских рублях, но их уплата — в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка.
— А кто освобождается от уплаты такого сбора таможенным органам?
— Транспортные средства, ввозимые физическими лицами, признанными беженцами или получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси, ввозимые дипломатическими представительствами.
— Где будут взимать сбор?
— Если речь идет об автомобилях, ввозимых из дальнего зарубежья, то сбор уплачивается на границе, в пункте таможенного оформления. Если автомобили ввозят из России или Казахстана — а они также облагаются утилизационным сбором, — все операции в пункте таможенного оформления, в котором совершаются таможенные операции в отношении транспортных средств по месту регистрации либо по месту жительства гражданина, который ввез автомобиль.
— Александр Анатольевич, здравствуйте. Беспокоит Сергей из Дрибина, я бизнесмен. Как поставщик крупных партий товаров знаю, что можно без проблем заполнить таможенную декларацию в электронном виде. Хорошо, что одним неудобством стало меньше. А есть еще какие-либо новшества?
г. Осиповичи
— Таможенная служба не только выполняет фискальные функции, она стремится обеспечить и комфортные условия для внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, способствует быстрому перемещению товаров.
Так, по состоянию на конец 2013 года в системе электронного декларирования порядка 96 процентов от всех экспортных и 89 проценов импортных поставок оформлялись с применением электронной таможенной декларации. Процент оформлений с применением электронных таможенных документов от общего количества оформленных таможенных документов составил 92 процента. Такую форму работы можно использовать при помещении товаров под все без исключения таможенные процедуры.
В августе—сентябре 2013 года таможенные органы Беларуси успешно перешли на опытную эксплуатацию подсистемы автоматической регистрации деклараций на товары без участия должностных лиц таможен. Это позволило более чем в три раза сократить среднее время регистрации деклараций на товары по всем процедурам. Среднее время совершения таможенных операций при экспорте товаров составляет на сегодня от 3 до 5 минут.
Создается новый портал таможенных органов, где будет представлен расширенный перечень услуг, ими сможет воспользоваться любой. Взаимодействие с таможенными органами будет происходить в режиме реального времени.
Отношения таможни с бизнесом становятся партнерскими и доверительными. Расширяется институт уполномоченных экономических операторов — субъектов хозяйствования, отвечающих определенным критериям, которым предоставляется ряд специальных упрощений.
Возросла роль общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете по различным аспектам взаимодействия таможни и бизнеса. Совет стал рабочей площадкой для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам таможенного дела, а также инициируемых ГТК экспериментов, в том числе по упрощению формальностей.
Вместо кодекса — закон
— С этого года вступил в силу закон о таможенном регулировании в Республике Беларусь. В чем его суть?
Владимир АКСЕНОВ, г. Могилев
Начальник Правового управления ГТК Алексей УГРИН:
— Принятие закона — это первый этап в деятельности Государственного таможенного комитета, направленный на комплексное приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза. Этот закон максимально приближен к европейским и мировым стандартам, содержит нормы прямого действия, направленные на сокращение административных барьеров во внешнеторговой деятельности и создание благоприятных условий деятельности субъектов хозяйствования. Закон станет основой системы таможенного законодательства Республики Беларусь.
Второй этап — завершение работы по приведению всего законодательства в соответствие с таможенным законодательством ТС и данным законом.
В целом закон позволит повысить уровень взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности для совершенствования таможенного регулирования, упростить таможенные процедуры, значительно сократить количество необходимых для представления субъектами хозяйствования документов и в итоге повысить позицию Беларуси в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».
Константин КОВАЛЕВ, «СГ»