Выставка поп-арта из частных коллекций открылась в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, 8 марта. Коллекционеры из Европы и США на время расстались со своими любимыми работами. Так знаменитая картина «Монро» Энди Уорхола оказалась в Санкт-Петербурге. В арт-центре «Перинные ряды» представили почти 80 работ известных художников. Организаторы решили показать поп-арт во всех проявлениях, от начала 50-х годов до современных дней. В частности, у жителей Петербурга есть возможность увидеть не только работу Уорхола, но и творения англичанина Бэнкси, самого известного стрит-художника в мире. Корреспондент «МИР 24» Лена Петревска побывала на открытии экспозиции.
Банка супа Кэмпбелл и портрет Мэрилин стали самыми знаменитыми произведения поп-арта. Созданные в середине прошлого века, они растиражированы по всему миру, распечатанные на футболках, постерах, кружках и магнитах. В Санкт-Петербурге оказались подлинники, выполненные Энди Уорхолом в технике шелкографии в 1985 году.
«С 62-го года он начинает заниматься техникой шелкографии на своей знаменитой мастерской Фабрике. Здесь представлена серия Sunday be morning. 10 портретов Мерин Монро, 10 банок супа Кэмпбелл», - говорит куратор выставки Ася Ершова.
К образу Мэрилин Энди Уорхол обратился спустя несколько месяцев после смерти актрисы. Его протест стал вызовом скоротечности жизни.
«Существует предположение, что в таких ярких красках, кислотных образах Энди Уорхол пытался побороть свой страх перед смертью. Это портрет посмертный - запечатление иконы в сознании людей», - говорит искусствовед Рената Корякова.
Своими произведениями чудаковатый худощавый очкарик Андрей Варгола, как по-настоящему звали Уорхола, задал миру главный вопрос - насколько доступным может быть искусство. Он оформлял витрины, рисовал плакаты, снимал кино, черпая вдохновение в обыденности.
И даже спустя полвека поп-арт вызывает противоречивые мнения зрителей. Именно поэтому организаторы выставки решили ввести новую должность «дискуссовода» - человек, который не только будет рассказывать о поп-арте, но и спорить о представленных на выставке экспонатах. Вопрос, насколько это искусство, остается открытым.
Поп-арт критиковали с момента его появления, называли вульгарным и банальным.
Старый радиоприемник, рок, потертые джинсы и бутылка виски рядом со смятой кроватью. Инсталляция в центре выставочного пространства - мир художника 60-х.
«Идея выставки в том, чтобы рассказать историю поп-арта. Потому что когда слышишь слово поп-арт, то в голове возникает несколько имен, но она намного шире. Нам хотелось показать ее во всем многообразии, многообразии техник, художников. Каждый из них стремился найти свое Я», - говорит Ася Ершова.
Всего в Петербурге выставили 77 работ 20 авторов, в том числе от британца Питера Блейка, оформившего обложку альбома Beatles « Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» до комиксов, ставших картинами, американца Роя Лихтенштейна.
«Ходит история о том, что первоначально все точки создавались в живописных произведениях в единичном экземпляре. Каждая точка наклеивалась на холст помощником. Настолько это был кропотливый труд», - говорит Рената Корякова.
Бэнкси называют продолжателем традиций Энди Уорхола, хотя глядя на его работы этого не скажешь. В наши дни поп-арт утратил безмятежность и красочность. Работы знаменитого британца , держащего в секрете свое настоящее имя, жестче и ироничнее.
«Работы Бэнкси имеют более социальную окраску и обращение к жизни как к массовой, популярной культуре. Но и критическое отношение к жизни. У художников поп-арта этого нет», - говорит Рената Корякова.
По словам организаторов, сегодня массовое искусство переживает второе рождение. Выставки поп-арта с аншлагами проходят по всему миру. На аукционах картины Лихтенштейна и Уорхола продаются за фантастические суммы. Коллекционеры не скупятся и тратят миллионы долларов на современное искусство, так не похожее на классическое.