РЕПОРТАЖ: Как в Беларусь доставляют зарубежные посылки
Покупки в интернет-магазинах становятся все более популярными по всему миру. Беларусь не исключение. Жители нашей страны все чаще заказывают товары не только на отечественных интернет-площадках, но и зарубежных. Именно за счет увеличения числа подобных заказов в прошлом году значительно возросло число посылок, отправляемых в Беларусь. Так, в 2013 году число международных почтовых отправлений (с учетом письменной корреспонденции), присланных в Беларусь из других стран, возросло более чем наполовину - до 6,8 млн. В этом году ожидается около 10 млн почтовых отправлений. Корреспондент БЕЛТА проследил, какой путь проходят посылки от поступления в страну до отправления адресату и какие препятствия встречаются на их пути.
Посылки с товаром, приобретенным в зарубежных интернет-магазинах, доставляют в Беларусь самолетами, железнодорожным и автомобильным транспортом каждый день. География стран, из которых их отправляют, очень широка: Сингапур, Китай, Гонконг, Великобритания, Германия и многие другие.
Все посылки попадают в единственный в стране сортировочный центр. Он расположен в Минске на базе РУП "Белпочта". По словам первого заместителя генерального директора РУП "Белпочта" Елены Скрипчик, для доставки и отправления посылок и корреспонденции каждый день задействуется более 100 единиц автотранспорта.
Доставленная в центр почта на лентах и лифтах отправляется в специальный зал для детальной проверки, обработки и сортировки. В сутки сотрудники центра изучают и сортируют от 4 до 6 т почты из них международной - около 3,5 т.
Прибывшие посылки и письма на первом этапе обработки сканируют и вносят данные о них в республиканскую и международную системы слежения за почтовыми отправлениями. Каждое из отправлений имеет уникальный номер, по которому его путь от отправителя до адресата можно отследить на специальных сайтах.
"В соответствии с актами Всемирного почтового союза все почтовые отправления должны быть с таможенной декларацией. В ней должны быть четко указаны данные получателя (фамилия, имя, отчество) и полный адрес. Также при пересылке международных почтовых отправлений должно быть вложение с четким перечнем того, что содержится внутри", - рассказала Елена Скрипчик.
Если данные получателя указаны не полностью (например, только имя без фамилии или номер дома без указания квартиры), то посылка на 60 дней "застрянет" на почте. При этом в системе слежения за почтовыми отправлениями на сайте "Белпочты" появится информация о том, что для доставки посылки требуются дополнительные данные. Аналогичная ситуации при неполном или неправильном заполнении вложения о содержимом посылки. Например, если написать во вложении, что пересылается "подарок", то такую посылку на почте не пропустят, потребуют уточнить, какой именно предмет находится внутри - часы, сумка и т.п.
В подобных ситуациях "Белпочта" предоставляет возможность уточнить адресные данные и данные о содержимом посылки на своем сайте. Если получатель не сделал этого, почтовое отправление будет возвращено отправителю (за счет "Белпочты"). В настоящее время 12 тыс. посылок лежат на складе в ожидании уточнения данных.
Успешно миновав этап проверки данных, посылка или письмо направляется к сотрудникам таможни для прохождения процедуры таможенного контроля. Каждый день в сортировочном центре таможенные инспекторы проверяют от 12 тыс. до 20 тыс. международных почтовых отправлений. В среднем один сотрудник в сутки обрабатывает от 600 до 800 посылок и на обработку одной уходит от несколько минут до 1 часа, все зависит от объема посылки и проведения необходимых мер контроля.
Все посылки проходят процедуру технического контроля. Как правило, он осуществляется с помощью рентген-установок. Если у инспектора возникают подозрения, то посылка отправляется на ручной досмотр. Тогда сотрудник таможни вместе с работником "Белпочты" вскрывает упаковку и проверяет содержимое, его стоимость.
Как рассказал начальник Минской региональной таможни Юрий Сенько, часто почтовые отправления приходят с заниженной стоимостью. Дело в том, что получатель не платит таможенную пошлину, если в течение месяца получает посылки с товаром на общую сумму до 120 евро.
Например, у сотрудника Минской региональной таможни вызвала подозрение посылка с мобильным телефоном. В документах указана стоимость $30. По мнению таможенника, скорее всего, это не соответствует действительности, и он проверяет стоимость аналогичных моделей телефонов. Далее ситуация может развиваться по нескольким вариантам.
1. Телефон стоит на рынке дороже, например, 70$. Если это единственная или первая посылка получателя за месяц и она не превышает 120 евро, то телефон отправится к получателю.
2. Телефон стоит на рынке дороже, например, 70$. При этом ранее (в течение месяца) адресат уже получал зарубежные посылки и с учетом "подорожавшего" телефона их общая стоимость превышает 120 евро. Тогда адресата попросят доказать указанную им ($30) стоимость телефона.
3. Телефон стоит на рынке дороже - $300. Тогда получатель должен либо оплатить таможенную пошлину, либо документально подтвердить указанную им стоимость телефона.
Часто в почтовых отправлениях обнаруживают запрещенные или ограниченные для пересылки предметы, вещества: табак, курительные смеси, алкоголь, монеты, медали, оружие (мечи, винтовки для страйкболла, например).
По словам Юрия Сенько, нередко злоумышленники используют международные почтовые отправления в целях перемещения наркотических средств. "За 2013 год Минской региональной таможней только на "Минской почте" было выявлено 20 уголовно наказуемых дел, связанных с попытками перемещения в международных почтовых отправлениях различного характера наркотических средств. Около 3,5 кг в общем количестве было изъято таможенной службой", - рассказал он. По словам сотрудников таможни, наркотики упаковывают в фольгу, думая, что она не просвечивается в рентгеновских лучах. Таким же образом пытаются отправлять монеты и медали.
Посылка с незаконным содержанием либо возвращается отправителю за счет почты (если в ней предметы, ограниченные для пересылки), либо изымается (при наличии запрещенного содержимого).
За время работы сотрудники таможни привыкли не удивляться тому, что обнаруживают внутри отправлений. В этом смысле человеческая фантазия практически безгранична. Например, люди пересылают друг другу пуговицы, изделия для рукоделия, свежую выпечку (которая за время пути, безусловно, теряет свою свежесть), бумагу для скраб-букинга. Просматривая за день огромное количество посылок, сотрудники таможни уже без труда определяют их содержимое. По изображению на рентгеновском снимке они с легкостью определяют даже содержание баночек и бутылочек. "Да, с опытом мы уже можем определить, что в них находится, например, знаем, как выглядят баночки с гелем для наращивания ногтей", - пояснил сотрудник таможни. Если на снимке предмет незнакомый или вызывающий подозрение, посылку приходится вскрывать. Этот процесс строго регламентирован и фиксируется на видео. После проверки составляется опись содержимого. Посылку снова упаковывают и отправляют адресату.
Если получатель посылки предъявляет претензии о повреждении товара сотрудниками таможни, то для решения таких спорных вопросов просматривается видеозапись. Как утверждают сотрудники таможни, если товар или упаковка повреждены, то произошло это, скорее всего, во время пути еще до сортировки и досмотра.
Специалисты отмечают, что из года в год растет количество международных почтовых отправлений. Для того чтобы увеличить скорость обработки поступающих посылок и корреспонденции, необходимо создать региональные центры международного почтового обмена. Одним из шагов в этом направлении станет открытие сортировочного пункта в Национальном аэропорту Минск. "В этом году в аэропорту завершится реконструкция и часть здания, около 300 кв.м, будет отведена "Минской почте". На этой площади планируется организовать частичную обработку поступающих авиалиниями международных почтовых отправлений", - рассказал Юрий Сенько.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире