Война войной, а сев – по расписанию

Источник материала:  
К ВЕСНЕ 1944 года войска 1-го Белорусского, 1-го Прибалтийского и Западного (3-го Белорусского) фронтов почти полностью освободили Гомельскую, значительную часть Полесской, Витебской и Могилевской областей.

По ночам и под охраной

Отступая, оккупанты зачастую оставляли после себя выжженную землю. Население голодало, нечем было сеять и кормить скотину. Сведения об этом поступали из многих районов республики. Так, секретарь ЦК ЛKCMБ Федор Сурганов сообщал из Барановичской области в Белорусский штаб партизанского движения, «что в последнее время немцы насильно заставляли крестьян, проживающих вблизи Барановичей вдоль железных и шоссейных дорог, запахивать озимые посевы». В донесении в Москву командования соединения партизанских отрядов и бригад Минской области также указывалось о том, что гитлеровцы вынуждали крестьян обмолачивать весь хлеб, отнимали посевной материал, запрещали вести сев яровых, под угрозой смерти выгоняли в поле население многих деревень Любанского, Стародорожского и Глусского районов для перепахивания озимых.

Как в этих условиях обеспечить жителей республики хлебом и картофелем, создать необходимые резервы продовольствия для Красной Армии? Конкретные меры по выполнению столь ответственной задачи были изложены в директивном письме председателя Совета Народных Комиссаров БССР Пантелеймона Пономаренко от 27 апреля 1944 года «О мерах по проведению весеннего сева». В документе отмечалось: «…враг, видя неизбежность своей гибели и то, что в скором времени придется бежать с территории Белоруссии, пытается сорвать весенние полевые работы местного населения, обрекая его на голод». Командованию бригад и отрядов предлагалось принять меры к тому, чтобы возможно большая посевная площадь была обработана и засеяна, а имеющимися у партизан лошадьми оказать населению помощь в тягловой силе. Планировалось создавать посевные бригады для помощи населению в проведении полевых работ, а также использовать для этого часть вооруженных партизан, свободных от выполнения боевых заданий.

Особое внимание обращалось на проведение сева в деревнях, расположенных на границах партизанских зон и вблизи вражеских гарнизонов. В таких населенных пунктах рекомендовалось весенние полевые работы проводить по ночам под вооруженной охраной, прикрывая население специально выделенными отрядами и заставами. Распоряжением председателя СНК БССР партизанским мастерским и кузницам было разрешено принимать в ремонт сельхозинвентарь, причем ставилась задача выполнять эти работы так же быстро и качественно, как и ремонт вооружения и снаряжения.

Партизанские командиры и комиссары ответственно отнеслись к проведению весенней посевной кампании и действовали по принципу: незасеянным не должно остаться ни одного гектара. Им вменялось в обязанности лично контролировать сев. В помощь крестьянам выделялось максимум рабочей и тягловой силы и необходимое количество транспорта, которые закреплялись в деревнях за определенной группой хозяйств. Устанавливалась строгая очередность в пользовании лошадьми и сельскохозяйственным инвентарем.

Пахали и сеяли вместе

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится уникальный документ — постановление Военного совета 1-го Белорусского фронта, правленое и подписанное командующим фронтом генералом армии К. Рокоссовским, от 25 февраля 1944 года «О мерах помощи со стороны фронта в восстановлении народного хозяйства Белорусской республики». В нем, в частности, говорится: «Сейчас, в 1944 году, когда изо дня в день освобождаются от немецких захватчиков все новые и новые разрушенные районы Белоруссии… особо важно не упустить весенний период, когда каждый добавочный гектар засеянной земли увеличивает пищевые ресурсы страны и укрепляет колхозы. К решению задачи по восстановлению народного хозяйства в целом и проведению весеннего сева в особенности войска 1-го Белорусского фронта не могут отнестись безучастно. Важно, чтобы генералы, офицеры, вся масса сержантов и солдат полностью и правильно осознали величие этой задачи…»

Военный совет фронта обязывал все подразделения и учреждения без ущерба для войск оказывать всемерную помощь в подготовке и проведении весеннего сева. Он добивался, чтобы каждая часть, не находящаяся на передовой линии, включилась в работу, связанную с пахотой, севом, ремонтом сельхозинвентаря, колхозных построек, отдельных домов, принадлежащих вдовам, сиротам и т. д. Личный состав обязан был принимать активное участие в возделывании колхозных и индивидуальных огородов (в первую очередь семей красноармейцев, офицеров, жертв немецких оккупантов).

Для оказания помощи республике в проведении сева по решению Военного совета было выделено 45 тракторов, 350 тонн керосина, 200 тонн дизельного топлива, 100 тонн солидола, передано 2500 комплектов упряжи, тысячи повозок, большое количество гвоздей. Из числа военнослужащих в деревни направлялись трактористы, для ремонта сельхозтехники выделялись группы армейских техников и других специалистов.

Весной 1944 года красноармейцев можно было встретить почти в каждом селе. Одни пахали землю, другие ремонтировали инвентарь, третьи находились в дозоре, чтобы предупредить о появлении гитлеровцев и дать им решительный отпор. Как написал в те годы народный поэт Петро Глебка в стихотворении «Беларуси»:

Ты стала явью величавой,

Моя любовь, моя земля.

Бойцы, овеянные славой,

Ступили на твои поля.

В одном из залов музея экспонируется выразительное полотно кисти партизанского художника Сергея Романова «Мирная весна 1944 года». На картине передана атмосфера того времени: лица осиротевших детей, тревожный взгляд постаревшей за войну вдовы, обнадеживающее выражение лица красноармейца, помогающего сельчанам сажать картофель на окраине деревни…

Белорусский писатель Анатолий Сульянов в своей хроникально-документальной книге «Посеешь ветер…» приводит такие факты: «Тысячи людей в форме с серпами в руках жали рожь и пшеницу, оставшуюся на неубранных полях. Красноармейцы и командиры стали косарями и сноповязами, метали копны, молотили зерно. К весне 1944 года 1-й Белорусский фронт заготовил 13607 тысяч пудов зерна, обеспечив потребности в хлебе до августа 1944 года. Созданные запасы зерна позволили по-братски поделиться с жителями героического Ленинграда, которым было отправлено 610 тысяч пудов хлеба. Для переработки обмолоченного зерна в тылах армий действовали походные мельницы».

Председателей колхозов не хватало

7 января 1944 года СНК БССР и ЦК КП(б)Б приняли постановление о восстановлении колхозов в освобожденных районах Беларуси. 21—24 марта 1944 года VI сессия Верховного Совета БССР определила конкретные мероприятия по восстановлению народного хозяйства, в том числе сельского. К весне 1944 года в освобожденных районах из 3162 колхозов, имевшихся до войны, было восстановлено 2880 с общим количеством населения свыше 700 тысяч человек.

Это потребовало большого количества специалистов сельского хозяйства. И в первую очередь председателей колхозов, которых на тот момент сильно не хватало. Для подготовки необходимых кадров развертываются Климовичский и Гомельский зоотехнические техникумы, Чериковский ветеринарный техникум, девять межрайонных школ по подготовке техников животноводства и ветфельдшеров. На специализированных курсах для подготовки кадров массовых квалификаций прошло обучение: председателей колхозов — 685, счетоводов — 912, бригадиров-полеводов — 1549, заведующих животноводческими фермами — 424, кадров других квалификаций (звеньевых, конюхов, учетчиков) — 508 человек.

До начала весеннего сева в колхозах обсудили примерный устав сельхозартели. Исходя из местных условий были внесены необходимые поправки. Наряду с политическими и организационными мероприятиями по восстановлению колхозов осуществлялись заготовка кормов, устройство колхозных конюшен, восстановление МТС и подготовка тракторного парка, сельхозинвентаря...

Главной заботой крестьян стала заготовка посадочного материала. Всего в этот период было собрано семян: зерновых и бобовых — 1746 тыс. пудов (90,7 проц.  к  плану),  картофеля  — 6634950 пудов (100 проц. к плану),  технических  культур — 76788 пудов (51 проц. к плану). Для колхозов, особенно разоренных немецкими захватчиками, государство выдало семенную ссуду в размере 300 тысяч пудов.

В освобожденных районах БССР был установлен государственный план весеннего сева размером в 333000 гектаров, в том числе: зерновых и бобовых — 214800, технических культур — 28200, картофеля — 80600, овощей — 3900, беспокровных трав и корнеплодов — 5500. Этот план был установлен исходя из наличия в колхозах рабочих лошадей и 11000 предполагавшихся к завозу к весне лошадей, а также работы 1800 тракторов, восстанавливаемых МТС.

В итоге план весеннего сева 1944 года был выполнен полностью. Из 333 тысяч гектаров колхозники, партизаны и красноармейцы вспахали лошадьми 236678 га (70 проц.), тракторами — 74600, вскопали вручную — 21722 га. Это был их весомый вклад в полное освобождение Беларуси, грядущую общую Великую Победу.

Николай ШЕВЧЕНКО, подполковник запаса, Валерий ПИНЧУК, «СГ»

←Морские крылья белорусов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика