Затраты - что дышло: сколько "навернешь", то и вышло?
Все, несомненно, ощутили, как потяжелели жировки. К слову, не в первый раз, только в прошлом году трижды повышались тарифы на тепло и семь раз — на электроэнергию. Решением региональных властей с 1 января на 100 рублей повышены и фиксированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые субсидируются государством. Так, отчисления на техобслуживание и капремонт увеличены до 600 рублей за каждый квадратный метр. Кубометр воды по нормативу теперь будет стоить тысячу рублей, канализация — 650 рублей. Это кроме новых цен на тепло, свет и газ.
Но вот что интересно: уровень возмещения затрат жильцами, несмотря на рост тарифов, застыл на отметке в 25 процентов. Хотя уже в прошлом году, согласно подсчетам специалистов, население должно было оплачивать не менее 35 процентов расходов на коммуналку, а остальные покрываться за счет бюджета, собственных доходов предприятий ЖКХ и перекрестного субсидирования.
Растет и доля бюджетных субсидий сфере жизнеобеспечения, которые к тому же нерационально расходуются. Например, проверки Комитета госконтроля установили, что из-за необоснованного отнесения затрат на себестоимость оказываемых потребителям услуг теплоснабжения молодечненским филиалом «Районное ЖКХ» УП «Коммунальник» за два года из бюджета незаконно получено 6,17 миллиарда рублей, кричевским УКПП «Коммунальник» — 2,8 миллиарда рублей.
Есть и другие факторы — «прожигание» ресурсов, превышение установленных норм их потребления. К примеру, на КУМПП «Ляховичское ЖКХ» потери тепла по котельным, расположенным в сельской местности, доходят до 61 процента. Много нареканий на качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых сельчанам.
Действующая же практика ценообразования, построенная на затратных принципах формирования тарифов, не побуждает коммунальные предприятия к снижению себестоимости предоставляемых услуг и повышению тем самым эффективности собственной деятельности. А ведь снижение потерь, учитываемых в себестоимости, только на один процент позволило бы получить им экономию в размере около 100 миллиардов рублей.
Следует детально разобраться и с системой управления жилищно-коммунальным хозяйством. По мнению заместителя Премьер-министра Анатолия Калинина, она должна быть оптимизирована. Вице-премьер назвал парадоксом ситуацию, когда отдельные областные и городские управления ЖКХ содержатся за счет отчислений субъектов хозяйствования — часть прибыли они вынуждены отдавать на содержание вышестоящих органов независимо от того, работают убыточно или прибыльно.
Кстати, за три года в результате оптимизации количество организаций ЖКХ уменьшилось почти на 10 процентов.
— Однако кардинальных перемен в структуре управления не наблюдается, так как сохраняются надстройки, продолжаются отчисления на их содержание, — отметил первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов.
Необходим и единый заказчик, который покупает жилищно-коммунальные услуги, в том числе у предприятий ЖКХ, и отвечает за техническое обслуживание, текущий ремонт жилфонда, уборку мест общего пользования, диспетчерскую службу на случай аварии и т.д. В перспективе не исключено, что на рынке ЖКУ будут представлены, кроме государственных предприятий, и частные структуры, и госпредприятия, не относящиеся к этой отрасли. Например, сегодня в Германии одни структуры управляют недвижимостью, вторые же работают в области ее содержания. Наиболее же уязвимым местом отечественной системы управления недвижимостью является то, что управление и исполнение сосредоточено в одних руках — ЖЭС и ЖРЭО. Отсюда и проблема цены. Резервы снижения стоимости ЖКУ следует искать прежде всего в налаживании конкуренции.
Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»