Смерть на уроке физкультуры. За два дня до гибели комиссия военкомата признала подростка здоровым
В тот день Никита был в хорошем настроении, рассказывают одноклассники. Перед уроком физкультуры была география, подросток шутил, смеялся, он не выглядел бледным. А когда в спортивном зале школы началась пробежка, на втором-третьем круге упал.
Бежавшая за Никитой девочка рассказывает: "Это было начало урока. Прозвенел звонок, мы построились, прошли несколько кругов, размялись (походили на пятках, поднимали руки вверх) и только начали бежать легким бегом, когда это все случилось". Обычно физкультура в этом классе проходила так же: построение, разминка, легкий бег и потом - кто играет в волейбол, кто - в баскетбол. Никита всегда играл и активно занимался на физкультуре, говорят одноклассники.
Никита упал лицом вниз, даже не попытался выставить руки. "Я подумала, что он споткнулся, и даже переступила через него, посмеялась", - рассказывает девочка. Сразу же подбежали его друзья. Ученики позвали учителя физкультуры, который находился в конце зала. Мы пытались привести его в чувство, потому что думали, что упал в обморок, но Никита не поднимался. Все начали говорить, что нужно вызывать скорую. Друг Никиты набрал с мобильного номер скорой помощи, - рассказывает десятиклассница. Учителя физкультуры подносили к носу подростка нашатырь, легонечко били по щекам, говорит одноклассница.
Как сообщили в комитете по здравоохранению Мингорисполкома, бригада скорой медицинской помощи прибыла в школу через 11 минут после вызова, но могла только констатировать смерть мальчика.
Приступ на соревнованиях
В детстве Никита активно занимался карате - около 5 лет, рассказывает его брат Максим. А примерно 4 года назад на соревнованиях по карате у Никиты был такой же приступ. Спасли тренеры: не дожидаясь вызванной скорой, они делали мальчику искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Тогда скорая помощь увезла подростка в больницу. В поликлинике ему дали направление на всевозможные обследования: кардиограмму, томографию, рассказывает брат. "На Никиту даже вешали специальный прибор, - говорит Максим, - который фиксировал работу сердца в разное время суток". С прибором мальчик ходил неделю. В итоге в карточке у подростка написали "здоров". "Врачи списали все на подростковый возраст", - говорит Максим.
Однако в тот раз, говорит Максим, подростка не направили на УЗИ сердца. А сейчас после вскрытия в морге родственникам сказали, что "оно на 100% показало бы проблемы с сердцем".
Вскрытие показало, что у мальчика был врожденный порок сердца. "Дополнительные отростки, которых в норме не должно быть. С такими отклонениями при высокой эмоционально-физической нагрузке сердце может остановиться", - передает слова врачей Максим.
После случая на соревнованиях Никита бросил карате. Но в школьных соревнованиях участвовал. "Он играл в футбол, баскетбол, выступал за школу и район на соревнованиях. А еще участвовал в интеллектуальных играх и олимпиадах - Никита очень хорошо учился, у него были высокие оценки", - говорит брат.
Подросток редко болел, и везде ему ставили диагноз "здоров", так что был в основной группе по физкультуре.
Всего за 2 дня до смерти Никита прошел комиссию в военкомате
И тут поставили диагноз "здоров". "Просто поставили печать, и всё, - предполагает брат мальчика. - Я знаю, как там обследуют (Максим недавно отслужил в армии. - TUT.BY). На комиссии спрашивают, есть ли жалобы, если жалоб нет - всё. А Никита никогда не жаловался".
Максим говорит, что когда он проходил комиссию, тоже были подозрения на проблемы с сердцем. "Врачи сразу сказали, что нужно пройти дополнительное обследование на лучшей аппаратуре. А там, куда направили, что-то быстренько посмотрели и сказали, что все нормально, пойдет в армию".
"До приезда скорой Никита дышал"
Родственники мальчика не понимают, почему в школе Никите не оказывали первую медицинскую помощь.
Одноклассники рассказывали, что до приезда скорой Никита дышал. "Дети говорят, что он пытался дышать. А приехавшая скорая сказала, что он сразу умер, как упал", - говорит Максим. Следом за скорой приехал отец мальчика.
Брат приехал через час. Учителя говорили, что не имеют права даже дать таблетку, обязаны вызвать скорую и ждать, рассказывает парень. "Сказали, что это большая ответственность. А вдруг они будут делать массаж сердца и что-то повредят, от чего Никита умрет. Мол, их могут обвинить медики, - возмущается, -они боялись взять на себя ответственность".
Раньше в каждой школе и детском саду на постоянной основе работала медсестра. Но несколько лет назад указом президента медсестры были выведены из штатного расписания школ. И теперь медсестра из поликлиники "ведет" несколько школ сразу, то есть не присутствует в школе постоянно.
Медсестра, закрепленная за 147-й школой, работает на 6-7 школ, сказали в администрации учреждения. На момент трагедии в учреждении она отсутствовала.
Должны ли учителя оказывать медпомощь?
Молодой учитель физкультуры, у которого на уроке все и случилось, работает в 147-й школе всего чуть больше месяца. До Нового года физкультуру у класса вела женщина. Ей пришлось уволиться, после того как на уроке в зале мальчик залез на баскетбольный щит и упал с него. Как рассказывают школьники разных классов, у мальчика треснула кость руки. "Учитель отпустила мальчика домой, хотя должна была что-то сделать", - объясняют причину увольнения дети. В самой школе ситуацию не комментируют.
А что должен делать работник учреждения образования, если ребенку нужна медицинская помощь? Подобные вопросы возникают у многих родителей.
"Однажды моего ребенка сильно "обсыпало" после прогулки в детском саду, - рассказывает мама детсадовца. - Воспитательница стала раздевать его перед сном и рассказала о сыпи по всему телу у малыша медицинской сестре. Все, что та сделала, позвонила мне и попросила принести справку о том, что ребенок не заразен. Я, конечно, возмутилась. А если бы ребенку резко стало совсем плохо: аллергия - это не шутки. На что медсестра ответила, что антигистаминное средство она дать не могла. В аптечке у нее только парацетамол и то - никакие средства она давать ребенку не может, мол, я не доктор".
Другая родительница передает сказанное ей работниками учреждения образования: "Медсестер нет, и если хоть что-то случится с ребенком, мы не должны оказывать помощь. Мы должны только вызвать скорую и ждать ее".
Действительно, в Кодексе об образовании сказано, что помощь ученикам должны оказывать учреждения здравоохранения: "Обучающимся в учреждениях общего среднего образования (домов-интернатов, суворовских училищ и так далее), профессионально-технического, среднего специального и высшего образования медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством государственными организациями здравоохранения по месту нахождения соответствующего учреждения образования".
Работник учреждения образования несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося, который находится в учреждении во время организации образовательного процесса, консультируют в Министерстве образования.
Общие рекомендации, как и в каком случае можно оказывать медицинскую помощь, есть в программе курса медицинской подготовки, который проходят в 11-м классе школы. Такая программа есть и в педагогических университетах, говорит специалист министерства.
Но помощь помощи - рознь. Остановить кровь, наложить шину, обеспечить неподвижность сломанной руки, дыхание рот в рот - учитель может, потому что правила первой медицинской помощи распространяются на всех, не только на учителей, считают специалисты.
"Если ребенок бежал и разбил нос, учитель будет останавливать кровотечение. А вот если на глазах у ребенка начала развиваться аллергическая реакция, работник должен быстро вызвать скорую помощь. Но ни в коем случае не давать таблетку. Откуда педагог может знать, а вдруг у ребенка аллергия на эту таблетку?"
В серьезных случаях педагог не всегда способен сориентироваться, какая помощь необходима и своими действиями может навредить, отмечают в министерстве.
Конкретно, какую медицинскую помощь учитель может оказать сам (и при необходимости вызвать скорую), а в каком случае - обязан только вызвать скорую помощь и ждать врачей, похоже, в инструкциях не прописано. "На уровне Министерства образования таких инструкций нет", - сообщили в министерстве.
В законе "Об охране труда" указано: "работник немедленно сообщает нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих, учащихся, несчастных случаях, произошедших в учреждении, оказывает содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения". Это же прописано в должностных инструкциях учителей 147-й школы, сообщают в администрации.
"В данном случае школа оказала всю необходимую доврачебную помощь, - комментирует случившееся директор 147-й школы Петр Меланич. - После гибели мальчика ни одного обращения правоохранительных органов и Следственного комитета в школу не было".