Гастарбайтеры белорусским заводам не нужны, а своих кадров на всех не хватает
В последнее время многие белорусские предприятия испытывают дефицит кадров. Особенно актуальна эта проблема для Минска. Согласно официальным данным, количество вакансий в столице превышает численность безработных почти в 11 раз. На некоторых фабриках и заводах проблему дефицита кадров решают за счет привлечения трудовых мигрантов. Но не всегда это приносит желаемый эффект.
Таджикские рабочие белорусским заводам не нужны
К примеру, на Минском заводе холодильников ЗАО «Атлант» уволили порядка 50 граждан Таджикистана. Одной из причин увольнения иностранных рабочих сотрудники завода называю частые конфликты в их среде.
Как стало известно Naviny.by, в свое время «Атлант» хотел «отдать» этих рабочих Минскому тракторному заводу.
«Заместитель генерального директора к нам приезжал в октябре и предлагал этих таджиков. У них план производства упал, и, я так понимаю, чтобы не нарушить договорные обязательства, они просто не могли от них отказаться, их надо было куда-то трудоустроить. Но мы отказались, так как их надо куда-то расселять. Да и нет пока такой необходимости», — рассказал начальник управления кадров МТЗ ИгорьВоробей.
На текущий момент на МТЗ требуется порядка 300-400 человек рабочих специальностей. Средняя зарплата на МТЗ составляет около 7 млн. рублей. Но даже такая сумма часто не устраивает молодежь, потому и существует текучка кадров.
«Молодежь хочет сразу по 8-9 миллионов получать, будучи даже просто учеником. Когда мы берем 20-летнего без трудовой, и он хочет сразу 8 миллионов зарплаты, ну извините! А контингент в основном такой увольняется», — сообщили Naviny.by в управлении кадров ЗАО «МТЗ».
В среднем на МТЗ увольняются 5-7 рабочих в день. Всего на заводе трудится около 20 тысяч человек.
«В один день может уволиться десять человек, в другой — пятнадцать, а в третий — три. Я бы не сказал, что текучка большая. Может быть, немного больше чем в предыдущие годы», — отметил Игорь Воробей.
На Минском автомобильном заводе набор новых рабочих был закрыт еще в середине декабре 2013 года из-за «объединения с Россией». Раньше текучесть кадров на МАЗе была, искали в основном людей рабочих специальностей. Зарплату предлагали от 5 до 12 миллионов в зависимости от специальности, но иностранцы на заводе никогда не работали.
«Раньше был разговор о вьетнамских рабочих, но мы их не привлекали. Может быть, и брали бы, но приём на завод вообще закрыт. Обходимся тем, что у нас есть в наличии», — сообщили Naviny.by в управлении кадров ОАО «МАЗ».
В России более привлекательный рынок труда
Правда, обходиться своими кадрами становится всё сложнее. В последние годы белорусы с рабочими специальностями всё активнее едут на заработки в Россию, ведь там более привлекательные зарплаты.
Только по данным Федеральной миграционной службы РФ, на территории нашей восточной соседки находится более 385 тысяч граждан Беларуси. Это учтенные граждане, тогда как, по оценкам экспертов, еще до 300 тысяч белорусов трудятся в России нелегально.
Тем временем, в Беларуси, по состоянию на 1 января 2014 года, насчитывалось 21 тысяча безработных, а свободных вакансий по стране — 50,5 тысячи.
«На рынке труда республики не хватает рабочих рук — большинство вакансий, как и прежде, предназначены для рабочих (75,5%), — сообщил БЕЛТА начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун. — Во всех областях Беларуси количество вакансий значительно превышает численность безработных, а в Минске — почти в 11 раз (на 1,7 тыс. столичных безработных условно приходится 18,2 тыс. свободных рабочих мест)».
Аналитик Белорусского института стратегический исследований (BISS, Литва) Андрей Елисеев прогнозирует усиление дефицита рабочих рук по ряду специальностей на внутреннем рынке Беларуси. По его словам, на это есть две причины.
Во-первых, на белорусском и российском рынке по-прежнему существует довольно значительное расхождение в зарплатах для ряда специальностей. Во-вторых, с каждым годом в Беларуси уменьшается число граждан в работоспособном возрасте.
«Дефицит кадров будет усиливаться, если не будет предпринято решительных мер по реформе рынка труда», — считает эксперт.
В отличие от других стран Восточного партнерства, говорит аналитик BISS, в Беларуси — наиболее зарегулированный рынок труда. У нас очень мало гибких форм найма и трудоустройства, почти не практикуется работа на полставки либо четверть ставки.
«Женщина после беременности могла бы поработать на полставки, но у нас проблемно найти для неё такую форму найма. Ей тогда выгодно сидеть на небольшом государственном социальном пакете, а её муж, скорее всего, вынужден искать работу в России, потому что у нас меньше зарплаты. Таким образом, увеличивается трудовая миграция в Россию», — говорит Андрей Елисеев.
Во избежание оттока кадров эксперт, кроме всего прочего, рекомендует властям реформировать образовательную систему, чтобы учебные заведения готовили специалистов для нужд рынка труда с учетом дефицитных специальностей.
Также в Беларуси нужно развивать программы по переобучению специалистов.
Однако предпринимаемые государством меры чаще всего носят административный, запретительный характер. Вспомните запрет на увольнения с деревообрабатывающих предприятий или инициативу по введению налога на безработных. Второй наиболее простой для государства вариант — увеличение числа трудовых мигрантов. Впрочем, оно и так растет.
Только в 2013 году на работу в Беларусь приехало более 18 тысяч иностранных граждан, что в два раза больше чем в 2012 году. В нашей стране преимущественно работают граждане Украины (7 тыс.), Китая (3 тыс.), Турции (1,3 тыс.), Литвы и Узбекистана (по 1,2 тыс.).
Однако покрыть дефицит кадров только за счет трудовых мигрантов будет сложно, ведь за иностранные рабочие руки Беларуси также приходится конкурировать с российским рынком, который по уровню зарплат куда более привлекательный, чем наш.
Александр ЯРОШЕВИЧ