Малина-ягода, атас!
Чудеса совершенные делаются на свете! Это заметил не я, а еще сам Н.В. Гоголь. Причем давно. Однако глянешь сейчас на некоторые события бурно текущей мировой жизни — да и зачешешь голову, как казак Чуб.
Среди последних вестей об украинских баталиях и диких метелях в Хорватии как-то незаметно и скромно промелькнула новость: наша соседка Польша вышла в лидеры мирового рынка … малины!
Причем как вышла! По данным Международной организации производителей малины (есть, оказывается, на белом свете и такая!), сейчас уже более 20 процентов мирового производства этой ягоды приходится именно на Польшу, т.е. каждая пятая малинка. А ежегодно ее здесь собирают более 120 тысяч тонн.
Дальше еще интереснее. Оказывается, 75 процентов этого польского малинового вала дает одно воеводство — Люблинское. А их воеводство — это как наша область. Говоря проще, специализация и концентрация, на которую делали ставку еще во времена СССР при строительстве больших свино- и животноводческих комплексов, отлично «легла» на «сладку ягоду». Но рвут ее поляки на многочисленных, но малых семейных плантациях. «Так легче контролировать качество и безопасность продукции», — объяснил министр сельского хозяйства Станислав Калемба.
Тут, в принципе, можно было бы поставить точку, сказать: «Эх!» — и тихо позавидовать соседям. Но «тянется перо к бумаге», тянется. Потому что вырастить малину — одно дело, а вот собрать — совсем другое. Это не яблок у соседа по даче натрясти! И если вышли люди в лидеры мирового рынка, значит, уже умеют и сохранять, и доставлять в торговую сеть по всему земному шару этот нежный продукт. Словом, маленькая ягодка отлично показывает и высокую культуру производства, и отлаженность маркетинга.
А вот в главных конкурентах поляков в этом деле ходят Сербия и Чили! Ставлю восклицательный знак, потому что совсем не ожидал, что наши далекие братья из Южной Америки позарятся на классическую славянскую ягоду. Или это они так мстят Старому Свету за украденный Колумбом картофель?..
Да и нас, белорусов, патриотическая ревность должна брать. «Малиновки заслышав голосок», решил и я припомнить не только забытые свиданья, но и места, где это было. Разложил на столе географическую карту — и ахнул: этих самых Малиновок-деревень полно по всем азимутам! Даже в Минске останови на проспекте Независимости любого человека и спроси решительно: «Стой! Где живешь?» — и каждый пятый тут же честно признается: «В Малиновке!»
В общем, граждане, давно, ох, давно мы в малиновом деле! Но вот сладкий бизнес на исконно нашей ягоде делают почему-то другие.
Значит, тут дело не в них, а в нас: никак не можем перевести в серьезную экспортную продукцию многие наши традиционные и хорошо известные ягоды, овощи, продукты и товары. И уже неоднократные совещания на республиканском уровне по Белкоопсоюзу, льноводству, деревообработке и даже огурцам еще раз это подтверждают. То ли терпеливые мы слишком в этом деле, то ли терпения часто не хватает…
А современный экономический мир, как мы видим, жесток и коварен. И готов использовать любые возможности, а еще лучше — медлительность соседа, чтобы занять международную рыночную нишу.
Правда, и мы не лыком шиты. Знаю фермерские хозяйства, которые «посягнули» даже на голландские цветы. Дело идет: завозят луковицы тюльпанов, выращивают всю эту красоту, продают. И, судя по размерам расширяющихся теплиц, делают это успешно.
Более масштабный пример — белорусская молочная продукция. Востребована в любом виде и повсеместно. Похоже, что этот «бренд» на глазах вытесняет Беларусь «картофельную», а слово «бульбаши» можно смело менять на «молочники». Причем наше молочное продвижение по планете явно будет только расширяться, потому что построено на крепком экономическом фундаменте производства, переработки и грамотного маркетинга. Нас не догонят!
А вот малину, похоже, мы зря пропустили. И конкуренты тем же полякам пока слабые.
Или все же попробуем?..