Миграция. Привлечь иностранцев или удержать своих?
В последние годы в демографической политике Беларуси все большее значение принимает миграция.
В условиях сохраняющейся высокой смертности именно миграция стала одним из ключевых факторов, которые позволили в 2013 году впервые за последние 20 лет переломить тенденцию депопуляции.
Кроме того, трудовая миграция позволяет Беларуси частично решать проблему дефицита трудовых кадров в определенных отраслях.
Согласно Национальной программе демографической безопасности Беларуси, к концу 2015 года сальдо внешней миграции должно увеличиться до 60 тысяч человек. В 2013 году миграционный прирост составил 11 643 человека, в 2012-м — 9328 человек, в 2011-м — 9902 человека. То есть за два оставшихся года действия программы в страну должно приехать еще на 30 тысяч человек больше, чем выехать из нее.
Возможность трудоустройства в стране — важный фактор для привлечения мигрантов. По данным МВД, в 2013 году на работу в нашу страну прибыло более 18 тысяч иностранных граждан, что в два раза больше по сравнению с 2012 годом.
Как отмечал ранее заместитель начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища департамента по гражданству и миграции МВД Владимир Маргевич, это связано с увеличением числа инвестиционных проектов, реализуемых в Беларуси. В частности, со строительством АЭС и объектов к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Сегодня в Беларуси работают преимущественно граждане Украины (7 тысяч), Китая (3 тысячи), Турции (1,3 тысячи), Литвы и Узбекистана (по 1,2 тысячи).
Государство и далее планирует привлекать мигрантов в Беларусь, создавая более комфортные условия для переезда в нашу страну.
Так, иностранным работникам и специалистам, в которых нуждаются организации страны, а также иностранцам, обладающим исключительными способностями и талантом, будут компенсированы расходы на переезд и первоначальное обустройство. Правда, размер компенсационных выплат пока не определен. Согласно же программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, ежегодно на эти цели должно выделяться 2,8 млрд. рублей.
Кроме того, как сообщил заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Александр Татура, в план подготовки законопроектов на 2014 год включен проект поправок в закон «О внешней трудовой миграции». В законе будут даны определения понятий «высококвалифицированный трудящийся-иммигрант», «сезонный трудящийся-иммигрант», а также определен порядок их работы в Беларуси.
Помогут ли вышеперечисленные меры сохранить и увеличить миграционный прирост?
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев отмечает, что вряд ли. По его мнению, масштабы миграционного прироста, отмеченные официальной статистикой в 2013 году, вызывают сомнения, так как «можно говорить о недоучете граждан, убывающих из Беларуси».
«Те, кто выбывают, например, в Россию, часто не становятся там на учет, а значит, и не фиксируются. О том, что из Беларуси уезжает больше людей, чем показывает наша статистика, свидетельствуют данные стран, куда они едут», — отмечает эксперт.
Например, по декабрьским данным Федеральной миграционной службы России, на территории нашей восточной соседки находится более 385 тысяч граждан Беларуси. Это учтенные граждане (в том числе несовершеннолетние и пенсионеры), тогда как, по оценкам экспертов, еще до 300 тысяч белорусов трудятся в России нелегально.
Для привлечения в Беларусь мигрантов в достаточном и для экономики, и для демографического роста количестве, необходимо чтобы привлекательные условия распространялись не только на период переезда, но и на более отдаленную перспективу. То есть у трудовых мигрантов должна быть уверенность, что их услуги будут востребованы не только под конкретный проект, а постоянно.
Что касается привлечения в Беларусь высоквалифицированных специалистов, то нашей стране в этом плане будет крайне тяжело конкурировать с другими государствами, также нуждающимися в притоке свежих мозгов.
«Нереально привлечь в Беларусь высококвалифицированных сотрудников в необходимых масштабах, — уверен Андрей Елисеев. — Еще в 2009 году ЕС принял голубую карту — документ, облегчающий въезд граждан третьих стран и членов их семей на территорию ЕС. Есть и в России подобный закон. Таким образом, за высококвалифицированных работников идет борьба между высокоразвитыми странами. Беларуси здесь ничего не светит, слишком значительные ресурсы нужны для того, чтобы стать страной, привлекательной для мигрантов».
Эксперт считает, что гораздо более актуальной задачей для Беларуси является удержание местных трудовых ресурсов.
«Каких-то специфических рецептов для привлечения иностранной трудовой силы и удержания своей не существует. Здесь применимо всё, что эффективно работает во всем мире: необходимо дифференцировать заработную плату, чтобы люди знали, что их заработок жестко не ограничен. В целом необходимо, чтобы рынок труда становился более либеральным, и в стране развивались различные виды занятости, в том числе и частичной, а также появлялось большее разнообразие форм найма», — заключил Андрей Елисеев.
Елена СПАСЮК