Откуда растут ноги у зарплат в конвертах?
Финансовые махинации, как правило, похожи. Преступники используют «серые» схемы получения ходовой продукции отечественных предприятий, чаще перерабатывающих, а также ценовую разницу с Россией. Уклоняясь от уплаты налогов, дельцы получают гиперприбыли.
Так, несколько жителей Гомеля использовали реквизиты созданных ими на подставных лиц двух фирм. Они неоднократно приобретали «молочку» в Гомельской и Витебской областях. Всего было закуплено сухого обезжиренного молока и сливочного масла на сумму около пяти миллиардов рублей. Деньги на счета гомельских фирм поступали от 17 лжеструктур столицы, а затем переводились на молокоперерабатывающие предприятия. При получении продукции перевозчикам передавались фиктивные товарно-транспортные накладные, где грузоотправителем числились гомельские фирмы, а грузополучателем — субъект Российской Федерации. В дальнейшем в этой стране молочная продукция продавалась за наличный расчет.
От имени фирм-однодневок сельхозпредприятиям поставляли запасные части и строительные материалы несколько жителей Минской области. Заметим, что эти организации АПК имели кредиторскую задолженность за молоко и крупный рогатый скот. Путем перевода долга преступная группа получала молочную продукцию и мясо, которое в дальнейшем реализовывалось на территории России и рынках Беларуси за наличный расчет.
В прошлом году выявлена и пресечена незаконная предпринимательская деятельность трех преступных групп, которые приобретали за белорусские рубли молочную продукцию — сыры, масло, сухое молоко — и в дальнейшем продавали ее на территории России за российские рубли и доллары. Чистая прибыль от реализации только одной фуры сыра доходила до 15 тысяч «зеленых». А их общий доход превысил 50 миллиардов рублей.
— Пока есть спрос у недобросовестных плательщиков, будет и предложение, — подчеркивает заместитель председателя Комитета госконтроля — директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов. — Непонятна позиция руководителей предприятий, пользующихся услугами лжефирм. Ведь у них своих денег нет. Мы накладываем аресты на средства именно тех коммерческих структур, которые решили воспользоваться услугами фирм-однодневок. Более того, даже если платеж успел пройти, все равно финансовая милиция или налоговая инспекция признают документы не соответствующими действительности и насчитают те же налоги, но уже с экономическими и штрафными санкциями. Кроме того, как правило, применяется и уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов и сборов, которое предусматривает ответственность от 3 до 7 лет с конфискацией имущества.
Заметим, что в республике создан открытый для всеобщего доступа реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Он помогает субъектам хозяйствования еще на стадии решения вопроса о целесообразности заключения сделки получить сведения о репутации возможного контрагента. Как отмечалось на вчерашней коллегии, по итогам прошлого года в этот реестр внесены 2663 фирмы.
Работа по противодействию лжепредпринимательству ведется и в правовом поле. В частности, сейчас реализуются предложения Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по введению в республике механизма электронного учета налога на добавленную стоимость. Эта мера позволит во многом устранить сами причины создания фирм-однодневок.
Александр ШЕВКО, «СГ»