Откуда руки растут
Кто угодно может купить в магазине готовую вещь. Но не всем по душе быть обладателем одной из многочисленных копий, выпущенных на заводе. Мы решили рассказать о людях, которые своими руками создают прекрасные вещи.
Анастасия Аксенова, 25 лет
Браслеты, сережки, броши, обручи, кулоны – то, чем так любят украшать себя девушки и даже некоторые парни, может сделать Настя. Свои первые аксессуары она изготавливала из обычных прутьев.
– Все делалось из подручных материалов. В ход шла красивая упаковочная бумага, оставшаяся от подарков, бусины, ленты, – вспоминает девушка. – Технологию придумывала сама.
Так ободок из лозы, сплетенный пять лет назад для себя, привел к тому, что рукоделие превратилось для Насти в любимую работу.
– Первая прибыль – маленькая-маленькая – появилась в самый первый день, когда я стала делать украшения, – делится своими успехами Настя. – Сейчас я изготавливаю вещи на заказ. Мне помогает вся семья. Мама-художница отвечает за вязаные вещи, а муж вырезает из дерева.
По образованию Настя – дизайнер интерьеров. Но по специальности девушка работала разве что во время практики в институте.
– Я не хочу каждый день ходить в офис и сидеть там по 8 часов. Мне комфортнее самой планировать свой рабочий день. Можно поздно просыпаться, можно сначала работать с утра до ночи, а потом два дня ничего не делать. Я работаю на себя и зарабатываю достаточно, чтобы хорошо жить и даже активно путешествовать.
Аксессуары из кожи и шерсти, бусинок, ткани и других материалов – это не все, к чему приложила руку Настя Аксенова. В какой-то момент дизайнер устала изготавливать одни и те же, пусть и в чем-то отличающиеся друг от друга украшения, и ударилась в свадебную флористику.
Вячеслав Шпилевский, 27 лет
Менеджер по продажам по образованию и ремесленник по призванию, Вячеслав Шпилевский зарабатывает на жизнь тем, что отливает из металла кольца, подвески, значки, рыцарские цепи, шпоры, средневековые застежки фибулы и даже короны. До этого занимался разными видами рукоделия: делал простые вещи из дерева, ткал пояса и т. д. Этому его научили в клубе исторической реконструкции, куда будущий мастер пришел в 2002 году. Тогда и понадобилось сшить себе средневековый костюм, а также сделать фибулу, пояс, сумку, шлем и кольчугу.
– Сами технологии несложные, потому что в Средние века не было таких машин, как сейчас, – поразмыслив, говорит мастер. – Сегодня мы делаем это так: создаем восковую фигурку, с которой снимаем гипсовую форму, куда уже и заливаем расплавленный металл до застывания. То, что получилось, шлифуем, чистим и полируем, чтобы сверкало. Из металла можно сделать все что угодно, – с жаром объясняет Вячеслав. – Кое-что можно дополнить декоративными камнями, стеклом, эмалью и превратить в ювелирные изделия. Именно это мне и нравится делать больше всего.
Теперь, когда Слава освоил все этапы, он может какую-то часть работы доверить супруге Анастасии. Она помогает заливать воск и обрабатывать фигурку с помощью скальпелей и маленьких паяльников. Это очень кропотливая работа.
Среди клиентов больше всего реконструкторов, но и обычные люди могут купить сделанные им украшения.
Примечательно, что в доме ремесленника мало сделано его руками. Деревянная ложка да ткацкий мини-станок. Хозяин считает, что если одному заниматься сразу всем, то результат получается не очень хороший.
– У нас есть знакомые гончары, ткачи. Мы покупаем их товары, а они наши. Иногда даже происходит бартерный обмен. За эти ботинки, например, я отдал 25 металлических пряжек, – показывает мне Слава добротную пару обуви, где даже подошва кожаная.
Ольга Микуленок, 26 лет
Кто-то в свободное время валяет дурака, а вот бухгалтер Оля после работы валяет шляпы из войлока. Она сумела из хобби сделать успешный бизнес и прославиться своим мастерством не только в Беларуси, но и в России, Украине, Литве и Латвии.
Как сделать головной убор для себя, девушка училась по интернету. Теперь у нее есть мастерская, где она создает исторические и современные шляпы, а муж ей в этом помогает.
– Моими работами интересуются ребята, которые занимаются исторической реконструкцией, – просвещает меня Ольга. – Они ездят на лошадях, «ходят на войну» на фестивалях. И им нужны особые шляпы, чтобы в самый ответственный момент они не развалились.
На простую тирольку (шапку Робин Гуда) уходит 3,5 часа непрерывной работы. А ведь «колпачки» делаются не за один раз, а поэтапно. Вот, к примеру, сложные широкополые шляпы, двууголки можно ждать и месяц-два. Ради такого дела нужно собрать много информации, сходить в музей и все хорошенько продумать, не говоря уже о самом процессе изготовления.
– Я считаю, что раз это ручная работа, то ее надо делать качественно. А втюхивать что-то я не хочу, – озвучивает свои принципы ремесленница. – Конечно, такая работа занимает очень много времени, но я оставляю что-то и для себя. Могу и на танцы пойти, и в автошколу. Как-то решила поучиться в швейном колледже, чтобы углубить свои знания. Или вот недавно ездила на мастер-класс по цельноваленой одежде в Москву.
Осенью и зимой, когда проходит сезон фестивалей, модистка делает повседневные шапочки необычной формы, варежки и шарфики.
– Меня часто спрашивают, почему я не сделаю шляпы основным источником дохода, – делится мастерица. – Потому что это физически тяжело. Раньше те же валенки вручную валяли мужчины. От такой работы и спина, и ноги, и руки болят. Но мне нравится. Интересно рассматривать картины средневековых художников, гравюры, фрески перед тем, как сделать какую-то вещь.
Елена ТАЛАЛАЕВА