В Бресте на доме №10 по ул. Островского после обращения жильцов в Генеральную прокуратуру появилась охранная доска
Жильцы дома №10 по ул. Островского в Бресте обратились в Генеральную прокуратуру Беларуси. В итоге на здании, наконец, появилась охранная доска с указанием его статуса историко-культурной ценности.
За справедливостью - в прокуратуру
Речь идет о том самом доме, за сохранность которого уже длительное время борются владельцы квартир. Ведь горожан пытаются лишить их собственности в центре города. Напомним, несмотря на то, что здание является частью историко-культурного наследия Бреста, облисполкомом было принято решение от 2 сентября 2011 года №878, ставшее основанием для заключения с фирмой "Эледи" инвестиционного договора, которым предусмотрена строительная деятельность на земельном участке, где находится дом №10. В результате реализации договора на этом месте должен появиться жилой дом повышенной комфортности со встроенными помещениями на цокольном этаже. При этом собственников квартир пытаются переселить на окраины.
Еще летом минувшего года Геннадий Войков и Валентина Мальцева отправили генеральному прокурору РБ жалобу на несоблюдение Брестским горисполкомом законодательства в области охраны историко-культурного наследия. В ней шла речь о том, что, несмотря на уведомление горисполкома Министерством культуры от 5 мая 2004 года о том, что дом №10 по ул. Островского входит в состав комплексной историко-культурной ценности "Гістарычны цэнтр г. Брэста", и присвоенный ему в 2007 году статус историко-культурной ценности (постановление Совмина РБ от 14 мая 2007 года №578 - прим. авт.), на нем до сих пор не установлена охранная доска. В письме брестчане указали на нарушение Инструкции о порядке изготовления и установки охранной доски. Ведь для ее размещения определен срок в 3 месяца с момента включения объекта в Государственный перечень историко-культурных ценностей РБ.
В перечне видов работ, которые выполняются на историко-культурной ценности в соответствии со статьей 36 Закона "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь", отсутствуют такие виды, как снос, демонтаж и т.п., на объектах наследия такие работы выполняться не могут.
Для кого закон не писан?
К своему обращению в Генеральную прокуратуру брестчане приложили ответ горисполкома, отказавшего им в размещении охранной доски. В нем сказано, что при повторном техническом обследовании строительных конструкций дома здание признано аварийно-опасным и установка охранной доски на нем в настоящее время не предусматривается. А владельцев и пользователей квартир в жилых домах, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, проинформировали посредством размещения объявлений на входах в подъезды, на информационных стендах в домоуправлениях. Также в качестве причины для отказа в установке охранной доски названо решение облисполкома, разрешающее снос дома, являющегося историко-культурной ценностью.
К жалобе была приложена и копия ответа Министерства культуры от 17 июня 2013 года, где сообщается:
"На сегодняшний день информации о сносе здания №10 по ул. Островского в г. Бресте или иных обстоятельствах, которые угрожают названной историко-культурной ценности, в Министерство культуры не поступало".
Получается, что определение историко-культурной ценности под снос не только не согласовывалось горисполкомом или облисполкомом с Министерством культуры, но и утаивалось от него?
"Хотя по линии прокуратуры эту жалобу рассматривать не стали, но поручили в данной ситуации разобраться Министерству архитектуры и строительства, - рассказал корреспонденту "БГ" член ОО "Белорусское республиканское общество охраны памятников истории и культуры" Денис Турченяк, оказывавший помощь владельцам квартир в доме по ул. Островского, 10 в составлении петиции в прокуратуру. - Оно вскоре сообщило о направлении их жалобы в Министерство культуры "для рассмотрения по принадлежности". После чего оттуда пришел ответ за подписью замминистра: ЖРЭУ г. Бреста выдано предписание о необходимости установки на доме охранной доски, а Брестскому горисполкому - о привлечении виновных в нарушении пункта 5 статьи 25 Закона РБ "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь". Только после этого доску, наконец, повесили".
Статьями 344 и 345 Уголовного кодекса РБ предусматривается уголовная ответственность за умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым присвоен статус историко-культурной ценности, а также уничтожение, повреждение либо утрату таких объектов по неосторожности. Меры наказания: минимальная - общественные работы или арест на срок до 6 месяцев, максимальная - лишение свободы на срок от 3 до 12 лет.
Кстати, собственники квартир попытались выяснить, кто признан "злоумышленником", в течение многих лет нарушавшим законодательство и теперь понесшим заслуженное наказание. Однако горисполком им ответил, что "не имеет оснований для предоставления информации". Обращение с тем же вопросом в Министерство культуры также не принесло желаемого результата. В его письме от 20 декабря 2013 года сказано: "В отношении виновного в нарушении законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия применены меры дисциплинарного взыскания согласно статье 198 Трудового кодекса". Информацию, "затрагивающую интересы лица, не работающего в Министерстве культуры", сославшись на статью 17 Закона РБ "Об информации, информатизации и защите информации", сообщить брестчанам отказались.
Если очень хочется, то можно?
Скоро у нас обычно только сказка сказывается… А вот решение несложного и вполне правомерного вопроса заняло немало времени и потребовало от горожан массы усилий. Но изменит ли установка на доме №10 по ул. Островского охранной доски сложившуюся ситуацию и предотвратит ли уничтожение историко-культурной ценности?
Снос зданий в исторической части Бреста, где земля самая дорогая, уже давно стал делом обыденным. Этому каждый раз дается практически одно и то же объяснение, мол, городу нужны инвестиции. И сценарий один и тот же: здание признают ветхим, непригодным для проживания, а жильцов выселяют, зачастую на окраины. А все потому, что интерес в получении инвестиций берет верх над всем остальным, в первую очередь над интересами простых граждан.