Белорусским вузам нужен альтернативный рейтинг
Министерство образования Беларуси впервые разработало рейтинг учреждений высшего образования. БГУ — университет № 1.
По итогам приемной кампании 2013 года первое место в рейтинге занял Белорусский государственный университет, второе — Белорусский национальный технический университет, третье — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.
Замыкают первую пятерку Белорусский государственный экономический университет и Минский государственный лингвистический университет.
Всего в рейтинг вошли 48 учреждений образования. На последнем месте разместился Международный гуманитарно-экономический институт.
Как сообщает пресс-служба Минобразования, рейтинг составлен по итогам вступительной кампании 2013 года. Учитывались сумма баллов, набранных студентами по всем специальностям, с учетом выполнения контрольных цифр приема, количество абитуриентов, принятых на бюджетное и платное отделение по определенной специальности, проходной балл по определенной специальности для абитуриентов, принятых за счет бюджета и на условиях оплаты.
Кроме того, при составлении рейтинга принималось во внимание количество абитуриентов, зачисленных в вузы без вступительных экзаменов, количество принятых иностранных граждан и процент выполнения контрольных цифр приема.
Отметим, что вступительная кампания в вузы 2013 года прошла под знаком недобора, но не на платные отделения, как в 2012-м, а на бюджет. Однако БГУ был в это смысле исключением. Имидж вуза и политика руководства, сориентированная на привлечение лучших абитуриентов, позволили полностью заполнить бюджетные места.
Белгосуниверситет уже много лет стоит особняком в системе белорусского образования, причем занимает место в авангарде, о чем свидетельствуют лидирующие позиции среди белорусских и вузов СНГ в различных международных рейтингах. Однако, несмотря на такое положение, БГУ, как и все остальные белорусские вузы, является звеном одной цепи, лишен присущей университетам большинства развитых стран свободы и вынужден подчиняться даже тем решениям, которые идут вразрез с интересами вуза и препятствуют его развитию.
Об этом сегодня говорят не только независимые эксперты, но и, опуская политико-идеологическую составляющую проблемы, руководство БГУ.
Жесткая регламентация в рамках Кодекса об образовании, типовых штатных расписаний вузов и других нормативных документов затрудняют внедрение образовательных инноваций, отмечал во время недавних парламентских слушаний ректор БГУ Сергей Абламейко.
«Работает подход: всё, что не регламентировано и не разрешено — запрещено. Не предусмотрены нормативными документами новые формы проведения занятий, нет возможности гибко изменять объем аудиторных занятий в зависимости от используемых преподавателями электронных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий», — сетовал Абламейко.
Применение по отношению к таким вузам, как БГУ, типовых штатных расписаний, разработанных для всех учебных заведений, неприемлемо, отмечал ректор университета.
«Учреждениям высшего образования, в первую очередь ведущим, надо предоставить существенно большую степень свободы в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса», — подчеркивал Сергей Абламейко.
С точки зрения образовательных услуг, уровня студентов и количества научных публикаций преподавателей БГУ является лидером, но работодатель может по-другому воспринимать качество подготовки в вузе, считает доцент Европейского гуманитарного университета Андрей Лаврухин. Ведь в БГУ много специальностей, которые не являются практикоориентированными.
«Чтобы выяснить, какой вуз лучше готовит по тем или иным специальностям, — отметил в комментарии для Naviny.by Андрей Лаврухин, — нужны различные взгляды на вузы, то есть альтернативные рейтинги, которые сами по себе являются важным механизмом оценки деятельности университета. Другими словами оценка должна происходить не только со стороны Минобразования, но и работодателей, независимых агентств, студентов, родителей».
Елена СПАСЮК