Одинокая ветка и елки-2014
Базарчик ладился споро. Прошло буквально пару часов, и на газоне возле моего дома, огороженный досками, уже вырос настоящий лес, увы, только что срубленных елок. Все правильно. У подъезда стоял Новый год, и подобный антураж не вызвал особого удивления у прохожих, собственно, как и ажиотажного спроса на лесную зелень. Просто стало грустно: следуя в русле давней традиции радовать людей с наступлением Нового года, лес дремучий в очередной раз пожертвовал молодым поколением елочек, которые через неделю-другую банально окажутся на свалке.
Прошел бы мимо и я, но журналистское любопытство остановило возле начертанной маркером таблички: «Елочный бозар».
— Земляк, — обратился к хозяину мертвых красавиц. — Надо бы ошибку исправить.
Другого куска ватмана под рукой не оказалось, поэтому на обратной стороне старого было уже правильно написано слово.
— А приехали мы из Пуховичского района, — ответил за «базар» продавец. — Думаю, продадим быстро, ведь товар-то на загляденье.
Действительно, елочки были на любой вкус и разной высоты. За них, согласно тарифу, можно было получить от 30 до 100, а то и больше тысяч рублей.
Но жители каменных лесов не особо торопились с приобретением новогоднего символа: ни утром, ни днем, ни вечером у импровизированного базара не наблюдалось очевидного столпотворения. Предложение превышало спрос? Возможно.
Это только в кино (см. «Иронию судьбы…») буквально за несколько часов до наступления праздника люди спешат домой с только что купленной елочкой. На практике же подавляющее большинство уже давно перешло на синтетические многоразовые деревья. Их благополучно хранят на антресолях вплоть до наступления очередного случая, которым будет год уже 2015, 2016, 2017-й и далее. Разумное решение. Так зачем же лес рубить и базар городить?
Ну как зачем, ведь традиция же. Все очевидно. Добавим еще: и бизнес тоже. Хотя, слава Богу, и не такой уж процветающий. В этом году в столицу было поставлено меньше елочек, чем в прошлом. Остается только приветствовать эту тенденцию и предполагать, что в следующий сезон деревцев понадобится еще меньше и со временем необходимость в них будет стремиться к минимуму.
Желание узнать, как прошла торговля, опять привело меня к елочному базарчику возле дома. Увы, на его месте уже ничего не было. Лишь примятая трава да лежавшая на земле одинокая ветка елочки. Было утро 31 декабря. Еще вчера вечером здесь был плотно стоящий лес елей. Под Новый год, бывает, случаются чудеса. Но не думаю, что за одну оставшуюся ночь удалось распродать то, что с трудом торговалось всю неделю. Значит, елочки централизованно уехали на свалку.
Было обидно и грустно.
«Бозар» не удался…
P.S. А вот коротенькая выдержка из указа Петра I о праздновании нового 1700 года: «…И в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… смотря по месту и воротам учинить возможно. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить…»
Так где же наши ветки сосновые, елевые, можжевеловые? Или мы все «людьми скудными» стали?..