«Я его люблю. И он не против»

Источник материала:  
Жильцы дома-зимовки под Климовичами ведут совместное хозяйство, женятся и мечтают о простых человеческих радостях

— Ох, вы мои милые! Ох, вы мои любые! Пыли-пыли, бегите сюда, посмотрите, что я вам принесла, — пенсионерка Надежда Осмоловская, сухонькая бабуля с миловидными чертами лица, держит в руках железную кастрюлю и веером разбрасывает зерно. — Сейчас холодно, куры плохо несутся: вчера только одно яичко нашла. А летом, бывает, по 11—12 приносят. Ничего, я им соломки свежей на насесте подстелила, окна в сарайчике утеплила, чтоб только они не мерзли. Птица, она ласку любит, заботу. То понимать надо.


«Я его люблю. И он не против»

На снимке: Сергей ГАЕВ, Ева АВЛАСИКОВА и Надежда ОСМОЛОВСКАЯ: вместе веселее.

Закрыв за собой калитку затянутого сеткой загончика, Надежда Григорьевна ведет меня к дому. Бодро поднимается по ступенькам, отряхивает веничком сапоги и приглашает внутрь. Трудно поверить, что этой маленькой неугомонной бабушке 5 января исполнится 82 года.

Просторный зал с мягкой мебелью, две спальни, кухня с русской печкой и белоснежная ванная с горячей водой. В таких комфортных городских условиях встречают уже вторую зиму семейная чета Гаевых—Авласиковых и непоседливая бабушка Надя. Но мы совсем не в городе, а в 23 км от райцентра Климовичи: в доме самостоятельного проживания деревни Борисовичи. Однако простите, нас уже зовут к столу.

Мы сидим друг напротив друга и говорим по душам, запивая жизненные истории горячим чаем с печеньем.

— Сама я из деревни Гиреевичи. Жили там с мужем и сыном. Хозяина моего не стало в 2004-м, сына насмерть сбила машина, из родных людей у меня остались только внуки. Но они уже взрослые, живут в Могилеве — на что им сдалась старая баба? — теребит руками кончики платка Надежда Григорьевна.

— А деревенька наша потихоньку вымерла, куда ни посмотришь — пустые хаты да заколоченные окна. Магазина нет, одна автолавка ходит. Грустно. Соцработники все уговаривали: Григорьевна, давайте на зиму к нам, в отделение в Великий Мох. Согласилась: все ж веселей. А спустя время открылся этот дом в Борисовичах. С 2008 года я тут.

Но натуру обмануть невозможно. Всю свою жизнь бабушка Надя отработала в совхозе. И грядки полола, и бураки копала, и за телятами на ферме чистила. А в «палаты» переехала — и загрустила…

— Спасибо директору ТЦСОНа, нашей Светлане Николаевне, курочек купили, сарайчик поставили, сеткой обнесли. У меня аж крылья за спиной от радости выросли, я ж это все так люблю! — не скрывает эмоций Надежда Осмоловская. — Утром раненько проснусь, крылечко и дорожки от снега расчищу и к своим цыпляткам бегу. Они ж меня уже ждут. Покормлю их и к 8.00 иду на завтрак в столовую отделения круглосуточного пребывания. Тут у нас живут бабки-дедки, которым требуется уход. Потом я обычно смотрю новости, узнаю, что в мире случилось. Отдыхаю и в 11.00 снова иду посмотреть своих несушек. Там скоро обед, потом ужин, в десять вечера ложусь спать. Сами видите, свободного времени уйма — вот бы мне еще корову…

В последнее время, как говорят соцработники, бабушка Надя зачастила в отделение. Сядет на диванчике в общем холле и будто ждет кого-то. Наблюдает. Секрет раскрыли быстро: его зовут Виктор Мельников. Семидесятилетний дедушка пользуется популярностью у бабушек разных возрастов и, похоже, многим дает здесь надежду. Но Григорьевна решила как отрезала: это ее будущий муж.

— Пусть злые языки не брешут. Он порядочный и верный. Мы с ним уже поговорили, призналась ему, что люблю его и хочу с ним жить. И он не против, — заливается румянцем Надежда Григорьевна. — Я уже все выяснила. Чтоб он переехал ко мне в комнату, нужно расписаться. Председателя сельсовета решили звать уже после Рождества.

…Ева Авласикова и Сергей Гаев до того, как получить штампы в паспорта, прожили вместе более 50 лет. Об официальном браке даже не помышляли (зачем, и так вместе всю жизнь?), но здесь, в Борисовичах, пришлось. Порядок есть порядок.

— Мой первый муж умер очень молодым, дочка Валя только-только родилась. Потом познакомилась с Сергеем Григорьевичем, он предложил сойтись — в гражданском браке живем уже полвека, — смотрит на мужа Ева Федоровна. — Раньше мы жили в деревне Муравец, и как жили! Я баба не промах: закончила агротехникум, работала животноводом на ферме. Привесы мы давали сумасшедшие, дипломами и грамотами вся стена увешана, а зарплата — 421 рубль! И это советскими. Если б мой хозяин был троху посправнейшим, давно б ездили на «Мархадесе». Но он же шофер бедовый: три рюмки примет — и с велосипедом вместе падает в канаву. Так, Сергей?

Сергей Григорьевич усердно размешивает сахар в очередной кружке чая. Супруга тем временем продолжает свою горькую женскую исповедь. Вспоминает: их как будто кто-то сглазил. Сначала сгорел дом в Муравце. Затем дочь начала чудить после родов и попала на карандаш к психотерапевтам. Через пару лет от замыкания электропроводки выгорел дотла второй дом, в Балешине. Остались в чем стояли.
— Оказалось, почтальон не отдала наши документы на продление страховки, и мы не получили ни рубля. Но я пожалела ее: семья, дети малые, пусть живет… В декабре 2012-го перебрались жить в зимовку. Расписались: ему было 79, мне 84. Только сейчас я понимаю, какой подарок нам преподнесла жизнь: это ж самый настоящий санаторий. Своя комната в доме, чистая постель, хорошее питание, горячая вода 24 часа в сутки, баня... Я тут так поправилась, что уже боюсь, как бы моего Сергея не увели. Претенденток хватает, — толкает мужа локтем в бок Ева Федоровна. — Сейчас на дворе зима, спячка. Работа одна: поел, телевизор посмотрел — и на боковую. А летом мы с Надей делаем грядки, выращиваем огурцы, кабачки, лук, чеснок, цветов море садим. Вон, гляньте, сколько закаток в подвале поставили. Красота!

К Новому году жильцы «зимовки» уже хорошенько подготовились: купили 4 кг сала, бутылку шампанского, копченой рыбы и конфет. Признаются: спиртное здесь запрещено, но по такому случаю…
Каждый из этой дружной троицы уже загадал свое желание. Бабушка Надя мечтает о расширении надворного хозяйства и совместной работе бок о бок с любимым человеком. Ева Федоровна, вздохнув, откровенничает: она хочет купить большой дом в Борисовичах, перевезти в него Валю с внуком и зажить, как раньше. Готовя дымящиеся обеды на всю семью, занимаясь утюжкой, штопкой и слушая петухов на заре. Вот только мечтам этим сбыться очень тяжело: Валентина который год лечится в психоинтернате в Хотимске, а внук Александр только-только вышел из ЛТП. Третьего дня письмо прислал.

Василий МАТВЕЕВ, «Р»


Фото автора

←Казино онлайн - играй не выходя из дома

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика