Фискальная «разгрузка»
21.12.2013
—
Новости Общества
Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают белорусов в новом году?
Можно ли «выковать» экономический успех страны исключительно инструментами налогового законодательства и администрирования? Как в будущем году изменятся ставки налогов, механизмы их расчета и уплаты? Какой эффект от предложенных мер надеется получить государство? На эти и другие вопросы об основных предстоящих изменениях в налоговом законодательстве в интервью «Р» рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.
— Элла Александровна, наш разговор начну с вопроса, который волнует всех: будет ли с 2014 года до 22 % повышена ставка налога на добавленную стоимость? При обсуждении этого вопроса информация менялась неодно¬кратно, даже внутри правительства до последнего не утихали споры по поводу целесообразности такого шага…
— Вопрос о повышении ставки этого косвенного налога, действительно, никого не оставил равнодушным. Уже с уверенностью можно говорить о том, что налоговая нагрузка по основным налогам в 2014 году останется неизменной. Я говорю «по налогам», поскольку возможность повышения ставки НДС мы анализировали в увязке со снижением ставки налога на прибыль до 15 %. Взвесив все «за» и «против», правительство приняло окончательное решение о том, чтобы оставить ставки этих налогов в будущем году на их прежнем уровне.
— Как с учетом этого изменится налоговая нагрузка на плательщиков в 2014 году?
— Коль скоро мы начали разговор со спорных вопросов, думаю, самое время сказать и о том, что буквально на днях было принято еще одно ожидаемое в кругах бизнеса решение. Правительство отказалось от своих первоначальных планов по существенному увеличению налоговой нагрузки на субъекты, имеющие объекты сверхнормативного незавершенного строительства. Такая мера больше не рассматривается, и в 2014 году будут действовать нынешние положения Налогового кодекса. В то же время хочу обратить внимание представителей бизнеса на один весьма важный момент. В действующем кодексе содержится положение о том, что местные Советы депутатов имеют право не более чем в пять раз увеличивать ставки налога на недвижимость, если у плательщика есть неиспользуемые или неэффективно используемые объекты недвижимости. Перечень таких объектов должен быть определен ими на основании постановления Совмина от 6 ноября 2013 года № 957. И если в данном случае местные Советы составят такие перечни и воспользуются своим правом увеличить ставки налога до 5 %, налогоплательщикам в 2014 году придется уплачивать налог на недвижимость в повышенном размере.
Что касается иных налогов, то те из них, размер уплаты которых устанавливается в белорусских рублях, в частности, земельный налог, экологический налог, налог, который взимается с индивидуальных предпринимателей в фиксированных суммах, подоходный налог, также взимаемый в фиксированных суммах при сдаче жилых помещений в наем, будут с 2014 года традиционно проиндексированы. В этом году — на 12,7 %.
Если говорить о подоходном налоге с физических лиц, то те льготы для граждан, уплачивающих его, размеры которых также устанавливаются в белорусских рублях — необлагаемые доходы, стандартные и социальные налоговые вычеты, — безусловно, будут проиндексированы таким же образом. А вот по акцизам складывается несколько иная ситуация. В связи с обязательствами, которые Беларусь взяла на себя в области акцизной политики, ставки акцизов будут проиндексированы чуть больше. Так, на автомобильное топливо они увеличатся примерно на 14 %, на табачные изделия — от 24 % до 40 %, на алкогольную продукцию — на 27 %. Акцизы на неназванные группы товаров увеличатся примерно на 20 %.
— Налоговая служба в последние годы в рамках работы по повышению рейтинга страны в ежегодных отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» и не только старается упростить механизмы исчисления и уплаты налогов. Можно ли говорить о том, что и в будущем году налоговое администрирование упростится?
— Безусловно, МНС в результате консультаций с представителями бизнеса и по итогам собственного анализа правоприменительной практики подготовило ряд, если так можно сказать, упрощений в сфере налогового администрирования. Эти упрощения в немалой степени коснутся, например, администрирования экологического налога. Вспомните, еще недавно в Беларуси отказались от его взимания в случаях, когда выбросы производятся нестационарными источниками. Сегодня налогоплательщики уплачивают налоги с выбросов со стационарных источников выбросов, при этом по каждому классу опасности насчитывается до десятка и более видов выбросов. С 1 января 2014 года предложено сократить число налогооблагаемых выбросов до тех из них, которые указываются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Налогообложению будет подлежать значительно меньшее количество выбросов. При этом экологический налог будет исчисляться и уплачиваться только в том случае, если общее количество таких выбросов превысит три и более тонны. При меньшем количестве выбросов налогоплательщику не придется уплачивать экологический налог вовсе. С пяти до трех сократится количество классов опасности. Таким образом, помимо снижения налоговой нагрузки непосредственно по этому налогу, значительно упростится администрирование его исчисления и уплаты. В налоговой декларации придется заполнить всего около трех строчек по каждому классу опасности.
— Элла Александровна, будут ли приняты какие-то меры в отношении амортизационной премии? В этом году бизнес неоднократно поднимал вопрос о совершенствовании механизма взимания налога на прибыль, и в первую очередь по возврату льготы по прибыли по финансированию капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства…
— С учетом предложений предпринимателей порядок применения амортизационной премии значительно усовершенствован. Амортизационную премию в связи со сложностью самого механизма, при котором плательщики налога на прибыль вынуждены были в целях ее применения проводить специальные корректировки амортизационных отчислений на протяжении всего периода амортизации имущества, применяли, пожалуй, единичные организации. И поэтому после изучения практики работы наших коллег в странах Таможенного союза в этом вопросе было предложено применять амортизационную премию «посредством предоставления инвестиционного вычета».
— А что касается изменения порядка уплаты налога на прибыль…
— Это предмет для отдельного разговора. На сегодняшний день, как известно, основная масса плательщиков уплачивает налог на прибыль исходя из результатов работы в прошедшем году авансовыми платежами, а итоговые суммы налога рассчитываются по результатам работы в марте следующего года. Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию и дабы не допустить недопоступления запланированных платежей по данному доходному источнику, предлагается перейти с 2014 года на уплату налога поквартально. Декларация будет подаваться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата налога — производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Это позволит в данном случае обеспечить равномерное поступление средств от уплаты налога на прибыль на протяжении всего будущего года.
Свою особенность в таком порядке будут иметь расчет и уплата налога в четвертом квартале. Этот платеж разобьется на две части. 22 декабря 2014 года следует внести две трети платежа, произведенного по итогам третьего квартала, и последний платеж будет сделан не позднее 20 января (уже 2015 года!) в целом с перерасчетом налога за весь четвертый квартал.
— Будут ли иметь положительный эффект предлагаемые меры? Как примут их предприниматели внутри страны и международные эксперты, оценивающие уровень либеральности налогового законодательства? Звучат мнения о том, что, возможно, следовало бы более внимательно присмотреться к опыту наших партнеров по Таможенному союзу…
— Мы никогда в таких вопросах не работаем наугад. Вы и сами сказали, что многие корректировки законодательства происходят по предложениям бизнес-сообщества. В этом плане хочу отметить работу Консультативного совета при нашем министерстве. Как отмечают сами предприниматели, в этом году только ассоциация БелАПП и Союз некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» внесли для рассмотрения более 70 предложений по совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования. Более половины предложений реализовано или одобрено, еще часть — требует дальнейшей проработки. Мы наладили эффективный диалог с бизнесом именно в формате открытой дискуссии, стараемся вместе обсуждать новые меры в сфере налогового законодательства.
Я могу с уверенностью заявить, что любой передовой опыт в сфере применения налогового законодательства изучается в МНС тщательным образом, наши специалисты выезжают не только в страны — партнеры по ТС — в Россию и Казахстан, но и в Прибалтику для изучения европейского опыта с тем, чтобы на практике познакомиться с особенностями налогообложения в этих странах. И знаете, ничем не проще там налоговое администрирование. В Беларуси, к примеру, сегодня налог на прибыль уплачивается раз в год с четырьмя авансовыми платежами и одной декларацией. В России, соответственно, четыре платежа и четыре декларации. Налоговые декларации у наших восточных соседей однозначно сложнее, чем у нас. В России и Казахстане отдельно ведутся налоговый и бухгалтерский учет, а в нашей стране по этому пути не пошли, налоговый учет для целей исчисления налога на прибыль сближается с бухгалтерским, на основании данных которого и исчисляются налоги.
Скажем, в некоторых странах бывшего Советского Союза электронное декларирование, например в Киргизии, находится на стадии становления, но в них местные бухгалтеры тратят на администрирование налогов меньше, чем белорусские. И это несмотря на то, что в нашей стране к системе электронного декларирования подключились уже около 140 тыс. субъектов хозяйствования. Лично у меня, как у представителя Министерства по налогам и сборам, есть масса вопросов, а ситуацию с оценкой могу назвать, как минимум, непонятной. Но раз мы решили пройти этот путь, будем отстаивать свои позиции.
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО
Можно ли «выковать» экономический успех страны исключительно инструментами налогового законодательства и администрирования? Как в будущем году изменятся ставки налогов, механизмы их расчета и уплаты? Какой эффект от предложенных мер надеется получить государство? На эти и другие вопросы об основных предстоящих изменениях в налоговом законодательстве в интервью «Р» рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.
— Элла Александровна, наш разговор начну с вопроса, который волнует всех: будет ли с 2014 года до 22 % повышена ставка налога на добавленную стоимость? При обсуждении этого вопроса информация менялась неодно¬кратно, даже внутри правительства до последнего не утихали споры по поводу целесообразности такого шага…
— Вопрос о повышении ставки этого косвенного налога, действительно, никого не оставил равнодушным. Уже с уверенностью можно говорить о том, что налоговая нагрузка по основным налогам в 2014 году останется неизменной. Я говорю «по налогам», поскольку возможность повышения ставки НДС мы анализировали в увязке со снижением ставки налога на прибыль до 15 %. Взвесив все «за» и «против», правительство приняло окончательное решение о том, чтобы оставить ставки этих налогов в будущем году на их прежнем уровне.
— Как с учетом этого изменится налоговая нагрузка на плательщиков в 2014 году?
— Коль скоро мы начали разговор со спорных вопросов, думаю, самое время сказать и о том, что буквально на днях было принято еще одно ожидаемое в кругах бизнеса решение. Правительство отказалось от своих первоначальных планов по существенному увеличению налоговой нагрузки на субъекты, имеющие объекты сверхнормативного незавершенного строительства. Такая мера больше не рассматривается, и в 2014 году будут действовать нынешние положения Налогового кодекса. В то же время хочу обратить внимание представителей бизнеса на один весьма важный момент. В действующем кодексе содержится положение о том, что местные Советы депутатов имеют право не более чем в пять раз увеличивать ставки налога на недвижимость, если у плательщика есть неиспользуемые или неэффективно используемые объекты недвижимости. Перечень таких объектов должен быть определен ими на основании постановления Совмина от 6 ноября 2013 года № 957. И если в данном случае местные Советы составят такие перечни и воспользуются своим правом увеличить ставки налога до 5 %, налогоплательщикам в 2014 году придется уплачивать налог на недвижимость в повышенном размере.
Что касается иных налогов, то те из них, размер уплаты которых устанавливается в белорусских рублях, в частности, земельный налог, экологический налог, налог, который взимается с индивидуальных предпринимателей в фиксированных суммах, подоходный налог, также взимаемый в фиксированных суммах при сдаче жилых помещений в наем, будут с 2014 года традиционно проиндексированы. В этом году — на 12,7 %.
Если говорить о подоходном налоге с физических лиц, то те льготы для граждан, уплачивающих его, размеры которых также устанавливаются в белорусских рублях — необлагаемые доходы, стандартные и социальные налоговые вычеты, — безусловно, будут проиндексированы таким же образом. А вот по акцизам складывается несколько иная ситуация. В связи с обязательствами, которые Беларусь взяла на себя в области акцизной политики, ставки акцизов будут проиндексированы чуть больше. Так, на автомобильное топливо они увеличатся примерно на 14 %, на табачные изделия — от 24 % до 40 %, на алкогольную продукцию — на 27 %. Акцизы на неназванные группы товаров увеличатся примерно на 20 %.
— Налоговая служба в последние годы в рамках работы по повышению рейтинга страны в ежегодных отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» и не только старается упростить механизмы исчисления и уплаты налогов. Можно ли говорить о том, что и в будущем году налоговое администрирование упростится?
— Безусловно, МНС в результате консультаций с представителями бизнеса и по итогам собственного анализа правоприменительной практики подготовило ряд, если так можно сказать, упрощений в сфере налогового администрирования. Эти упрощения в немалой степени коснутся, например, администрирования экологического налога. Вспомните, еще недавно в Беларуси отказались от его взимания в случаях, когда выбросы производятся нестационарными источниками. Сегодня налогоплательщики уплачивают налоги с выбросов со стационарных источников выбросов, при этом по каждому классу опасности насчитывается до десятка и более видов выбросов. С 1 января 2014 года предложено сократить число налогооблагаемых выбросов до тех из них, которые указываются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Налогообложению будет подлежать значительно меньшее количество выбросов. При этом экологический налог будет исчисляться и уплачиваться только в том случае, если общее количество таких выбросов превысит три и более тонны. При меньшем количестве выбросов налогоплательщику не придется уплачивать экологический налог вовсе. С пяти до трех сократится количество классов опасности. Таким образом, помимо снижения налоговой нагрузки непосредственно по этому налогу, значительно упростится администрирование его исчисления и уплаты. В налоговой декларации придется заполнить всего около трех строчек по каждому классу опасности.
— Элла Александровна, будут ли приняты какие-то меры в отношении амортизационной премии? В этом году бизнес неоднократно поднимал вопрос о совершенствовании механизма взимания налога на прибыль, и в первую очередь по возврату льготы по прибыли по финансированию капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства…
— С учетом предложений предпринимателей порядок применения амортизационной премии значительно усовершенствован. Амортизационную премию в связи со сложностью самого механизма, при котором плательщики налога на прибыль вынуждены были в целях ее применения проводить специальные корректировки амортизационных отчислений на протяжении всего периода амортизации имущества, применяли, пожалуй, единичные организации. И поэтому после изучения практики работы наших коллег в странах Таможенного союза в этом вопросе было предложено применять амортизационную премию «посредством предоставления инвестиционного вычета».
— А что касается изменения порядка уплаты налога на прибыль…
— Это предмет для отдельного разговора. На сегодняшний день, как известно, основная масса плательщиков уплачивает налог на прибыль исходя из результатов работы в прошедшем году авансовыми платежами, а итоговые суммы налога рассчитываются по результатам работы в марте следующего года. Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию и дабы не допустить недопоступления запланированных платежей по данному доходному источнику, предлагается перейти с 2014 года на уплату налога поквартально. Декларация будет подаваться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата налога — производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Это позволит в данном случае обеспечить равномерное поступление средств от уплаты налога на прибыль на протяжении всего будущего года.
Свою особенность в таком порядке будут иметь расчет и уплата налога в четвертом квартале. Этот платеж разобьется на две части. 22 декабря 2014 года следует внести две трети платежа, произведенного по итогам третьего квартала, и последний платеж будет сделан не позднее 20 января (уже 2015 года!) в целом с перерасчетом налога за весь четвертый квартал.
— Будут ли иметь положительный эффект предлагаемые меры? Как примут их предприниматели внутри страны и международные эксперты, оценивающие уровень либеральности налогового законодательства? Звучат мнения о том, что, возможно, следовало бы более внимательно присмотреться к опыту наших партнеров по Таможенному союзу…
— Мы никогда в таких вопросах не работаем наугад. Вы и сами сказали, что многие корректировки законодательства происходят по предложениям бизнес-сообщества. В этом плане хочу отметить работу Консультативного совета при нашем министерстве. Как отмечают сами предприниматели, в этом году только ассоциация БелАПП и Союз некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» внесли для рассмотрения более 70 предложений по совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования. Более половины предложений реализовано или одобрено, еще часть — требует дальнейшей проработки. Мы наладили эффективный диалог с бизнесом именно в формате открытой дискуссии, стараемся вместе обсуждать новые меры в сфере налогового законодательства.
Я могу с уверенностью заявить, что любой передовой опыт в сфере применения налогового законодательства изучается в МНС тщательным образом, наши специалисты выезжают не только в страны — партнеры по ТС — в Россию и Казахстан, но и в Прибалтику для изучения европейского опыта с тем, чтобы на практике познакомиться с особенностями налогообложения в этих странах. И знаете, ничем не проще там налоговое администрирование. В Беларуси, к примеру, сегодня налог на прибыль уплачивается раз в год с четырьмя авансовыми платежами и одной декларацией. В России, соответственно, четыре платежа и четыре декларации. Налоговые декларации у наших восточных соседей однозначно сложнее, чем у нас. В России и Казахстане отдельно ведутся налоговый и бухгалтерский учет, а в нашей стране по этому пути не пошли, налоговый учет для целей исчисления налога на прибыль сближается с бухгалтерским, на основании данных которого и исчисляются налоги.
Скажем, в некоторых странах бывшего Советского Союза электронное декларирование, например в Киргизии, находится на стадии становления, но в них местные бухгалтеры тратят на администрирование налогов меньше, чем белорусские. И это несмотря на то, что в нашей стране к системе электронного декларирования подключились уже около 140 тыс. субъектов хозяйствования. Лично у меня, как у представителя Министерства по налогам и сборам, есть масса вопросов, а ситуацию с оценкой могу назвать, как минимум, непонятной. Но раз мы решили пройти этот путь, будем отстаивать свои позиции.
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО