ЕГУ повторяет судьбу своей родины?

Источник материала:  
26.11.2013 18:25 — Новости Общества
 
Конфликт между ректоратом и значительной частью преподавателей Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) достиг пика. Проект, который задумывался как островок свободы для белорусской высшей школы, постигла вполне белорусская судьба — его обитатели вынуждены бороться с узурпацией власти администрацией вуза.
 
Но если на родине все глухо, то в ЕГУ у недовольных есть серьезные шансы добиться перемен.
 
ЕГУ повторяет судьбу своей родины?
Фото Дмитрия Трунова
 
По итогам прошедших 19 ноября выборов 12 из 15 членов университетского сената (органа академического самоуправления) оказались представителями платформы «За новый ЕГУ». Платформа резко критикует бессменного вот уже 22 года ректора Анатолия Михайлова за авторитарные замашки и требует повышения роли сената.
 
 
За что критикуют Михайлова?
 
Важнейшей проблемой ЕГУ критики называют потерю идентичности. По их словам, университет отходит от белорусской направленности: со ссылкой на нерентабельность закрыты или понижены в статусе программы с акцентом на Беларусь, все больше преподавателей, руководителей департаментов (например, политологического и исторического) и администраторов (включая двух из трех проректоров) не являются белорусами, мизерное число публикаций издается на белорусском языке.
 
Попытки преподавателей оспорить курс руководства пока успехом не увенчались. В 2008 году со скандалом уволили с должности проректора вуза именитого Владимира Дунаева. В 2009 году ряд известных политологов — преподавателей ЕГУ (Денис Мельянцов, Сергей Богдан, Андрей Казакевич, Андрей Егоров и другие) покинули вуз после того, как администрация отказалась учитывать их мнение при назначении координатора департамента.
 
Важным раздражителем стала и система найма в ЕГУ. Преподаватели с многолетним стажем получают зарплаты, несравнимые со среднеевропейскими, они вынуждены работать по договорам оказания услуг, без социальных гарантий и вида на жительства.
 
Представитель академического сообщества вуза, пожелавший остаться неназванным, пояснил БелаПАН, что трудоустройство преподавателей, приехавших в страну по туристическим визам, без заключения контрактов, грубо противоречит литовским и шенгенским визовым законам. По его мнению, это спорная по легальности налоговая схема.
 
 
Реакция в белорусском стиле
 
Ответ ректората на претензии академического сообщества напомнил критикам, что ЕГУ по-прежнему белорусский университет. По крайней мере, это выразилось в стиле реакции администрации на внутреннюю оппозицию.
 
14 ноября, спустя неделю после заявления о создании платформы «За новый ЕГУ», ректор Анатолий Михайлов выступил со своим планом реформ. Их целью была объявлена «консолидация преподавательского состава и создание постоянного ядра преподавателей».
 
Ректор пообещал в два раза поднять зарплаты преподавателям на постоянных должностях, набор на которые будет «прозрачным, всеобъемлющим и конкурентным».
 
К началу следующего учебного года планируется укомплектовать ЕГУ «ядром основных преподавателей, которые живут в Литве и имеют трудовые договоры с университетом, включая все социальные гарантии…». В документе поясняется, что проживание в Литве будет обязательным условием найма.
 
Неназванный собеседник БелаПАН отмечает, что сама идея конкурсного отбора неплоха, но в таком виде она только усугубит дебелорусизацию университета.
 
«Скорее всего, имеется в виду замещение белорусов литовцами. Например, в конкурсе на позицию директора департамента истории было сказано, что знание литовского является преимуществом», — рассказал представитель академического сообщества ЕГУ.
 
Кроме того, конкурс вполне может быть использован для отказа в найме тем преподавателям, которые постоянно живут в Беларуси, — к слову, именно из них сформировался костяк протестного движения в ЕГУ. Литовские же преподаватели в основной массе более лояльны администрации вуза, отмечает собеседник БелаПАН.
 
Недовольство преподавателей ректор ЕГУ объясняет желанием «некоторых личностей сосредоточить всю власть в руках одного сената». В ответ на это Анатолий Михайлов дважды в своем плане реформ напоминает, что роль теперь уже жестко оппозиционного ему сената состоит лишь в «обеспечении качества образования и научных исследований».
 
Одновременно с планом реформ на сайте ЕГУ был опубликован кодекс поведения сотрудников и студентов вуза. В нем под угрозой увольнения или отчисления запрещается «осознанное распространение ложной, клеветнической или какой-либо необоснованной информации о процессах, которые происходят в университете».
 
Поражает схожесть формулировки с одной из самых критикуемых за репрессивный характер статей белорусского Уголовного кодекса «Дискредитация Республики Беларусь»: «Предоставление <…> заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь или ее органы власти».
 
По данным лидеров платформы «За новый ЕГУ», недавно администрацией были предложены поправки в устав вуза, урезающие полномочия сената и отменяющие ротацию лиц на должности ректора.
 
И хотя принятие поправок маловероятно, поскольку в таком виде они прямо противоречат законодательству Литвы об образовании, сам факт их предложения, вкупе с другими ответными мерами ректората, симптоматичен. Белорусский островок свободы в изгнании слишком явно повторяет судьбу своей родины образца середины 90-х.
 
 
Исход не предрешен
 
По словам собеседника БелаПАН, «Михайлов, однозначно, будет настроен на то, чтобы задавить, купить, напугать. Не все так гладко и с платформой. Ей еще предстоит доказать свое право на жизнь, формулируя положительную программу перемен в ЕГУ».
 
«Исход сражения будет зависеть от сплоченности и грамотности действий платформы. Все козыри у них на руках, включая справедливость и юридическую правомочность требований. А также поддержка опасного для администрации профсоюза, который жестко добивается возвращения ЕГУ в правовое поле», — отмечает собеседник.
 
Один из лидеров платформы философ Андрей Лаврухин так сформулировал альтернативы выхода из кризиса: «Или наш управленческий класс все-таки пожертвует своей властью и будет способным удовлетворить притязания академического сообщества на участие в управлении университетом через институт самоуправления (сенат), или он пожертвуют проектом для сохранения своей власти».
 
Анонимный собеседник БелаПАН считает, что без потерь ни одна сторона из спора не выйдет: «Скорее всего, найдут способ избавиться от кого-то из протестующих и лишат должности кого-то из администрации. А ректору за его заслуги дадут уйти достойно, доработав последний срок до 2016 года».
 
Формально снять ректора с должности досрочно может общее собрание учредителей. Однако, по словам собеседника БелаПАН, этот орган меньше всего заинтересован в конфликтах и дестабилизации ситуации в вузе, поэтому, вероятнее всего, не пойдет на радикальные шаги.
 
Так или иначе, случай ЕГУ имеет все шансы выйти за рамки простой борьбы преподавателей за свои права и стать первым белорусским примером цивилизованного разрешения конфликта по линии «оппозиция — власть», пусть пока и внутри отдельного сегмента гражданского общества.
 
  


Артем ШРАЙБМАН
←Онкологи Беларуси проведут бесплатные консультации 28-29 ноября

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика