Гомельские студенты на "Дзяды" приводили в порядок могилы Новобелицкого кладбища
Основная работа студентов БелГУТа по благоустройству шла у могилы, которая датируется началом ХХ века.
Кладбище на въезде в Новобелицу - самое молодое из всех старых кладбищ на территории Гомеля. Однако только оно уцелело под давлением времени и событий, происходивших в двадцатом веке. Самое раннее захоронение здесь датируется 1880 годом. По соседству на этом кладбище покоятся православные, староверы, католики, татары и евреи.
Вначале наша прогулка по тропинкам кладбища напоминает "Кладбищенские истории" Бориса Акунина, где в роли гида у нас выступает председатель гомельской молодёжной краеведческой организации "Толока" Евгений Меркис.
Среди могил встречаем захоронения солдат первой мировой войны, слуг при дворе князя Паскевича, надгробия которых отмечены благодарностью от самого князя, поляков, которые нашли своё последнее пристанище в городе над Сожем, надгробия с барельефами, кресты со свастикой (такая свастика называется "Солнце мёртвых" поясняет Евгений).
- Многие из постаментов везли в Гомель из Киева, Варшавы. - рассказывает краевед. И в подтверждение своих слов ведёт к захоронению, где показывает на особую гравировку.
Периодически мы замечаем ограды с якорями, и на вопрос "К чему это?" получаем ответ, что в Гомеле очень любят море. Как минимум десяток захоронений имеет на оградах якоря.
- Чем это объяснить - я не знаю. Но, видимо, море, а точнее его отсутствие, привлекало гомельчан. И потому некоторые из них и отправлялись служить на флот.
Могилы, на которых надгробия выполнены в виде обрубленных деревьев, свидетельствуют о том, что на этом человеке прервался его род.
После небольшой экскурсии прощаемся с одним Евгением и идём к другому - Евгению Романовичу. Евгений Романович Маликов, преподаватель Белорусского государственного университета транспорта.
Вот уже шестой год подряд на "Дзяды" он со студентами посещает Новобелицкое кладбище. Будущие архитекторы и инженеры-строители вместе со своим преподавателем выносят мусор, разравнивают землю и ставят на место упавшее надгробие.
Пользуемся тем, что Евгений Романович пошёл выносить мешок с землёй и интересуемся у студентов: насколько они здесь добровольно?
- Кто хотел, тот приехал! В первую очередь, это дань уважения к людям, которые здесь захоронены. И также к Евгению Романовичу. Он попросил и, кто из студентов посчитал нужным приехать, тот здесь. Насильно нас никто сюда не звал. Да и каких-то особых поощрений мы тоже не ждём.