Из лабораторных исследований исключили человеческий фактор
Обеспечена ли в Беларуси для населения доступность лабораторной диагностики? По словам специалистов и цифрам статистики картина складывается благоприятная, однако любой посетитель обычной районной поликлиники этот позитив может поставить под сомнение.
Еще в 1999 году Министерством здравоохранения был издан приказ по оснащению лабораторий согласно требованиям, соответствующим мировым стандартам. «Так наши лаборатории оснащаются и по сей день», — сообщил на пресс-конференции в Минске 31 октября заведующий лабораторией Минского консультационно-диагностического центра (МКДЦ) Георгий Костин, который с 1991 по 2006 год был главным внештатным специалистом Минздрава по клинической лабораторной диагностике.
«Другое дело, что где-то недостаточно государственной сети. На помощь государству приходят частные лаборатории, что помогает обеспечить доступность современных исследований для населения Беларуси», — сказал специалист.
Например, лаборатория Минского консультационно-диагностического центра в очередной раз переоснащается, хотя в последний раз лабораторию модернизировали вроде бы не так давно — в 2007 году. По словам заведующего лабораторией, сейчас здесь работает 56 сотрудников и «не хватает только полной лабораторной информационной системы, хотя результаты биохимических исследований уже передаются в корпоративной сети по интернету».
Лаборатория центра — учреждение, стоящее в Минске особняком. Достаточно сказать, что здесь работают в том числе и в интересах РНПЦ трансплантологии. Современное оборудование позволяет проводить высокотехничные и уникальные исследования, среди которых анализы крови на маркеры остеопороза, аутоиммунной патологии и анемии, ПЦР-исследования гепатитов.
Еще несколько лет назад одной из основных проблем службы клинической лабораторной диагностики в первичном звене медицины являлось присутствие большого количества ручных, устаревших методов. Концепция развития службы клинической лабораторной диагностики на 2010-2015 годы предусматривала замену ручных методик исследования на автоматизированные.
Как отметила заведующая «Независимой лабораторией Инвитро» в Беларуси Эльвира Кучинская, согласно мировой практике, возможность ошибки в медицинских исследованиях может составлять от 32% до 75%. На погрешность чаще всего влияют неточность лабораторного оборудования и человеческий фактор. Замена устаревшего оборудования на автоматизированные системы сводит человеческий фактор фактически к нулю.
Заведующий лабораторией МКДЦ Георгий Костин отметил, что «мануальных методов исследования в Беларуси быть уже не должно».
Если в лабораторной службе все так хорошо, почему в поликлиниках Минска биохимический анализ крови делается больше недели, а анализ на половые гормоны — три месяца?
Дело «в отсутствии научной организации труда», считает заведующая кафедрой эндокринологии Белорусского государственного медицинского университета Татьяна Мохорт. На практике это означает, что скорость выполнения исследования зависит от того, насколько это удобно самой лаборатории и вписывается в ее производственные циклы.
Например, некоторые исследования лаборатории делают только тогда, когда наберут достаточное количество проб. А речь может идти не только о десятках, но и о сотнях. Соответственно, если в лабораторию привезли недостаточно анализов, пробы замораживаются, а исследование откладывается. По редким гормональным исследованиям набрать необходимое количество проб трудно. Попросту говоря, нет большого количества пациентов, которым такие исследования нужны. А те, кому они нужны, вынуждены ждать.
Чтобы ускорить проведение исследований в государственных лабораториях, им требуется больше средств на оборудование и материалы, чем сегодня может дать бюджет. Если частные структуры покупают то оборудование, которое считают лучшим, то государственные работают на основе тендеров, то есть приобретают что подешевле.
Это касается не только оборудования, но и реагентов. В кулуарах медики говорят о необходимости принятия на государственном уровне решения об использовании реагентики исключительно с доверительным интервалом ошибки. Это означает, что покупать нужно тот набор реагентов, процент ошибки при использовании которого доказано меньше. Есть наборы с 30-40% отклонения от нормы, но такие наборы, само собой, всегда дороже.
Лабораторная диагностика в принципе не дешевое направление медицины. Например, инвестиционный проект по созданию в Минске представительства российской «Независимой лаборатории Инвитро» оценивается в 3 млн. евро, при этом период возврата инвестиций, по расчетам компании, начнется только через семь лет.
Генеральный директор «Независимой лаборатории Инвитро» (Россия) Сергей Амбросов отметил, что к открытию лаборатории в Минске компания шла три с половиной года. Это «значимый дорогостоящий и тяжелый проект за пределами России»
По словам Амбросова, в настоящее время продолжается строительство медицинских офисов для забора анализов, сетью которых планируется покрыть всю страну.
Лаборатория будет выполнять весь спектр исследований, которые есть в Беларуси, на современном оборудовании, которое закупалось по принципу «что есть лучшее в мире».
«Инвитро» уже 15 лет работает на российском рынке лабораторной диагностики и предлагает более тысячи видов исследований, в том числе исследования функции печени по анализу крови, которое в настоящее время в Беларуси проводится посредством взятия биопсии. Однако часть редких исследований в Минске из-за экономической нецелесообразности делать не будут.
Директор лаборатории «Инвитро» в Беларуси Виталий Шиянов сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с Минздравом относительно возможности приводить некоторые генетические, цитологические исследования в Москве.
В настоящее время белорусское законодательство не разрешает лабораториям забирать материал для определенных исследований в Беларуси и проводить его за рубежом. «Если мы получим разрешение Минздрава, список исследований для белорусского потребителя еще более расширится», — сказал Шиянов.
Елена СПАСЮК