«Похождения» бабушки Нины
В Беларуси сняли документальный “ответ” Михаэлю Ханеке
Мы ходим на работу и в магазины, спорим, кто вымоет посуду и заберет ребенка из школы, обсуждаем новые фильмы и спектакли, гуляем в парках... И совсем не думаем о том, что в соседнем доме, возможно, живут больные одинокие люди. А Нину Николаевну Близнюк мысли о таких людях не покидают ни на минутку. Уже 47 лет она, сестра милосердия Красного Креста, удостоенная медали имени Флоренс Найтингейл, помогает им — кому сделать укол, кому приготовить еду, кого постричь, а с кем просто поговорить. Ее жизнь и судьбы ее подопечных легли в основу документального фильма “Зима пройдет”, презентация которого состоялась на днях в Минске.
Фильм о любви
Возможно, кому-то и покажется странным выбор темы авторами фильма. Мол, нашли кого снимать — больных и немощных людей. Кому это интересно? Вот если бы боевичок или романтическая комедия. А это...
Снятый в прошлом году фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке “Любовь” об одиноких стариках, ухаживающих друг за другом, также был воспринят неоднозначно. Хоть фильм и заработал такое количество наград, сколько не получил ни один из блокбастеров за последние пять лет, история жизни и смерти престарелой супружеской пары разделила публику на два лагеря — сопереживающих и далеких от этой печальной действительности.
— Зная не понаслышке о работе наших медиков и медсестер, решили сделать свой документальный “ответ” Ханеке, с непридуманными персонажами и еще более печальными, но реальными судьбами под названием “Зима пройдет”, — рассказывает продюсер фильма Александр Терещенко. — О чем этот фильм? Я говорю, что это кино о любви. Но думаю, каждый сам сможет ответить на этот вопрос после просмотра фильма.
Затянуть “Катюшу”
Все, что делает Нина Николаевна, она называет “мои похождения”. Начиная с девяти утра ходит по домам больных людей и возвращается к себе около десяти вечера. Задачей авторов фильма было показать не просто работу сестры милосердия. Но трагедию тысячи людей, которые при живых родственниках остаются никому не нужными, и глубину души Нины Николаевны, которая всю себя готова отдать своим подопечным.
— Был у меня больной, — вспоминает Нина Николаевна. — Сорок два года. Лежащий, с пролежнями. Мать бросила, уехала в Германию. Отец с ним живет, но в комнате у сына мало появляется. Вентилятор включит, окна откроет и думает, что запах весь выветрится. Но больного же чистить надо, перевязывать... Вот Нина Николаевна придет, перевяжет его, одежду чистую из Красного Креста принесет, а он на кухне... с вентилятором.
В фильме много “похождений” Нины Николаевны. Зрители видят действительно страшно больных людей. Одни не могут подняться, других вживую “едят” язвы, третьи ничего не видят, четвертые еле говорят... Многие зрители на премьерном показе так и не досмотрели фильм до конца. Вышли из зала. Оттого ли, что “картинки” в самом деле не из приятных, или чтобы просто не думать и не знать, что такое есть, что кто-то рядом мучается и справляется с этим в одиночку. Или с помощью Нины Николаевны. Для многих она единственный посетитель и друг.
Удивительно, как она находит общий язык с пациентами. “А давай мы с тобой споем! Вот “Катюшу”, например!” — “Давай”, — вяло отвечает ей пожилой мужчина, который не встает с кровати. Затягивает вместе с Близнюк “Расцветали яблони и груши...” и начинает улыбаться. А потом Нина Николаевна поднимает нехуденького старика и сажает в инвалидную коляску. Подвозит больного к окошку, за которым зеленеют деревья. Отдергивает штору. Мужчина издает странный звук. “Что? Что случилось?” — беспокоится сестра. “Красиво...” — со слезами на глазах отвечает больной. Побывать на улице ему, видно, удастся не скоро. А может, и никогда. Болезни длятся долго, а вот жизнь быстротечна.
Жизнь как она есть
— Нина Николаевна очень скромный человек. Сложно было снимать ее первое время. Ведь в документальном кино не заставишь человека что-то делать или говорить. В фильме нет ни одного постановочного кадра. Здесь жизнь такая, какая она есть, — продолжает Татьяна Мамиконовна. — Постепенно наша героиня раскрылась. Зритель увидит, насколько это глубокий и тонкий человек. Сколько в ней стойкости и надежности, сколько человеческого тепла и романтизма. Она делает жизнь многих людей светлей, прогоняет зиму в их душе и пробуждает весну.
— За 47 лет прошло очень много больных. А запоминаются самые тяжелые. Дай Бог, чтобы вы не видели того, что мы, сестры Красного Креста. Ведь все приходится делать. И уколы, и перевязки, и даже стрижки, — говорит Нина Николаевна. — А что дает силы? Бог. И муж. И все мои родные и любимые ребята.
Маленький внук Нины Николаевны Саша, очень умный и мудрый мальчик, рассуждает в фильме о жизни и смерти, земле и рае. “Ведь для чего люди живут на земле? — размышляет он, сидя с бабушкой за столом. — Чтобы помогать друг другу”. А когда на премьерном показе у него спросили, гордится ли он бабушкой, тот вдруг ответил:
— Наполовину, думаю.
— А почему?
— Недорос, наверное, чтобы полностью гордиться. Маленький для этого еще. Не могу так точно судить о ее работе.
Думается, не то что Саша, многие из взрослых еще “недоросли”, чтобы оценить труд таких людей, как Нина Николаевна.
И понять такой фильм, как “Зима пройдет”. А посмотреть его стоит. Хотя бы для того чтобы попытаться понять. Как пообещали авторы фильма, вскоре он будет показан на телеканале “Беларусь 1”.
— Съемки фильма шли целый год. Почему так долго?
— Первое время мы вообще ничего не снимали, — поясняет автор сценария и режиссер фильма Татьяна Киракозова. — Просто ходили за Ниной Николаевной.
По сугробам. По дворам. Не всегда нам были рады. Люди больные, старые, немощные, одинокие. Иной раз было неловко.
Не все этично. Но не снять это было невозможно. Старость, болезни волнуют немногих людей. А на экранах телевидения этой темы вообще нет.