Чиновники устроили бюрократический пинг-понг с семьей девочки-инвалида
Камнем преткновения между чиновниками и семьей Стефняк из Минска стали десять ступенек в подъезде, которые приходится преодолевать с неимоверными усилиями, чтобы вывезти на коляске двенадцатилетнюю Юлю из квартиры и поднять обратно.
Уже более пяти лет мама девочки Ольга Стефняк добивается установки электрического подъемника в подъезде дома № 72 по ул. Прушинских. Чиновники играют в пинг-понг ее просьбами и, по сути, отказываются выполнять требования законодательства.
В семье трое детей — студент Саша и девочки-близнецы Юля и Лена. В результате родовой травмы у девочек ДЦП. У Лены координационные нарушения, часто падает. Юля передвигается на инвалидной коляске.
Поскольку Юля учится в общеобразовательной и художественной школе (к слову, как и сестра, на «9» и «10»), занимается танцами, передвижений у нее много. Чтобы девочка могла вести обычную для ребенка жизнь, ее маме приходится поднимать немыслимые тяжести. Понятно, что ни муж, ни сын постоянно помогать в этом деле не могут.
«Сначала я подхожу, навьюченная, как верблюд, к лестнице и потом на задних колесах поднимаю Юлю, коляску, все пожитки со школы или магазина. На лестнице есть откидной рельс — это мы своими силами его делали, но уклон лестницы очень высокий и по нему закатить коляску вообще не реально — лучше так тянуть. Если мы едем на танцы, то сношу еще и коляску для танцев», — рассказывает о своих ежедневных передвижениях Ольга Стефняк.
Спуски и подъемы происходят, считает она, с угрозой для жизни ребенка. С коляски падать Юле уже доводилось.
Когда семья говорит об установке подъемника, речь идет не о том, чтобы к семье проявили гуманизм и пожалели женщину, которая надрывается, чтобы ее дети жили полноценной жизнью, а о соблюдении законодательства — создание безбарьерной среды для инвалидов гарантируется государством.
Статья 24 закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» гласит, что государство обеспечивает «инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования местами отдыха и досуга».
Ольга Стефняк начала слать письма и ходить по кабинетам чиновников с 2008 года. Она обращалась в администрацию Ленинского района, Комитет по труду, занятости и социальной защите с просьбой о создании условий беспрепятственного доступа в квартиру с ребенком, который передвигается на инвалидной коляске. Получила за это время более 50 ответов от чиновников, в которых речь шла об отсутствии финансов, переносах сроков рассмотрения ее вопроса.
«Годы идут, — говорит мама девочки. — С момента первого обращения прошло уже почти шесть лет, ребенок вырос, стал тяжелее. Даже просто провезти инвалидную коляску становится все сложнее, тем более поднять на лестницу! Неоднократно наш подъезд посещали комиссии для обследования подъема инвалидной коляски в подъезде, но дальше разговоров дело не тронулось».
В 2010 году Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в своем письме указал, что на 2011 год было внесено предложение по включению в комплексный план Минска и план работы ЖЭУ-124 разработки проектно-сметной документации по устройству пандуса и поручней лестничных маршей в районе дома № 72 по ул. Прушинских.
В июне 2011 года семье сообщили, что «необходимые для оборудования подъемника средства Администрация Ленинского района подыскивает». Обещали решить вопрос при уточнении районного бюджета, а «при невозможности финансирования устройства пандуса в 2011 году, средства будут запланированы в 2012 году».
Поскольку обещание районных властей так и не было выполнено, в феврале этого года Ольга Стефняк обратилась в Офис по правам людей с инвалидностью и с его помощью написала и подала заявление в прокуратуру Ленинского района Минска о содействии в защите прав по созданию безбарьерной среды для ее дочери.
Как рассказала Naviny.by эксперт Офиса Галина Крот, прокуратура провела проверку, в результате которой оказалось, что семья Стефняк не была включена в государственную программу создания безбарьерной среды.
«Шумиха с прокуратурой заставила двигаться администрацию, они посетили ее дом, пригласили комиссию и сделали необходимые замеры для установления электрического подъемника. Семья даже ездила выбирать из каталога электрический подъемник, — рассказала Галина Крот. — В июне 2013 семья Стефняк была все-таки включена в Городскую подпрограмму по формированию комфортной среды жизнедеятельности инвалидов и других физически ослабленных лиц на текущий год. Срок установки электроподъемника — третий квартал 2013 года — уже прошел».
В конце сентября Ольга Стефняк получила информацию, что администрация района объявила тендер на выбор подрядной организации для установки пандуса (тендер назначили 5.09.2013), а так как предложений не поступило, то они приняли решения продлить сроки тендера. Стефняк недоумевает: почему на то, чтобы объявить тендер, нужно было три месяца?
У нее складывается впечатление, что пинг-понг ее заявлениями не закончится никогда: «В Мингорисполком обращалась — спускают опять в район, а район дает очередную отписку! Так мы и тягаем коляску. А у меня грыжа позвоночника!!! Тяну и боюсь оступиться или просто не подтянуть до верха коляску».
В администрации Ленинского района успокаивают. Подъемник в подъезде, где живет семья Стефняк, в любом случае будет установлен уже в этом году, сказал Naviny.by начальник управления социальной защиты администрации Ленинского района Сергей Ефименко.
Финансирование на безбарьерную среду выделено, загвоздка, по словам чиновника, действительно в том, что тендер не состоялся. В связи с этим было принято решение провести повторную процедуру государственной закупки.
По словам Ефименко, «администрация района планирует обращаться непосредственно в ЗАО «Гомельлифт». Проблема, правда, усугубляется еще и тем, что предприятия, которые производят подъемники, работают по предоплате, а ЖРЭО, через которое идет финансирование — по факту выполненных работ.
«Мы сделаем все, что от нас зависит, — сказал Сергей Ефименко. — Уже во многих домах района создана безбарьерная среда, которая, к сожалению, при проектировке зданий не всегда предусматривается. Это проблема города в целом».
Елена СПАСЮК