По 80 тысяч за две недели заработали в саду СПК "Гродненский" столинские трудяги
Домой в Столинский район с заработков в Гродненской области вернулась группа местных жителей. За тринадцать с половиной рабочих дней девять человек в общей сложности заработали 1 377 000 рублей - по 153 000 на брата. Точнее, заработали они все-таки больше, но именно столько каждому выдали при расчете. И ни рублем больше.
- На сбор яблок в СПК "Гродненский" Гродненского района нас пригласил знакомый, - рассказывает историю добровольного "батрачества" один из обманутых работников. - Он уже несколько лет работает в этом пригородном хозяйстве, занимается строительством. Привезти сюда на уборку яблок бригаду рабочих из Столинского района его попросил председатель СПК. Земляк заверил нас, что хозяйство, куда мы направляемся, крепкое, руководитель слово держит и рублем не обидит. Мы оперативно откликнулись и 4 сентября вместе с ним на поезде приехали в Гродно. Там он позвонил начальству, и за нами прислали автобус. В отделе кадров СПК записали паспортные данные каждого члена бригады, а вот официальный трудовой договор заключать с нами отказались, сказали, что сделать это не могут по причине временного отсутствия председателя, который якобы на тот момент находился в больнице. Устные переговоры с нами об условиях работы и размере трудового вознаграждения от имени председателя вел его заместитель, он пообещал бесплатное проживание и двухразовое питание на весь период работы в саду и дневной заработок в размере 200 000 рублей каждому. Нам и в голову не пришло усомниться в порядочности руководства.
Помимо нас в саду трудилось местное население, а также жители областного центра по направлению службы занятости. Они собирали упавшие яблоки. В конце рабочего дня, а он для них заканчивался в шесть часов вечера, безработным платили по 120 000 рублей. Столько же получали и местные. Нам же доверили более ответственную работу - аккуратно снимать яблоки с деревьев и складывать в контейнеры емкостью 230 килограммов. За день наполняли 22 контейнера. И так три дня. Потом, как и безработные, собирали яблоки - 26 контейнеров в день.
Фруктовый сад находится примерно в семи километрах от центральной усадьбы хозяйства. Садом управляет жена заместителя председателя СПК, он частенько приезжал к нам и просил не беспокоиться по поводу отсутствия договора. Мы верили ему и поначалу работали до восьми часов вечера без выходных, наивно надеялись на то, что наше рвение в хозяйстве оценят. Потом почувствовали подвох и стали заканчивать работу вместе со всеми сборщиками. Каждый день ждали встречи с председателем, чтобы заключить письменное трудовое соглашение, однако прошло две недели, а первое лицо хозяйства в саду так и не появилось. Мы окончательно разочаровались в работодателе и решили вернуться домой. 19 сентября после обеда прибыли в контору за расчетом. Ни председателя, ни его заместителя, ни главного бухгалтера в рабочих кабинетах не оказалось, и никто из подчиненных не мог нам сказать, где они находятся. В бухгалтерии на просьбу произвести расчет за выполненную работу лишь пожимали плечами. Трудового договора нет, сведений о нашем трудовом участии в хозяйственной деятельности кооператива - тоже.
У многих из нас даже не было денег на обратный билет. Постояв некоторое время на автобусной остановке, мы снова вернулись в контору. Нам дали подписать типовые договоры, в которых было указано, что наемный работник обязуется отработать на уборке яблок с 4 сентября по 3 октября, а работодатель обязуется заплатить ему за выполненную работу 1 366 576 рублей. После этого каждому выдали по 153 тысячи рублей. Остальное, пояснили нам, высчитали за питание, а поступить так с нами якобы велело начальство. Если вычесть из этой суммы стоимость проезда в Гродно и обратно домой, то чистый доход за две недели работы составил 83 000 рублей.
Ранее, рассказывает мужчина, они ездили на заработки в деревню Ольшаны Столинского района. Занимались там выращиванием овощей. Здешние фермеры ежедневно присылают за работниками автобус, а если добираешься сам, то возвращают стоимость проезда. Дневной заработок у них составляет от 150 000 рублей и выше. И дернул их черт поехать на "заработки" в СПК "Гродненский"!
Наши коллеги из "Вечернего Гродно" связались с СПК "Гродненский" и выяснили, что в хозяйстве считают, что работники заработали ровно столько, сколько сделали.
- Столинские рабочие трудиться не хотели, не соблюдали распорядок, опаздывали на работу или уходили раньше, в дождливую погоду могли не выйти на уборку яблок вообще, - пояснил председатель СПК "Гродненский" Александр Шантырь.
По словам председателя, за такое поведение при начислении заработка высчитали не 10 % от стоимости питания, как остальным работающим в этом колхозе, а все 100 %.
В договоре подряда со столинцами, однако, вычеты за питание как штраф не предусмотрены.
Главный экономист СПК "Гродненский" Михаил Луговцов пояснил:
"Обед и ужин в колхозе в день стоят примерно 70 тысяч. Из общего заработка бригады столинцев в 12 299 142 рубля была высчитана полная стоимость питания - 9 316 989 рублей. Получилось, что девять человек заработали 2 982 153, а за вычетом налогов "чистыми" каждый получил по 153 700 рублей. В целом столинцы собрали 62 434 килограмма яблок разного качества".
Кто платит и за что, должно быть прописано в договоре
Как пояснил "ВГ" главный правовой инспектор труда Гродненского областного объединения профсоюзов Андрей Кардаш, в договоре подряда должны быть указаны сумма, которую получает подрядчик по окончании работ, и срок, на который нанят человек. Также, по указу президента РБ № 314 от 6 июля 2005 года, в договоре подряда прописывают порядок расчета сторон, обязательство СПК по уплате за работников обязательных страховых взносов, обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда, основания досрочного расторжения договора, ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы. Кто платит за обеды и ужины, также должно быть прописано в договоре подряда либо в дополнительном договоре о питании. Что касается штрафных санкций за опоздания или прогул, применить их к подрядчикам сложно, так как у них, как правило, распорядка дня нет. Согласно п. п. 1.9 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса рабочие могут обратиться в суд, от госпошлины они освобождаются.