Ширина колеи
В Минске прошел Международный железнодорожный форум «Стратегическое партнерство 1520: Центральная и Восточная Европа»
Цифры в середине названия форума — это ширина колеи железнодорожного полотна на магистралях бывшего СССР. Ныне в условиях ускоряющейся интеграции экономик стран Евразии именно этот факт в каком-то смысле оказался символичным, ведь именно такой стандарт и связывает наши страны. Именно от него зависит увеличение товарооборота государств Таможенного союза, Единого экономического пространства и партнеров, а также взаимное желание этих стран сотрудничать более активно.
Беларусь приняла форум «Стратегическое партнерство 1520» впервые, и в месте его проведения многие также увидели глубокий символизм. Западная граница нашей республики — это не только внешняя граница новых интеграционных формирований и связующее звено между Евросоюзом и ЕЭП, но также и стык различных железнодорожных систем. Именно у нас «своя колея» шириной 1520 миллиметров переходит в европейский «формат» 1435 миллиметров.
Железнодорожники Беларуси, России, Казахстана, стран Прибалтики и других государств обсуждали развитие транзитного потенциала сухопутного коридора Восток—Запад, аспекты улучшения транспортных и логистических услуг Беларуси и стран Центральной и Восточной Европы. В рамках проведения форума были также затронуты вопросы по взаимодействию Беларуси, Казахстана и России в рамках Единого экономического пространства.
Открывавший форум белорусский премьер Михаил Мясникович в очередной раз отметил необходимость ускорения интеграции стран ЕЭП, в том числе и в сфере железнодорожного транспорта. Так как уже через год государства «тройки» поднимутся выше на один интеграционный уровень — Евразийский экономический союз, который потребует значительного развития инфраструктуры железнодорожных перевозок для усиливающегося транзитного потока по маршруту Азия—Европа—Азия. «Но в Беларуси в настоящее время большое внимание уделяется реализации масштабных инфраструктурных проектов, а также интеграции железной дороги в международные системы транспортных коридоров», — отметил положительный момент глава белорусского правительства.
Одна из главных тем форума — создание Объединенной транспортно-логистической компании Беларуси, России и Казахстана. Эта структура должна заработать уже в ближайшее время «и де-юре, и де-факто». Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сообщил журналистам: «Несмотря на сложности стыковки законодательств различных стран, принято принципиальное решение о поддержке создания ОТЛК, осуществляются конкретные действия, направленные на формирование имущественного вклада Беларуси в эту совместную компанию».
Кстати, как ранее подсчитывали специалисты Белорусской железной дороги, создание ОТЛК для нашей страны весьма выгодно, ведь этот проект обозначает автоматическое увеличение объема перевозок грузов по нашим магистралям. По прогнозам, объем перевозок контейнеров по территории Беларуси к 2020 году увеличится в 4,5 раза, что повысит выручку от использования железнодорожной инфраструктуры в 4,6 раза, а дополнительный вклад в ВВП республики — вдвое.